Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

В статье анализируются сущность, современное состояние и перспективы развития основных элементов Национальной системы квалификаций России.

Ключевые слова: национальная система квалификаций, национальная рамка квалификаций, отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты, инженерные кадры.

В российской экономике до сих пор остро стоит проблема нехватки высококвалифицированной рабочей силы. Повсеместно констатируется наличие разрыва между спросом и предложением на рынке труда, а также потребность работников в длительном периоде адаптации после трудоустройства. Такая ситуация связана с несоответствием компетенций, требуемых на рабочем месте и получаемых выпускниками в процессе подготовки.. Особенно большие сложности в  заполнении вакансий отмечаются  для инженерных и рабочих специальностей. В этих условиях требуется построение новых, более эффективных регулятивных систем в области подготовки специалистов. Следовательно, во взаимодействии современного образования и рынка труда большое значение имеет формирование такой системы стандартов, которая давала бы возможность согласовывать требования работодателей с намеченными результатами подготовки специалистов в высших учебных заведениях. В этой роли способна выступить Национальная система квалификаций, возможности формирования и совершенствования которой в России активно обсуждаются последние 10 лет.

Актуальность создания такой системы обусловлена и процессами интернационализации образовательного пространства, требующими согласования образовательных стандартов не только внутри государства, но и на международном уровне. Национальные системы квалификаций разрабатываются более чем в 130 странах по всему миру. Их формирование служит шагом к упорядочению потоков трудовой миграции, так как появляется возможность обоснованного сравнения дипломов и квалификаций, присвоенных в разных странах [3]. Создание общей системы квалификаций может также послужить ориентиром для формирования будущими специалистами своих образовательных траекторий с учетом требуемых знаний умений, навыков и практического опыта для получения определенной квалификации.

В систему квалификаций входят следующие компоненты:

-   перечень сфер профессиональной деятельности с указанием возможных уровней квалификации;

-   профессиональные стандарты и официальные процедуры их признания;

-      каталог квалификаций, упорядоченных по уровням, и список необходимых для их получения компетенций;

-      система обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и сертификации  квалификаций, освоенных в ходе формального и неформального образования, трудового опыта) [5].

Основой системы квалификаций России, базирующейся на компетентностном подходе и профессиональных стандартах, выступает Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК РФ). Она была разработана с целью соединить две сферы: сферу труда и сферу образования, структурировать имеющиеся виды трудовой деятельности и стандарты профессиональной подготовки, и включает в себя обобщенное описание характеристик всех квалификационных уровней и способов их достижения. Данный документ был создан в соответствии с Соглашением о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 года. При разработке НРК РФ принимался во внимание опыт формирования Европейской рамки квалификаций и национальных рамок квалификаций стран, участвующих в Болонском и Копенгагенском процессах.

Первый проект НРК РФ был опубликован в  2008 году. После его обсуждения  на различных международных форумах в 2011-2012 годах была разработана вторая редакция рамки квалификаций, учитывающая отзывы и рекомендации международных экспертов, а также опыт применения изначального проекта в формировании программ профессионального образования и профессиональных стандартов [8].

Национальная рамка квалификаций 2012 года содержит краткое обобщенное описание (дескрипторы) широты полномочий и ответственности, знаний и умений, характеризующих каждый из девяти квалификационных уровней. Российская рамка квалификаций включает в себя на один уровень больше, чем европейская, что объясняется наличием в стране не имеющего аналогов за рубежом уровня доктора наук. Содержание дескрипторов от более низкого уровня к более высокому претерпевает сначала количественные изменения, выражающиеся в приращении новых показателей, а затем и качественные, что обеспечивает преемственность при переходе от одного уровня к другому. Обобщенность описания оставляет значительную свободу для формирования отраслевых рамок.

Еще один элемент рамки квалификаций – описание путей достижения квалификационных уровней, включающее обобщенные требования к образованию, профессиональной подготовке и в обязательном порядке предполагающее наличие практического опыта, а начиная с шестого уровня – и общественно-профессионального признания в своей отрасли.

