Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«МИНИМИЗАЦИЯ» ПОНЯТИЯ ИСТИНЫ В РАМКАХ ДЕФЛЯЦИОННЫХ ТЕОРИЙ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

После октября 1917 г. в России долгое время господствовала марксистская парадигма и диалектико- материалистическая трактовка истины. В советский период проблема истины решалась в рамках теории отражения. Переосмысление марксистской методологии познания, восстановление исходных представлений о характере познания как процессе, осуществляемом человеком в границах своей субъективности, но в условиях социальной обусловленности, позволили начать обсуждение проблемы истины в новой методологической парадигме.

Современные подходы к проблеме истины оформились в русле нового, неклассического типа рациональности. Существенным фактом философии XX в. явилось умножение теорий истины. Если классическая философия знала об истине зачастую не более чем то, что ее суть состоит в соответствии фактам, а значение - в выражении несомненного знания, то неклассика породила известное разнообразие того, что ныне известно под названием «теорий истины». Теоретическое разнообразие рефлексии над понятием «истина» привело к постановке принципиально нового вопроса об истине следующим образом: что значит для философии иметь понятие истины? Не будет ли лучше, если термин истина будет изъят из языка философии как избыточный?

Нетрадиционные концепции истины зарождаются уже в рамках прагматического подхода к истине. И первый шаг здесь делается в направлении расширения понятия знания, преодоления жесткой демаркации научного и вненаучного когнитивного опыта. При этом все формы и типы поведения, деятельности и коммуникации обретают когнитивный смысл и становятся предметом эпистемологии. Истина уже не норма, которая используется для совершенствования, ограничения  и оценки знания, это просто максимально приближенный к реальности образ знания «как оно есть» во всем его многообразии.

Появились взгляды, согласно которым термин «истина» вообще может быть принципиально исключен из значимого философского контекста, ввиду того факта, что понятие истины невозможно ввести таким образом, чтобы оно не предполагало бы никакой метафизической отсылки. И, с другой стороны, понятие истины не несет более никакого собственно философского (в новом, деметафизированном свете) значения. А потому оно может быть элиминировано, а его теоретические функции могут быть перераспределены между иными компонентами теории. В зависимости от того, каким образом осуществляется данное перераспределение, выделятся варианты «минимизации» истины.

Сторонники постмодернизма относятся к проблеме истины без почтения. Любой текст имеет у них много смыслов, а смысл понимается как чувства, значение внешнего мира в качестве критерия истины фактически опровергается. Идеологи постмодернизма абсолютизируют момент релятивности в развитии познания. Они реставрируют восходящую к античным скептикам трактовку истины как не более чем «вооруженной веры» (Карнеад) или субъективной уверенности (истин столько, сколько познающих). Подобный гносеологический скептицизм разворачивается на фоне трансформации классической структуры познавательного отношения в духе «смерти субъекта» и «языковых игр»  как синдрома смерти объекта. Понятие истины девальвировалось от фундаментальной категории философской теории познания до уровня одного из этических регулятивов научной деятельности.

Одно из наиболее «молодых» исследовательских течений в современной философии можно обозначить словом «дефляционизм», объединяющим различные вариации «минимизирующих» истину теорий (элиминационная теория, теория лингвистического значения, теория референции, теория ценности и морали, теория фактов, дисквотационная теория). Ключевыми понятиями указанных теорий являются истины, лингвистического значения, референции, ценности, блага и факта. Наиболее известными сторонниками аналитического дефляционизма сегодня являются П. Хорвич, Д. Стольяр, X. Филд и ряд других. Согласно дефляционизму  понятие  истины  является  лишь  специфическим  логико-лингвистическим  инструментом, используемым для получения утверждений, которые не могут быть получены каким-либо другим образом без привлечения соответствующей  широкой метафизической позиции. Понятие  истины играет роль в формулировании особого вида обобщений в косвенной речи без привлечения какого-либо технически сложного и философски трудно обосновываемого аппарата квантификации. Квантификация (от лат. quantum – сколько и facio – делаю) – выявление объемов субъекта и предиката суждения (в смысле традиционной логики) с помощью введения в него слов «все» («каждый», «любой») и «некоторые». Совокупность дефляционных теорий называют еще дефляционной метафизикой, так как эти теории раскрывают некоторые базовые принципы функционирования языка и его связи с миром [1, С. 34].

