Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛИТИКА РОССИИ В АРКТИКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 июля 2017г.

Геостратегическое значение Арктики многократно выросло с 60-х годов XX века в связи с открытием колоссальных месторождений нефти (Приразломное, Долгинское, Варандейское, Медынское) и природного газа (Тазовское, Русановское, Лудловское, Штокмановское), а также потенциальным вкладом северных морских путей в мировое судоходство. В результате этого северные регионы и северные моря стали объектом внимания экономических, политических и военных интересов ведущих арктических государств и транснациональных компаний.

История России неотделима от истории освоения арктического пространства: уже несколько столетий она является ведущим арктическим государством мира. Арктический вектор геополитики и стратегического социально-экономического развития Российской Федерации получил обоснование в основополагающих документах РФ:

  Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

С позиции экономического и социального развития страны значимость такого уникального региона, как Арктика для России в перспективе будет только возрастать. Современная Арктика – важнейший стратегический плацдарм российского геополитического пространства, военно-оборонное значение которого нельзя переоценить. Недавно прошедшие IV Международный  форум «Арктика: настоящее и будущее», международная конференция «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов», а также личное участие Президента РФ В. Путина в III Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» в очередной раз подчеркивают колоссальную важность Арктики в деле обеспечения стратегической стабильности. В связи с этим анализ современного геополитического пространства Арктики и политики России в этом регионе, существующих правовых, экономических и военных проблем, а также особой роли региона в развитии России представляется исключительно актуальным.

Текущий этап реализации арктической политики в РФ, наступивший с распадом СССР, характеризуется поиском путей формирования новой модели освоения и управления развитием Севера России. Современный этап российского арктического развития призван обозначить как текущие, так и будущие потребности страны в условиях изменяющихся геополитических вызовов с учётом стратегических устремлений России в защите своих национальных интересов.

Россия имеет в Арктике особые экономические и геополитические интересы:

1)               Арктика  –  экономически  выгодный  для  России  морской  транспортный  коридор, связывающий Западную Европу с Юго-Восточной Азией;

2)               в Арктике находится до 30 % мировых прогнозируемых запасов природного газа и 13 % мировых прогнозируемых запасов нефти. Также есть данные о залежах золота, олова и никеля, хрома и марганца;

3)               загрязнение    Арктики     признается    важной     проблемой    не     только     для    государств циркумполярного региона, но и для мирового сообщества в целом;

4)               Россия определена страной-лидером по подготовке Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию (ПДУР);

5)               Арктика является индикатором глобальных климатических изменений, которые могут иметь серьезные экономические, социальные и экологические последствия.

Анализ «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» и «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» показывает, что в настоящее время для России приоритеты в отношении развития Арктического региона формируют 4 направления:

1. развитие Арктического региона как уникальной ресурсной базы;

2. поддержание экологической безопасности в Арктике;

3. сохранение за Арктикой статуса зоны международного сотрудничества;

4. устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны России.

Национальные интересы геополитического, экономического, экологического и оборонного характера требуют от России активных действий по решению сопутствующих им вызовов. В таблице 1 приведены основные проблемы российской Арктики, распределённые по четырём блокам: правовые, политические, экономические и военные.

Таблица1. Основные проблемы Арктики: правовой, политический, экономический и военный блоки.

 

Блок проблем

Основные проблемы

 

 

 

 

 

 

 

Правовой

1.   Существование нерешённых территориальных споров у стран «Арктической пятёрки», что останавливает нефтегазовые компании от инвестирования проектов в районах с неопределённой юрисдикцией.

2. Обеспечение защиты коренных арктических племён.

3.   Установление чётких критериев для предоставления неарктическим странам статуса наблюдателя в Арктическом совете.

4. Острая правовая конкуренция за доступ к ресурсам арктического региона.

5.   Острая правовая конкуренция за осуществление судоходства по северным морским трассам.

 

 

 

 

 

 

Политический

1.   Растущие интересы неарктических государств к региону, полярным исследованиям,

эксплуатации топливных ресурсов шельфов северных морей и перспективам новых трансарктических морских путей.

2.   Недоверие арктических государств к намерениям неарктических государств в регионе.

3. Неоднозначное отношение к заявкам неарктических государств на получение статуса

наблюдателя в Арктическом Совете (Япония, Южная Корея).