При публикации проекта НРК подчеркивается, что в его текст могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования. Действительно, рамка квалификаций должна находиться в динамике, поскольку отношения между самими квалификациями внутри рамки непрерывно изменяются и усложняются: постоянно идут процессы преобразования системы образования, меняются и требования, предъявляемые к деятельности специалиста в различных сферах.

Помимо общей рамки квалификации в систему квалификаций входят отраслевые рамки, конкретизирующие описание квалификаций для определенных сфер профессиональной деятельности. Они имеют более сложную структуру: в отдельных случаях к общим дескрипторам добавляется описание личностных компетенций, конкретных видов трудовой деятельности,  соответствующих профессиональным областям [6], укрупненных трудовых функций, учреждений, в которых могут работать сотрудники с определенным уровнем квалификации [2]. Отраслевые рамки формулируются в сотрудничестве с объединениями работодателей и профессиональными организациями, при участии экспертов. На сегодняшний день разработаны рамки квалификаций автомобилестроения, электроэнергетики, ракетно-космической промышленности, атомной энергетики, фармацевтической промышленности, лесного хозяйства, строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также специальностей, связанных с информационными технологиями. Затронуты всего восемь профессиональных областей. Для остальных отраслевых рамок имеются только временные методические рекомендации и предложения по разработке. При этом во многих других странах, даже учитывая то, что отраслевыми рамками квалификаций охватываются только приоритетные специальности, таких документов на два порядка больше. Так, в Южной Корее разработаны стандарты для 727 профессиональных областей, в Германии – для 400, в Дании – для 123 [10].

Рассмотрим подробнее отраслевые рамки квалификаций, описывающие инженерные специальности. В 2014 году была разработана рамка для вида деятельности «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства». В ней сформированы требования к четырем обобщенным направлениям профессиональной деятельности, входящих в данную отрасль, включающие помимо основных характеристик описание укрупненных трудовых функций более частных специализаций, а также рекомендуемые наименования должностей в рамках этих специализаций. Дескрипторы полномочий и ответственности, умений и знаний, пути достижения квалификаций конкретизированы и расширены в соответствии со спецификой отрасли. В документе представлено описание уровней квалификации с четвертого по седьмой [9].

Также был сформирован проект отраслевой рамки для отрасли «Архитектурно-строительное проектирование». В этом документе представлены требования для квалификационных уровней с третьего по седьмой, каждый из которых разбит на несколько подуровней. В рамку помимо основных дескрипторов включены описания содержания трудовой деятельности и возможные наименования должностей, соответствующие выделенным подуровням. Список соответствующих отрасли специализаций вынесен в отдельную таблицу в приложении [13].

Проведенный анализ существующих отраслевых рамок квалификаций, связанных с инженерными специальностями, показал, что они различаются по структуре, полноте и количеству дополнительных элементов. И если стремление к содержательной унификации может негативно сказаться на качестве рассмотренных документов, то унификация их формы и структуры могла бы существенно облегчить работу с ними.

В целом можно заключить, что формирование Национальной системы квалификаций в России сегодня находится на начальном этапе. Предстоит создание отраслевых рамок квалификации для многих профессий, совершенствование системы присвоения и подтверждения квалификаций.

Относительно системы оценки квалификаций Министерством труда и социальной защиты РФ были высказаны предложения по введению дополнительно к аттестации работников, проводимой работодателем, сертификации квалификации работников, осуществляемой независимыми организациями. Необходимость введения такой системы объясняется усложнением оценки квалификации работников в организации из-за повышения сложности их трудовых функций и трудоемкости технологических процессов в целом [4].

Система сертификации получила наиболее заметное развитие в сфере информационных технологий, действуя на международном уровне и давая сотрудникам возможность получить от разработчиков программного обеспечения и производителей оборудования документы, подтверждающие уровень их квалификации, независимо от работодателя. Центры сертификации профессиональных квалификаций выпускников по широкому спектру специальностей в последнее время созданы во многих регионах России: в настоящий момент действуют 10 экспертно-методических центров в приоритетных отраслях, открыты и готовятся к открытию 44 центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций [16].

