21 марта 2016г.
В полиэтнических регионах, в частности к таким и принадлежит Республика Хакасия, взаимодействуют культуры разных этносов и происходит, с одной стороны, сближение представителей данных культур, а с другой,
- у некоторых из них наблюдается утрата национальной идентификации.
Соответственно, последствия данной утраты сказываются на отдельных людях и на обществе в целом.
В настоящее время, перед российским обществом в настоящее время остро стоит проблема новой идентичности. Либо будет создана возможность для населения позитивно идентифицировать себя со своей страной, испытывать чувство гордости за ее историю, стоящими перед ней культурными задачами, либо наоборот. В настоящее время, идентичность стала тем универсальным концептом, с помощью которого принято описывать современное общество и его структуру, социальные отношения, коллективные и индивидуальные поиски смысла бытия [4]. При этом идентичность следует рассматривать как комплексное образование, проявляющееся на следующих уровнях:
· когнитивном (конкретное знание о себе как члене социальной общности при осознании отличия «своих» от «чужих», осознании особенности «своей» общности;
· смысловом (представление о себе и своей социальной общности в ценностных нормах: разрешениях и запретах);
· аффективном (эмоциональная оценка значимости своего членства в социальной общности и определенных позитивных или негативных установок по отношению к «своим» и «чужим»).
Сам термин национальная идентичность базируется на синтезе социальных, культурных, политических идей и ценностей, достигаемом в результате взаимодействия различных конкурирующих моделей идентичности. В зарубежной социологической литературе, указано, что важной составной частью национальной идентичности являются этническая и религиозная идентичности. А именно основополагающим национальной идентичности является культура и менталитете как мощный интегрирующий символический (духовный) ресурс [2]. С точки зрения многих отечественных учѐных, под национальной идентичностью принято понимать общность языка, религии, обычаи, традиции, доверие только к представителям своего этноса.
Следовательно, к национальной идентичности относится эмоциональная привязанность к определенной территории, ценности, привязанность к определенному этносу и.т.д.
Для изучения социологических аспектов национальной идентичности в 2014 году (май-декабрь) в Республике Хакасия был проведѐн массовый социологический опрос (анкетирование) общее количество опрошенных –1150 чел. (часть опроса представлена в данной статье).
Анкета включала в себя 97 вопросов, из которых 35 касались различных составляющих национальной идентичности. В качестве объекта исследования были выбраны представители хакасского, русского, тувинского населения, проживающие по Республике Хакасия. В опросе приняли участие 1150 респондентов, из них 79,2% - горожане, 20,8% - сельские жители. Из числа опрошенных 62% составили мужчины, 38% - женщины.
Судя по результатам исследования, национальная самоидентификация достаточно устойчива и носит позитивную направленность. Так, На вопрос «Что в первую очередь связывается у Вас с мыслью о нашей стране», были получены следующие ответы: место, где родился и вырос 561 респондент (48,8%), государство в котором я живу 356 респондентов (31%), наше прошлое и наша история 313 человек (27,2%). Среди наименее значимых вариантов ответов были указаны: памятники 54 человека (4,7%), наше трудолюбие и хозяйственность
69 респондентов (6%), наша религия 74 респондента (6,4%). Для определения гражданской идентичности в рамках национальной идентичности респондентам был задан следующий вопрос: «Можете ли Вы сказать, что Вы гордитесь своей страной?» ответы респондентов распределились следующим образом: очень горжусь 35,1%; в общем, горжусь своей страной 38,3%; не очень горжусь 13,6%; вовсе не горжусь 7,8%. Как чувство приверженности к гражданской общности, признание ее значимой ценностью отмечается в целом у 74,3% респондентов.
Для определения того, как понимают свою национальность опрашиваемые, предлагалось ответить на следующий вопрос: «К какой национальности Вы себя относите?». Респонденты ответили следующим образом: к русским себя отнесли 52,9% опрошенных, к хакасам 2,5%, тувинцам 32,3%, другое 8,3%, отказались отвечать на данный вопрос 4% опрошенных. При этом, для нас было важным выяснить почему респонденты относят себя к данной национальности, и ответы распределились следующим образом: 418 респондентов (36,3%), ответили что к этой национальности относятся мои родители, 370 респондентов (32,2%) указали что знают историю и культуру этой национальности и поэтому считают их своей родной, 163 респондента (14,2%), просто относят себя к этой национальности без определения каких-либо факторов. Такие ответы как: «национальность дана человеку от природы или от Бога и менять ее нельзя», «благодаря национальной принадлежности у людей сохраняется память о предках» выбраны не были.
Этнодифференцирующие признаки идентичности - это как бы "обратная сторона" собственной самоидентификации. Сквозь призму различения ее критериев проступает восприятие "не-нас" и самоидентификации народа по различным положительным и отрицательным качествам. Так, 607 респондентов (52,8%) затруднились ответить какие положительные качества можно причислить к своему этносу, 222 респондента (19,3%) указали доброту, 84 (7,3%) искренность, 46 (4%) целеустремлѐнность и трудолюбие, 43 (3,7%) отзывчивость. Наименее выбираемы качества были: справедливость (0,1%), спокойствие (0,8%), чувство юмора (0,7%), интеллект, благоразумие (0,7%). К типичным отрицательным качествам своего этноса респонденты отнесли: вредные привычки 225 (19,6%), лень168(14,6%), эгоизм 52 (4,5%), злость 33 (2,9%), безалаберность 29 (2,5%). Наименее выбираемые качества были: тупость и глупость 2 (0,2%), трусость 2 (0,2%) наглость 1(0,1%). Также одним из факторов идентичности является активная жизненная позиция следовательно, на вопрос «В каких акциях Вы готовы принять участие?» в сборе гуманитарной помощи готовы принять участие 49,3%, в сборе денежных пожертвований 25,9%, в деятельности общественных организаций 15,6%, минимальное количество выборов было указано в отношении выступить организатором создания общественной организации 2,4% баллотироваться в органы общественного самоуправления 3,4%.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что национальная идентичность социальна по своей природе, т.е. и формируется в результате взаимодействия и общения с другими людьми и социальными институтами.
Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МК-6746.2015.6
Список литературы
1. Аксютин Ю. М., Верещагина Е. А. Специфика трансформаций надэтнической идентичности жителей Южной Сибири // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 11 (37): в 2-х ч. Ч. I. C. 21-23.
2. Астафьева О.Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации: будущее национальнокультурной идентичности //Вопросы социальной теории 2010 Том 4 с.223-241.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.rosnation.ru/index.php (дата обращения: 15.05.2015).
4. Шикова Р.Ю. Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ: на примере Республики Адыгея: Автореф. дис. Канд. соц. наук. Майкоп, 2010. 25 с.