Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О КУЛЬТАХ ВОИНОВ V МАКЕДОНСКОГО ЛЕГИОНА В НИЖНЕЙ МЕЗИИ И ФРАКИИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

Задача всестороннего изучения цивилизаций прошлого предполагает изучение такого аспекта истории Древнего Рима, как религия и культы римской армии. В статье выявляются религиозные культы воинов V Македонского легиона, расквартированного на Балканах. В вотивных памятниках упоминаются Юпитер, Капитолийская триада, Диана, Лары, гении-покровители мест. Источники свидетельствуют об отправлении мистических культов Митры и Кибелы. Среди римских богов нашлось и место фракийским богам - Герою- всаднику и Зевсу Сбелсурдскому. Во  втором веке ветеран V Македонского легиона исполнял обязанности главного жреца императорского культа провинции Нижняя Мезия.

Общеизвестно, что величие такой мировой средиземноморской державы как Римская империя держалось на двух столпах – религиозности жителей и профессиональной армии. С конца XIX в. изучение военной истории Римской державы развивается наиболее динамично. Источниковая база для этих исследований постоянно, можно даже сказать ежедневно, пополняется за счѐт новых эпиграфических открытий. Учѐные-историки всѐ больше обращают внимание на жизненные темы, такие как культурная и идеологическая роль армии, прежде всего в провинциях римской державы.

В этом потоке работ, в подавляющем большинстве которых исследуются чисто военные вопросы: принципы комплектования и организации армии, дислокация частей, их этнический и социальный состав, тактика ведения боевых действий, вооружение, снаряжение, фортификация и т. д. – крайне редко встречаются работы, специально посвященные изучению религии армии, анализу культов, отправлявшихся солдатами, офицерами и ветеранами.

К настоящему времени специально исследованы культы римской армии в Британии (Дж. Ричмонд, Н.И. Соловьянов), Западных провинциях (Н.И. Соловьянов), Африке (Н.И. Соловьянов), Риме и Италии (Н.И. Соловьянов), дунайско-балканском регионе (Н.И. Соловьянов, С. М. Рубцов, A. B. Колобов), Восточных провинциях (Н.И. Соловьянов). [Соловьянов, 2012, с. 25-31].

Однако работ о религиозных  предпочтениях воинов конкретных воинских подразделений в мировой историографии нет

Цель данного исследования – выявить пантеон и особенности культов, отправлявшихся воинами V Македонского легиона, в период пребывания в Нижней Мезии и Фракии.

Первостепенное значение для решения этой задачи имеют эпиграфические памятники: посвятительные, строительные, надгробные надписи и вотивные рельефы воинов.

V Македонский легион вел свою историю от позднереспубликанских легионов Цезаря. Это можно предположить на основании того, что он имел на своем знамени рядом с орлом изображение быка.

Начало его деятельности на территории будущей провинции Нижняя Мезия следует отнести к первым десятилетиям новой эры, когда он вместе с IV Скифским легионом составлял гарнизон объединенных провинций Македония и Ахайя. После организации провинции Мезия легион был переведен в Рациарию и находился там до 46 года.

При присоединении к Мезии северной части Одрисского царства он был передислоцирован в Эск, где оставался до шестдесят второго года. Его первое пребывание в Эске засвидетельствовано рядом стоительных, вотивных и надгробных надписей.

Во время последовавшего затем десятилетнего отсутствия в Мезии легион принял участие в операциях римской армии в Армении, при Корбулоне, штурмовал гору Гарацин в Самарии, принял участие в покорении гамалов в Галилее. В период с 68 по 70 гг. находился в лагере у Эммы, где его пребывание засвидетельствовано надгробными памятниками солдат, отличился при штурме Иерусалима. После окончания Иудейской войны сопровождал Тита в Александрию и оттуда весной 71 года был возвращен в свой старый мезийский лагерь – Эск.

Во время своего второго пребывания в Эске V Македонский принял участие в Дакийских войнах, и после завоевания Дакии вновь покинул свой старый лагерь и переместился в Трэзм, где оставался до времени Марка Аврелия и оставил большое число памятников. В период своего 60-ти летнего пребывания в Трэзме легион поставлял рядовой состав для вексилляций нижнедунайской армии в Северное Причерноморье, а также для участия в Иудейской войне Адриана, принял участие в походе Траяна в Армению и в римско-парфянской войне (161-165 гг.). В связи с новой организацией трех дакийских провинций, вызванной Маркоманской войной, сразу после возвращения с парфянской войны легион был придан дакийской армии и опять, более чем на сто лет, покинул пределы Нижней Мезии.