Формирование национальных рамок квалификаций не должно становиться последним этапом в разработке систем стандартов такого рода. Образовательные стандарты в  разных странах существенно различаются, и национальные рамки во многом подстраиваются под запросы и реалии конкретных государств. Процессы глобализации, форсирующие и трудовую, и образовательную миграцию, требуют создания общих систем, упорядочивающих требования к квалификации персонала, предъявляемые в разных государствах.

Первый опыт разработки такой системы – европейская рамка квалификаций (ЕРК), которая дает странам Европы возможность согласовать национальные рамки, предоставляя описание уровней квалификации на более высоком уровне обобщения, стирая национальную специфику, и, следовательно, делая национальные границы более прозрачными. Общие требования и стандарты облегчают смену образовательных учреждений и места работы в разных странах, на которые распространяется действие ЕРК.

Создание подобной системы, включающей в себя Национальную рамку квалификаций России, может стать следующим шагом в развитии перспектив роста профессиональных кадров.

Требования, предъявляемые к уровням квалификации в отраслевых рамках, конкретизируются в содержании профессиональных стандартов. Необходимость их разработки впервые была осознана в Европе в 80-е годы XX века, когда проявилось несоответствие между уровнем подготовки выпускников и требованиями работодателей. Изначально создавались частные отраслевые стандарты, позже появились общие для всех профессиональных областей принципы их построения, началось оформление стандартов в единую систему.

В конце 2012 года профессиональные стандарты получили в России официальный статус документов, которые могут использоваться наряду с действующими квалификационными справочниками, введенными в советское время (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих) [15]. В это же время в Трудовом кодексе появилось официальное определение профессионального стандарта как «характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности», которая, в свою очередь включает знания, умения, профессиональные навыки и практический опыт работника.

Профессиональный стандарт представляет собой документ, содержащий подробный структурированный перечень общих и специальных профессиональных знаний, умений и навыков, требуемых для осуществления определенной профессиональной деятельности, а также описание соответствующих ей трудовых функций. Профессиональные стандарты носят рекомендательный характер, при этом планируется принятие закона об их обязательном применении в организациях, где государственное участие превышает 50% от уставного капитала.

Профессиональные стандарты могут применяться работодателями при определении трудовых функций работников, формировании должностных инструкций, определении уровня заработной платы, заключении трудовых договоров, проведении аттестации и организации обучения работников. Также они могут использоваться образовательными учреждениями при формировании образовательных программ и оценке качества обучения, при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [12]. Пользуясь информацией, представленной в профессиональных стандартах, работающие граждане могут определять свою квалификацию и планировать карьерный рост, а молодежь – формировать образовательную траекторию в соответствии с выбранной профессией. Еще одна из возможностей, которую в перспективе могут обеспечить профессиональные стандарты, связана с признанием профессиональных квалификаций вне образовательных учреждений.

До недавнего времени отмечался стихийный и бессистемный характер формирования требований к тем или иным профессиям, в недостаточной степени  учитывавших специфику и возможности образовательного процесса, констатировалась незавершенность существующих профессиональных стандартов [1].

Впервые задача создания профессиональных стандартов была поставлена на государственном уровне в 1997 году. В то время они были документами, созданными и утвержденными уполномоченными государственными организациями. После 2005 года утверждение профессиональных стандартов перешло в ведение крупных общественных организаций – Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и созданного на его основе Национального агентства развития квалификаций (НАРК). Этими организациями были разработаны формы и процедуры разработки стандартов, однако внедрение системы шло недостаточно быстро, и в 2010 году разработка стандартов по приоритетным направлениям экономического развития была поручена Правительству и другим заинтересованным организациям [11]. В итоге к 2012 году в общей сложности было утверждено 69 профессиональных стандартов. Было запланировано довести это число до 800 к 2015 году, но достигнуть таких грандиозных результатов пока не удалось.

Сегодня разработкой проектов профессиональных стандартов занимаются те, кто в наибольшей степени заинтересован в их качестве и эффективности: профессиональные сообщества, работодатели, некоммерческие организации, образовательные учреждения профессионального образования. В инженерной сфере созданием стандартов занимаются Ассоциация СРО «Единство», Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт- Петербургский архитектурно-строительный университет, МАДИ и другие организации.