Согласно элиминационной (от лат. eliminare – изгонять за порог, исключение, удаление, устранение) концепции, цель науки – не достижение абсолютной истины, а создание эмпирически адекватных теорий. С этой точки зрения понятие эмпирической адекватности более приемлемо для науки, чем понятие истины в ее классическом понимании. «Изгнание» самого понятия истины обосновывается представителями этой концепции тем, что науке нужна не истинная, а приемлемая научная теория. «Истина не является свойством ни высказываний, ни фактов, ни чего бы то ни было вообще» (Г. Фреге). Понятие истины избыточно. Употребление понятия истины оправданно, только если необходимо сокращение, чтобы избежать нудного перечисления примеров какого-нибудь правила (закона). В этом и только этом случае говорят «Правило (закон) R истинно». Под R понимаются различные сущности, пропозиции или предложения, убеждения и т.п.

Одна из разновидностей элиминационной теории – конвенционалистская концепция истины (лат. conventio –    соглашение, договор). Эта концепция предлагает заменить понятия истины понятием интерсубъективного согласия. С этой точки зрения научное сообщество (на основе интерсубъективного соглашения) само может решать, что считать приемлемым,  подтвержденным, эмпирически адекватным.  «Истина – это  соглашение». Представители: К. Айдукевич, А. Пуанкаре, К.-О. Апель.

Можно выделить трудности применения дефляционных концепций истины. Если под R понимаются пропозиции (определенная форма мысли, понятие суждения, обладающее свойством выражать либо ложь, либо истину, отрицать или утверждать что-либо о предметах действительности), то дефляционизм тривиален, а если – предложения, то дефляционизм ложен [2, С. 32]. Утверждать что-либо означает иметь доказательство его существования. Но тогда истина не равносильна утверждению, т.е. доказательству высказываний. Курт Гедель в 1931 г. доказал, что любая непротиворечивая теория, содержащая арифметику в качестве своей части, включает высказывания, которые из нее не выводимы, т.е. истинность и ложность которых в ней не доказывается. Следовательно, понятие истины не равносильно понятию утверждения (доказательства), по крайней мере в формальных языках.

Идея многомерности является на сегодня наиболее востребованной в исследованиях истины. Доказательством могут служить сборники трудов сотрудников Института философии РАН «Многомерность истины» (2008). Ряд авторов, А.Л. Никифоров, Л.А. Маркова, А.П. Огурцов, полагают, что философско- методологическое содержание понятия истины нуждается в существенной корректировке или даже замене понятия истины научным смыслом. Они мотивируют это тем, что в течение XX в. понятие истины постепенно вытеснялось из философии науки [3].

Несмотря на развернутую критику «минимизации» в отношении истины, очевидно, что во второй половине XX в. сформировался новый блок теорий истины, представляющий современный неклассический тип рациональности. Показательно, что «минимизирующие» теории не заменяют, а дополняют существующие концепции истины. Разработка «минимизирующих» теорий истины выявляет необходимость гармонизации отношений между изменившимся типом рациональности и базовыми ценностями человека, в число которых входит истина.

 

Список литературы

1.     Ламберов, Л.Д. Дефляционизм как метафизическая концепция / Л.Д. Ламберов // Вестник  Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология - 2013. - № 4 (24). – С. 33 – 39.

2.     Ламберов, Л.Д. Дефляционизм, контекстуальность и теория значения / Л.Д. Ламберов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2011. - № 4 (16). – С. 31 – 37.

3.     Истина в науках и философии: научное издание / Институт философии РАН; под ред. И.Т. Касавина и др. – М.: Альфа-М, 2010. – 492 с.

4.     Лукманова, Р.Х. Истина как многомерная философская категория: Монография / Р.Х. Лукманова. – Уфа: ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», 2008. – 229 c.

5.     Аналитическая философия: учебное пособие / Под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. - Издательство: М.: РУДН, 2004. - 740 с.