В качестве постоянного лагеря в Дакии V Македонский имел Потаиссу, где его пребывание также отмечено большим количеством эпиграфических памятников различного характера. Во времена Коммода легион получил почетное наименование pia fidelis costans Commoda. В гражданских войнах 193-197 гг. легион поддерживал Септимия Севера и совместно со своим дочерним XIII Сдвоенным поставлял ему вексилляции. Наконец, в период царствования Аврелиана, V Македонский вновь был возвращен в свой старый нижнемезийский лагерь близ Эска, где и оставался до V века. [Ritterling, 1925, coll. 13262]

Однако число дошедших до нас вотивных памятников легиона относительно невелико.

В плане религиозной практики, прежде всего, это памятники с упоминанием воинов-жрецов, связанных с культом императоров: имагниферы [Добруски, 1901, c. 25. № 65.], понтифики и фламины Тита Флавия [ILS. 1092], божественного Адриана [ILS. 1364], воины, входившие в коллегии почитателей императоров: Августа [ILS. 6329, 1062, 1135], Адриана [ILS. 1141, 1174], Марка Аврелия [ILS. 1160].

Так же обнаружены почетные надписи на постаментах бюстов императоров: Антония Пия.

От примпила легиона V Македонского Тиберия Клавдия Цельса.

От Марка Аврелия и Люция Вера центурионов V Македонского. Посвящения высшим богам Рима за здравие и благополучие императоров. Юпитеру Наилучшему Высочайшему.

От ветеранов V Македонского и XI Клавдиева легионов.

От ветеранов и граждан римских села Квинтион, Марка Аврелия и Люция Вера центурионов легиона V Македонского.

Ветераны римской армии играли большую роль в отправлении культа императоров. Во втором веке даже обязанности главного жреца императорского культа провинции Нижняя Мезия исполнял ветеран V Македонского легиона. [CIL III. 13727, 6168, 6169, 6230. IdScM, 273. 57 a, b. IGBulg., III (1), 1517, Штаерман,1946, c. 263.]

Поставленные воинами и ветеранами легиона эпиграфические памятники, в которых упоминается Юпитер Наилучший Высочайший, можно условно подразделить на несколько подгрупп.

Во-первых, посвящения одному Юпитеру.

За здравие, победы и согласие Марка Аврелия и Люция Вера. Центурионом V Македонского Элием Квинтианом Магнифилием. Магистратами Трэмза, ветеранами V Македонского

За здравие императора Адриана.

Ветеранами и гражданами римскими, проживавшими в канабе V Македонского Трэзме, совместно с их магистратами, ветеранами легиона Гаем Валерием Пудентом и Марком Ульпием Леонтием (вероятно, греком по происхождению, на что указывает его когномен).

За здравие Антония Пия и его цезаря Аврелия Вера.

Ветеранами V Македонского и членами их семей в благодарность за назначение глав семейств членами городского совета Трэзма.

Во-вторых, Юпитеру в составе Капиталийской троицы: Юпитер, Юнона, Минерва. [IdScM, 5, 297; Ibid, 159; ILS 5417; ILS 2442; ILS 9103; ILS 9073; ILS 9125. ]

Капитолийской триаде за здравие императора Адриана поставили алтарь ветераны и граждане римские, проживавшие в канабе V Македонского. [CIL III 6166.]

В- третьих, Юпитер связан с местными фракийскими божествами.

В одной надписи он имеет эпитет, произведенный от фракийского личного имени. Во второй связан с фракийским Героем-всадником.

Памятники поставлены ветераном Марком Юлием Фронтианом из Ad Putea и Квинтом Требелием, родившимся в Риме центурионом V Македонского и трецинарием третьей когорты преторианцев.

Посвящения датируются рубежом II-III вв. Имена дедикантов – чисто римские. Появление их обусловлено влиянием местного фракийского населения на римских воинов.[Соловьянов, 1986, c 143]

Таким образом, Юпитер в посвящениях воинов и ветеранов выступает как бог-покровитель императоров.

Популярность культа Юпитера среди военных обуславливалась не только желанием поставить себя под покровительство могущественного бога, который будет помогать им переносить тяготы службы, но и тем, что отправление культа являлось актом проявления лояльности к правящей династии и «вечному» Риму. В синкретичных связях Юпитера с местными и восточными божествами проявился присущий империи II-III веков процесс «ренационализации» традиционной римской религии.

К первому веку относится вотивная надпись Диане, обнаруженная близ Эска. Памятник установлен от имени Децима Муссидия Прокула, центуриона V Македонского.

