06 июля 2017г.
Многие философские идеи – вне времени. К таким идеям относят, например, саморазвитие, самопознание и самосовершенствование. В современном мире утвердилось: для того чтобы достичь более высокого уровня жизни, каждая отдельная личность должна стремиться к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию. Это поможет человеку достичь поставленных целей. Но сложность заключается в том, что самосовершенствование человека возможно только в условиях свободы, духовной, прежде всего.
Проблема свободы наиболее разносторонне рассматривается в философии экзистенциализма. В 20 веке между двумя мировыми войнами, когда человечество столкнулось с неизбежностью осмысления вопроса о своем предназначении в мире, зародилось такое философское направление, как экзистенциализм, так же известное как философия существования. Экзистенциализм поставил весьма значимые вопросы, которые постоянно волнуют человечество: Для чего живет человек? Каков жизненный путь? Свободен ли человек?
С самого начала развития философии, тема свободы волновала очень многих. Эта тема является центральной и философии 21 века. Можно сказать, что проблема свободы – тоже вне времени. Этот термин можно отнести практически ко всему: внутренняя свобода, свободный человек, свободное общество. Но, несмотря на столь обширное применение данного понятия, его смысл до сих пор претерпевает различные определения и формулировки в обществе и в среде ученых-философов. В экзистенциализме свобода есть также свобода выбора человеком самого себя. Личность представляется таковой, какой она сама себя свободно выбирает.
Жан Поль Сартр в своем главном труде "Бытие и ничто" раскрыл понятие "Свобода". По его мнению, мир - это "универсальное не то", полное отсутствие того, что ожидает человек, что противоречит его образам и понятиям. Быть реалистом - значит быть чужим сознанию. Сознание, поскольку оно пытается мыслить мир, от начала и до конца иллюзорно. Между сознанием человека и миром где он живет огромная пропасть, преодолеть которую практически невозможно. Человек волен сам создавать себя, потому что, изначально он дан себе только как существование. Он не завершен подобно вещи, и, по этому, сам делает из себя то, чем является: честного или подлеца, труса или героя. В своем внутреннем мире, полагает Сартр, мы не зависим ни от других людей, ни от общества, ни от религиозных и моральных правил, ни даже от собственного прошлого. Эта независимость - результат способности сознания все отрицать и освобождаться от всякого внешнего влияния. Сартр считал, что сущностью человека является свобода, то есть это возможность человека осуществлять свободный выбор собственной позиции. Когда человек попадает в ситуацию, в которой необходимо сделать выбор, он должен сам принять это решение. И только от его решения будет зависеть, кем в конечном итоге он будет. Человеческое сознание, по своей природе, само обречено на свободу, ведь при необходимости выбора, то или иное человек выбирает сам, он сам решает, кем ему быть, не имея опоры ни вне, ни внутри себя [1].
В настоящее время принято считать, что свобода это что-то притягательное, к чему все должны стремиться, это неотъемлемая часть счастливого существования любого человека. Но не все философы разделяют эту точку зрения. В своей известной работе "Бегство от свободы" Эрих Фромм пишет: "Почему современный человек, освобожденный от оков до индивидуалистического общества, которое одновременно и ограничивало его, и обеспечивало безопасность и покой, не приобрел внутренней свободы, реализации личностного потенциала, т.е. реализации своих интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и наделила смыслом его существование, но в тоже время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Одиночество, которое является логическим следствием подобной изоляции, невыносимо, и человек оказывается перед выбором: либо бежать от бремени свободы и искать укрытия под тенью новой зависимости, нового подчинения, либо соответствовать всем тем новым условиям, которые в дальнейшем приведут к реализации внутренней позитивной свободы, основанной на неповторимости каждой личности"[2].
В разные периоды нашей истории, как в древности, так и в настоящее время, все люди сталкиваются на протяжении своей жизни с непростыми ситуациями. Часто требуется сделать выбор, и человек сам принимает необходимое решение. Даже если обстоятельства диктуют то или иное решение, даже если нам рекомендуют, требуют или настаивают, мы сами решаем, поступать так, как велит нам наше сердце, либо слушать мнения других. Но, тем не менее, мы не можем быть "абсолютно свободными" в своих действиях, ведь наши решения сталкиваются с суровыми реалиями земного существования.
Свобода - это часть основного определения личности. Любое её ограничение должно вызывать протест, осознанный или бессознательный. В последнем случае человек чувствует, что ему плохо, часто создается ощущение некой душевной пустоты. Собственно в наше время не составляет труда найти, чем заполнить эту пустоту: социальные образцы поведения, интернет, телевидение, реклама дают человеку обширный спектр вариантов поведения. Этот выбор, особенно в малом возрасте, зачастую так же неосознанный. Углубившись в выбранный путь, человек оказывается зависимым, то есть неспособным по собственной воле вернуться к началу. Зависимость берет верх над сознанием человека. Она становится патологической – болезнью, разрушающей его дух, тело и человеческие отношения с другими людьми, его личностные и общественные связи.
С развитием технологий люди все больше превращаются в некого гибрида техники и человека. Например, автомобили, компьютеры, к которым все так привыкли, и без которых многие не представляют своей жизни. Мы становимся зависимыми от них, в какой-то степени они порабощают нас, и если это так, то можно ли сказать, что мы свободны?
Умение человека создавать самого себя, свой мир и мир других людей, является следствием его свободы - одной из основных характеристик человеческого существования. Человек - это и есть свобода. По мнению многих философов-экзистенциалистов, человек свободен, не смотря на реальные возможности осуществления его целей. Возможность выбирать и делать выбор, - это и есть свобода. Это не выбор между вариантами действий, а выбор своего поведения, отношения к той или иной ситуации. Это означает, что свобода в экзистенциализме, - это, прежде всего, свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида.
Список литературы
1. Сартр, Ж.-П. Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. – М.: Феникс, 2000.
2. Э. Фромм " Бегство от свободы". Минск.: Попурри, 1998.