26 июня 2016г.
Молодежь является поколением, чрезвычайно дифференцированным по разным основания. Эти основания включают в себя ценности, взгляды, установки, уровень активности молодежи и осознания себя участником общественной жизни, а также гражданские качества. Все эти показатели являются определяющими при формировании активной гражданской позиции молодежи.
В современном мире важной особенностью становится возможность для молодого человека осуществлять разные и многочисленные пробы себя в различных сферах жизнедеятельности. Современный этап развития характеризуется особым положением молодого человека, что дает ему возможность проявлять себя, накапливая социальный опыт и социальный капитал. В этот период закладываются основные ценностные ориентации, жизненные стратегии, социальные практики, определяющие жизнедеятельность индивида. Именно эти показатели становятся предметом конкуренции между разнообразными институтами, пытающими сформировать у индивида необходимые поведенческие стереотипы, среди которых чувство гражданственности, патриотизма, социального включения в общественную жизнь. Результатом деятельности таких институтов становится социальная интеграция молодого человека как полноценного, ответственного гражданина с активной гражданской позицией.
Среди основных институтов, влияющих на формирование активной гражданской позиции в контексте социализации, выделяют такие как [2, с.442-487], семья, государство, образование, общественные объединения и политические партии и другие.
Именно эти институты воспитывают и раскрывают социальные и политико-культурные параметры молодежи, отражая специфические особенности этой категории населения. Эти параметры включают в себя вопросы социализации молодежи, под которой понимается процесс активной вовлеченности индивида в систему жизни общества, приобретение индивидом опыта и усвоение культурных, социальных и идеологических ценностей, непосредственно влияющих на формирование активной гражданской позиции.
К числу институтов, влияющих на формирование активной гражданской позиции молодежи, относят институт семьи, круг формального и неформального общения среди молодого поколения.
Семья является важнейшим институтом первичной социализации индивида. Происходящие в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Главной функцией такого социального института в процессе формирования активной гражданской позиции является воспитательная, благодаря которой вкладываются базовые ценности и навыки. Среди основных механизмов необходимо выделить, такие как [3, c. 152-154]:
- непосредственное взаимодействие с индивидов, в процессе которого происходит постоянные контакт между членами семьи. Результатом такого взаимодействия служит воспитание и развитие базовых ценностей, которые служат дальнейшим вектором развития человека;
- процесс наблюдения. Социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой.
В процессе гражданской активности индивида большое влияние на его действия оказывают неформальные агенты. К числу таких агентов можно отнести близкое окружения индивида (друзья, знакомые, приятели), молодежные субкультуры и неформальные группы. Трансляция установок, ценностей, взглядов происходит путем воздействия на личность таких социальных агентов, которые способствуют не только формированию собственной позиции, но и ее координальное изменение в противоположную сторону, что не всегда является эффективным для процессов, протекающих в обществе.
Именно такой социальный институт как семья, являясь первой ступенью в процессе социализации личности, помогает воспитывать и развивать гражданские качества, которые относят к одним из главных компонентов активной гражданской позиции.
Процесс социализации наиболее интенсивно проходит в юношеском возрасте (от 16 до 30 лет). Этот период характеризуется наиболее активным участием индивида в общественно-политической жизни общества. Определяющую роль в процессе социализации на данном этапе становления личности, формирования у нее активной гражданской позиции играет такой социальный институт, как государство. Например, с 18 лет молодой человек получает возможность прямого участия в политике, посредством участия в выборах [5, c. 49-51], избирательной и агитационной компании, приобретает все права и обязанности гражданина, являясь полноправным участником общественно-политического процесса [4, c. 25-29]. В этот период формируется субъективная позиция в отношении ценностно-значимых предпочтений, углубляются знания, укрепляются определенные взгляды и убеждения. Таким образом, происходит процесс социализации личности, который и показывает как индивид, в качестве субъекта будет проявлять себя, являясь активным участником или оставаясь пассивным наблюдателем.
Среди основных механизмов, осуществляемых государством можно выделить:
- социальный контроль, позволяющий определять порядок и рамки, в которых протекает деятельность индивида. Такой контроль основан на нормативно-правовой основе, определяющей поведение человека.
- регулирование взаимоотношений. Функционирование социальных институтов осуществляется путем выработки шаблонов поведения. Поскольку активная гражданская позиция является прямым отражением осознанного и сознательного участия, государство в этом случае выполняет регулирующую функцию.
- взаимозависимости и взаимоответственности всех индивидов под воздействием институциональных норм, правил, санкций и системы ролей.