Лары упоминаются в эпитафии ветерана V Македонского, который, отслужив 25 лет в легионе в Дакии, возвращается на свою родину – канабное поселение Трэзм – к своим ларам (reverses ad lares suos). [ILS. 2123].

Лишь одна надпись свидетельствует о почитании гениев-покровителей мест. Посвящение поставлено Юлием Валерием, ветераном V Македонского и магистратом села Вергобриттиана. Отсутствие посвящений гениям мест от воинов действительной службы вызвано, видимо, тем, что до конца III века воины находились на казарменном положении, не имели семьи. Их домом был лагерь, в котором они проводили большую часть времени в период службы.[Соловьянов, 1986, c. 145]

Представлены и местные фракийские божества.

Один памятник поставлен в честь Зевса Сбелсурдорского.

Это скальный рельеф Зевса Сбелсурдорского, выполненный вексиляриями V Македонского легиона под командованием Юлия Вибия. Рельеф относится к III веку.

О характере культа Сбелсурда у фракийцев мы имеем весьма слабое представление. У древних авторов это имя не упоминается. По-видимому, это было локальное солярное божество. На это, по мнению исследователей, указывает входящий в его наименование корень «sbel» , означающий в переводе «блистающий». В период римского владычества, как мы можем видеть из приведенной выше надписи, культ Сбелсурда сливается с культом Зевса.

Из восточных культов наибольшей популярностью среди воинов нижнемезийского гарнизона пользовался культ Митры. О его почитании свидетельствуют как находки его рельефов в местах дислокации войск, так и посвятительные надписи офицеров римской армии.

Например, Луция Валерия Фиска – центуриона V Македонского.

В селе Коприво (ант. Никополь) обнаружена вотивная надпись Deum Matri Magnae от Гайи Валерии, жены Гая Валерия Лонгина, ветерана V Македонского легиона. Надпись датируется II веком. [Тачева-Хитова, 1982, Разд. V. № 1; IGBulg. I, 24 bis;.CIL III 7483; Найденова, 1975, № 103].

И, наконец, эпитафия ветерана V Македонского, который, отслужив 25 лет в легионе в Дакии, возвращается на свою родину – канабное поселение Трэзм – к своим ларам и к своей матери Марции Василисе, которая является матерью дендрофоров коллегии почитателей Кибелы. Памятник датируется рубежом  II-III веков.[ILS. 2123]

И так, в вотивных памятниках упоминаются Юпитер Наилучший Высочайший, Капитолийская триада, Диана, Лары, гении-покровители мест. Источники свидетельствуют об отправлении мистических культов Митры и Кибелы. Среди римских богов нашлось и место фракийским богам - Герою-всаднику и Зевсу Сбелсурдскому. Во втором веке ветеран V Македонского легиона исполнял обязанности главного жреца императорского культа провинции Нижняя Мезия.

 

Список литературы

1.      Добруски В. Археологически издирания в Западна България // Мсб. XVIII. кн. I. 1901. С. 1-46.

2.      Corpus Inscriptionum Latinarum consilio et auctoritate Academiae litterarum regiae Borussiae editum. Berolini. Vol. I–XVI. Ed. 2. 1893-1955

3.      Desau H. Inscriptiones Latinae Selectae. Berolini. Vol. I–IV. Ed. 2. 1954-1955.

4.      Inscriptiile din Scytia Minor. Bucuresti.

5.      Michailov G. Inscriptiones Graecae in Bulgaria repertae. Serdicae.

6.      Найденова В.П. Мифраизм в Нижней Мезии и Фракии: дис. … канд. ист. наук. М., 1975.

7.      Соловьянов Н.И. Культы римской армии на верхне-дунайском лимесе // Вестник КГПУ, 2015 (2). С.

8.      Соловьянов Н.И. О культах римской армии в Нижней Мезии и Фракии в I-III вв. н. э. // Проблемы идеологии и культуры в раннеклассовых формациях. М.: МГПИ им. Ленина, 1986;

9.      Соловьянов Н.И. Религия римской армии. К историографии проблемы // История мировых цивилизаций, культурные события как отражение общественных процессов: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 27 апреля 2012 г. Красноярск: КГПУ, 2012. С. 25-31.

10.   Тачева-Хитова М. История на източните культове в Долна Мизия и Тракия V в. пр. н. э.-IV в. от н. э. София: БАН, 1982.

11.   Штаерман Е.М. Этнический и социальный состав римского войска на Дунае // ВДИ. 1946. № 3. С. 256-266.

12.   Ritterling E. Legio // Pauly-Wissowa-Kroll. Encyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft. Stuttgart. Bd. XII (1925). Coll. 13262 etc.