Основой для разработки стандартов являются анализ текущего состояния и перспектив развития отрасли, опросы работодателей и экспертов, выявляющих профессиональные задачи, требования к компетенциям и условия труда [7]. Согласно «Правилам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», установленным Министерством труда и социальной защиты РФ, критерием принятия этих документов является степень их общественного одобрения, которая определяется по результатам открытого обсуждения основных положений стандартов.

На сегодняшний день опубликовано достаточно большое количество проектов профессиональных стандартов для различных инженерных специальностей, ведется их обсуждение и корректировка с привлечением экспертов из некоммерческих организаций и образовательных учреждений. Официально утверждено 23 профессиональных стандарта для инженеров, в том числе в сферах радиоэлектроники, строительства, атомной энергетики и ракетно-космической промышленности1.

Таким образом, формирование и развитие Национальной системы квалификаций идет сразу на нескольких уровнях – от обобщенных кратких установок Национальной рамки квалификаций до конкретизированных требований профессиональных стандартов. Большое значение в этом процессе имеет согласованность всех элементов системы и обеспечение эффективности их практического применения, в особенности при разработке образовательных стандартов и программ.


   1 Профессиональные стандарты // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fgosvo.ru/support/101/69/42. Дата доступа: 5.05.2015.

Список литературы

1.      Акиншина А. Профессиональные стандарты: 1997-2014 // Клуб директоров по науке и инновациям. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://irdclub.ru/2014/03/4323. Дата доступа: 5.05.2015.

2.      Герасимова  М.П.  Разработка  отраслевой  рамки  квалификаций  отрасли  образования  //  Среднее профессиональное образование, 2013. №3. – С. 6-9.

3.      Геращенко И.П., Завалько  Н.А. Формирование рамки квалификаций как эффективный механизм продвижения образовательных услуг в мировое образовательное пространство // Креативная экономика. — 2012. — № 6 (66). — c. 80-86.

4.      Замминистра Любовь Ельцова представила законопроект по вопросам оценки квалификации работников.26.09.2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/labour/relationship/183. Дата доступа: 2.05.2015.

5.      Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. – Москва, 2009.

6.      Курбанов Э.А., Воробьев О.Н. Опыт разработки отраслевой рамки квалификаций лесного хозяйства России в рамках международного проекта TEMPUS SUFAREL // Образование и наука, 2014. №5 (114) – С. 93-105.

7.      Национальная рамка квалификаций и профессиональные стандарты как регуляторы рынка труда и его связи с образованием. 08.03.2015 // Общественный Болонский комитет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bolognaby.org/?p=1953. Дата доступа: 5.05.2015.

8.      Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (на русском и английском языках) / Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. – М., 2012.

9.      Отраслевая рамка квалификаций для вида деятельности «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства» (Сводная) // Национальное объединение строителей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://archiv-nostroy.ru/sitePage.do? name=advertisment&id=161. Дата доступа: 5.05.2015.

10.   О создании независимой системы подтверждения и присвоения квалификации специалистов / Выступление министра образования и науки РК Б. Жумагулова на заседании Правительства РК 30 октября 2012 года – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.primeminister.kz/page/ vystuplenie-ministra- obrazovanija-i-nauki-rk-bzhumagulova-na-zasedanii-pravitel stva-rk-30-oktjabrja-2012-goda-tezisy. Дата доступа: 2.05.2015.

11.   Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://i- russia.ru/sessions/decisions/318.html. Дата доступа: 5.05.2015.

12.   Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/01/28/ profstandarty-site-dok.html. Дата доступа: 5.05.2015.

13.   Проект отраслевой рамки «Архитектурно-строительное проектирование». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nop.ru/upload/iblock/ee8.pdf. Дата доступа: 5.05.2015.

14.   Профессиональные стандарты // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fgosvo.ru/support/101/69/42. Дата доступа: 5.05.2015.

15.   Федеральный закон № 236-ФЗ от 3 декабря 2012 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/laws/106. Дата доступа: 5.05.2015.

16.   Шмелькова Л.В. О приоритетах государственной политики, законодательном и нормативном обеспечении в сфере дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, 2014. № 4. – С. 1-5.