Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

Изменения потребностей рынка труда, перемены в сфере отношений работодателя и работника, модификация самого понятия «специалист» определили реформирование российской образовательной системы. Возникла потребность в новой  образовательной парадигме, способной реализовать экогуманистические принципы конструирования информационного общества, которые обеспечивали бы устойчивость и безопасность социального развития [1, с. 22].

В первую очередь реформирование коснулось основных стратегических направлений, определяющих качество работы и имиджевую составляющую современного специалиста. Произошла переориентация с традиционных   критериев   «образованности»   и   «подготовленности»   на   критерии   «компетенции»   и «компетентности», предполагающим профессиональную подготовку не узконаправленной специализации, а широкого спектра общественно-значимых качеств. Компетентностный подход определил необходимый объем знаний, умений и навыков для выполнения определенного вида деятельности, а так же образовательный успех в отношении каждого обучающегося, его способностей к ответственному действию в контексте профессиональных, экономических, социально-культурных отношений.

Предложенные принципы современного образования составляют многоуровневую систему проявлений компетенций. Профессиональные компетенции определяются готовностью и способностью выпускника, используя полученные знания и умения, целесообразно, методически  грамотно и  самостоятельно решать стоящие перед ним задачи или проблемы с последующим анализом предпринятых мероприятий. Персональные компетенции детерминируются личностными качествами: самостоятельностью, ответственным отношение, критическим и конструктивным стилем мышления, надежностью, самодостаточностью, чувством долга, ценностными представлениями. Они определяются способностью индивида к самоосмыслению и самоанализу, умением эффективно проводить самопрезентацию в любых условиях с учетом внешних обстоятельств, готовностью принимать во внимание профессиональные и общественные требования и ограничения. В целом, персональные компетенции включают в себя умения демонстрировать свои способности и таланты, осмысливать и правильно выстраивать свои жизненные планы. Социальные компетенции обозначают готовность и способность успешно социализироваться в своем ближайшем окружении, эффективно и благополучно взаимодействовать с его участниками, соблюдая правила и принципы партнерской дискуссии, а также рационально проектировать гражданскую позицию [3].

Для реализации указанной программы модернизации современного образования на основе компетентностного подхода необходима в первую очередь интеграция научного знания, обеспечивающая формирование неразрывного единства мировоззренческой, социально-гуманитарной и специальной подготовки специалиста. В аспекте данной парадигмы выпускник должен обладать целостным видением и пониманием окружающего мира. Помимо специального профессионального знания ему нужны знания в сфере экономики, политики, менеджмента, психологии социального взаимодействия, делового общения и т.д.

Обеспечение необходимого синтеза технических, естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин на основе многоуровневой интеграции научного знания возложено на программу гуманитаризации современного образования. Сформированная как система определенных форм и методов организации учебно- воспитательного процесса, гуманитаризация образования заключается в развитии особого стиля мышления, ориентированного на восприятие, развитие и воплощение любого знания в контексте гуманизации человеческого бытия.

Дискурс гуманитаризации непосредственно соотносится с принципами гуманизации современного образования, что определяется следующими причинами. Во-первых, их общая направленность, устремленность на один и тот же результат: если «гуманизация – это направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей, как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности» [2, с. 18], то «гуманитаризация – это направление мышления и деятельности, ориентированное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного знания в качестве средства гуманизации жизни» [там же]. Родственность содержание гуманизации и гуманитаризации очевидна, если первое выступает в качестве цели, то второе служит средством её достижения. Во-вторых, их общая противопоставленность технократизму – явлению, абсолютизирующему роль техники и материального производства. Именно такое идеологическое разведение нравственных основ и технических знаний породило в современном обществе ряд проблем экономического, экологического, национального характера.

Направленность на профессиональную подготовку узконаправленной специализации, несерьёзное, игнорирующее отношение к социально-гуманитарным наукам противоречит всестороннему и свободному развитию личности. Непринятие гуманистических идей в качестве фундамента, освоение общественного бытия и сознания приводит к возникновению не только примитивного, но и опасного типа людей. Таким образом, для преодоления технократических тенденций, ведущих к социальным катастрофам необходимо повышать качество гуманитарного образования. Гуманитаризация в данном процессе выступает в роли связующего звена между техническим обучением и формированием гуманистического мировоззрения, обеспечивает гармоничное единство человеческого бытия, взаимодополняемость рационально-экспериментального и нравственно- эстетического способа познания. Такое осмысление гуманитаризации подводит к тезису, сформулированному Р.Шустерманом: «гуманитарные науки тесно связаны с развитием нашей человечности», так как «подлинная человечность не просто задается генетикой, но достигается воспитанием, в котором тело, дух и культура должны быть объединены самым тесным образом» [4, с. 53].

В связи с этим возрастает роль социально-гуманитарных дисциплин в системе вузовского образования. Особое значение они имеют в процессе становления личности студента, способствуя развитию гуманистических ценностей, творческих интенций, организационных и коммуникативных способностей, формированию личностной готовности к профессиональной деятельности, расширению эстетического сознания, развитию способностей к самообразованию. Так гуманитаризация образования с утверждением компетентностного подхода в своем содержании, проектирует принцип гуманизма, заключающийся в отношении к человеку как высшей ценности.

Социально-гуманитарный цикл в  процессе образования помогает преодолеть односторонность технического рационализма и его функциональную ограниченность, сформировать целостный, объективный взгляд на социальную реальность, приобрести социально важные знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности. Вместо образования, транслирующего определённую сумму знаний, необходимо сформировать учебно-воспитательное пространство, побуждающее студента к актуализации знания и развитию его творческих интенций. Поэтому первостепенной задачей гуманитарных дисциплин в современном вузе выступает формирование общекультурных компетенций, призванных облегчить освоение не только профессиональных знаний, но и качеств важных для его будущей социальной адаптации и социализации. Таким образом, принципы компетентностного подхода основаны на идее воспитательно-социализирующего потенциала социально-гуманитарных наук в системе образования. Скорость современных общественных изменений усложняет функциональность системы образования, а новые эволюционные принципы совместности требуют наличия  универсальности  подготовки  будущих  специалистов.  Гуманитаризация  призвана  обеспечить гуманистический  характер  обучению,  сформировать  пространство       для  творческой  реализации  нового образовательного поколения.

 

Список литературы

1.     Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы // Социально- гуманитарное знании, 2001. №3. С. 20-26.

2.       Солта Г.С. Гуманитарное учение или гуманизм. – М.: Издание Посредника. 1896. 144 с.

3.     Стегний В.Н. Компетентностный подход к содержанию цикла ГСЭД при подготовке инженера // Высшее образование в России, 2011. № 1. С. 77-81.

4.     Шустерман Р. Мыслить через тело: гуманитарное образование // Вопросы философии, 2006. № 3, С. 51-56.