Такой социальный институт, как государство [6, c. 271-285], предоставляя социальные гарантии, права и обязанности индивидам, регулируя их общественно - политическую жизнь вносит свой в клад в развитие гражданского самосознания, как основного компонента активной гражданской позиции.
Система образования, как социальный институт является важным агентом социализации, благодаря которому молодежь эффективно интегрируется в общественно-политическую систему. Одними из наиболее актуальных являются учебные заведения. На сегодняшний день они определяют уровень образовательной среды среди молодежи. Молодое поколение является одними из самых активных субъектов политической и социальной жизни, оказывающие влияние на систему образования, принятия политических решений, на политически несоциализированную часть молодежи, путем формальных (акции, демонстрации, митинги) и неформальных (личные взаимоотношения) связей.
Например, на сегодняшний день во многих университетах и институтах существует множество возможностей реализации своих интересов, трансляции их в жизнь общества. Это и студенческое самоуправление, позволяющее молодежи независимо осуществлять и координировать свою деятельность в различных сферах деятельности; профсоюз студентов; молодежный культурно-досуговый центр (проведение воспитательных работ, развитие творческого потенциала, проведение культурно-массовых мероприятий); круглые столы (проведение круглых столов, рассматривающих важные проблемы общества с участием всей молодежи, вне зависимости от специализации). Все эти направления позволяют осуществлять социализацию молодежи, отражая интересы, взгляды, убеждения и потребности молодого поколения региона, определяя уровень гражданской активности молодежи, уровень культуры молодежи, что и характеризует их как заинтересованную, увлеченную, социально адаптированную часть населения.
Политические партии и политические движения также являются определяющими агентами социализации, отражая политические ориентации молодежи. Большое внимание к проблемам социальной адаптации молодежи уделяется политическими партиями и движениями. В современном мире существует достаточное количество политических объединений, движений, организаций на уровне молодежи для реализации своих возможностей, отражений своих позиций и взглядов, повышения уровня культуры, движения по «социальной лестнице», выражения своего «Я», стремлением изменить общественно-политическую систему.
Значимую роль в контексте социализации молодежи играют и механизмы, влияющие на формирование активной гражданской позиции, основанные и на личном участие индивида в общественно-политической жизни и его собственном социальном опыте.
Параметры личного участия индивида [1, c. 22-24] в общественно-политической жизни общества зависят от субъективных и объективных факторов. Субъективный подход основывается на личностных характеристиках участника процесса, на его субъективных взглядах, интересах, установках, которые зависят от психологических и мотивационных составляющих. Объективный подход раскрывает вопросы внешнего характера, влияние различных институтов на процесс социализации человека, на его установки, духовную культуру, которые и определяют уровень участие индивида в общественно-политической жизни и формирование активной гражданской позиции.
Таким образом, среди основных институтов, влияющих на формирование активной гражданской позиции, выделяют: институт семьи, как первичную ступень социализации, который использует такие механизмы как взаимодействие с индивидов и процесс наблюдения; государство, как институт регулирования взаимоотношений, взаимодействий, возникающих в процессе жизнедеятельности, используя такие механизмы как социальный контроль, регулирование и обеспечение взаимоответственности индивидов. Образование, благодаря которому молодежь эффективно интегрируется в общественно-политическую систему, используя такие механизмы как осуществление процесса образования, реализация интересов, координация деятельности и воспитание, путем создания общественных объединений, досуговых центров, различных образовательных, культурных объединений.
Роль институтов и механизмов формирования активной гражданской позиции в контексте социализации играют свою определяющую роль, помогая в зависимости от этапа становления личности сформировать гуманистические ценности, установки, стереотипы, уровень образованности, социальной адаптированности личности, гражданской активности личности, ее инициативности и духовно-нравственных особенностей. Именно эти качества способствуют развитию молодого поколения в плане интеллектуальных способностей, вовлеченности в общественно-политический процесс, становления активной гражданской позиции, формирования сознания, активного участия молодежи в жизни общества.
Список литературы
1. Бурцев В. Молодежная политика – идеология и принципы осуществления // Человек и труд, М., 2007 № 1.С. 22-24.
2. Добреньков В.И. Социология, М., 2007.
3. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. М., 2006.
4. Самаркина, И.В. Функции молодежных структур политических партий: социализация или мобилизация? / И.В. Самаркина // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 11. – С. 25–29. – 0,4 п.л.
5. Старцева С. Выборы как основная форма политического участия молодежи // Власть, М., 2012 № 1. С. 49- 51.
6. Чупров В.И. Социология молодежи. М., 2011.