4.   Нерешённые пограничные споры, представляющие политический вызов для нефтегазовых компаний, проявляющих интерес к развитию энергетики посредством разработки ресурсов Арктики.

5.   Проблема развития инфраструктуры общего пользования в Арктике (в частности, получения доступа к архипелагу Шпицберген).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономический

 

 

 

1.   Столкновение интересов стран в рамках их национальных стратегий энергетической безопасности.

2.   Проблема превращения энергетического фактора в возможность для мирного урегулирования всего спектра арктических споров.

3.   Проблема укрепления сотрудничества в Арктике между арктическими и неарктическими государствами в обеспечении управления ресурсами мирового океана.

4.   Вопросы мирного освоения арктических топливных ресурсов для снижения нагрузки на мировые рынки нефти и газа и усиления энергетической безопасности.

5.   Дороговизна разведки и разработки арктических месторождений нефти и газа и их превращения в коммерчески жизнеспособные предприятия.

6. Политические, экономические и технологические вызовы, экологические требования,

останавливающие нефтегазовые компании от дальнейших инвестиций в развитие арктической энергетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Военный

 

 

 

1.   Патрулирование северного полюса подводными атомными лодками США, Великобритании, России, ведущее к нарастанию напряжённости.

2. Рост международной напряженности, который потенциально может вылиться в

возникновение международных конфликтов локального характера.

3.   Проблема мирного разрешения территориальных споров о принадлежности арктического шельфа, недопущения международных конфликтов.

4.   Членство существенной части претендентов на ресурсы арктического шельфа в военном блоке НАТО (Канада, США, Норвегия, Дания), подтверждающих свое присутствие в Арктике через демонстрацию военной силы.

5.   Планы по созданию арктического НАТО («оборонительный союз» пяти государств – Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции для укрепления их военных позиций в Арктике).

 

Политика и право в Арктике

Статус Арктики как одного из центров мировой геополитики обусловливает необходимость решения правовых вопросов, призванных обеспечить региону устойчивое развитие.

Пространство Арктики не обладает единым международно-правовым статусом, включая территории с разными правовым режимами (сухопутные области прибрежных арктических государств, омывающие их моря и проливы, воды Северного Ледовитого океана). Неопределённость международно-правового статуса Арктики усиливает дискуссия относительно применимости Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. к покрытому льдами району Северного Ледовитого океана. Отметим, что США, являясь одной из стран «Арктической пятёрки», не ратифицировали данную Конвенцию.

На фоне споров о международно-правовом статусе Арктики не менее актуальным представляется вопрос усовершенствования внутреннего национального  законодательства на её российской части. Основная задача – разработка и принятие законов, гарантирующих защиту арктических интересов России. Правовое регулирование Арктической территории РФ отличается фрагментарностью, требует систематизации: из более чем 500 действующих нормативно-правовых актов около 50 были приняты ещё в СССР. Фрагментарность правового регулирования, параллельное наличие действующих нормативно- правовых актов, принятых как в РФ, так и в СССР, является поводом для избирательного применения правовых актов по воле правоприменительных органов. С учётом новых экономических реалий и правовых приоритетов такую ситуацию нельзя назвать приемлемой.

Растущая необходимость единого комплексного нормативно-правового акта выразилась в появлении в 2014 г. нового проекта Федерального Закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». Согласно проекту Закон призван регулировать отношения, возникающие в связи с реализацией государственной политики, направленной на создание  условий для комплексного и равномерного социально-экономического развития Арктической зоны РФ. Законопроект также устанавливает критерии определения состава и границ Арктической зоны РФ, организационно-правовые механизмы и меры реализации государственной политики, выполняя координирующую функцию для органов государственной власти субъектов РФ в определении порядка их взаимодействия при выполнении положений Основ и Стратегии развития Арктической зоны РФ (АЗРФ).

На международном уровне правовые проблемы связаны с тем, что Арктический регион становится источником напряженности в связи с конкуренцией за доступ к его ресурсам. В Северной части Арктики находятся более 2/3 месторождений российского газа, 1/3 нефтяных залежей США и неоцененные минеральные запасы Канады.

В настоящее время предлагается два основных подхода по контролю дна Северного Ледовитого океана и его недр, первый из которых приравнивает Арктику к любому другому району Мирового океана и превращает её в один из многих объектов Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Второй подход исключает Арктику из сферы применения конвенции и делает упор на тот факт, что правовой режим Арктики, основу которого составляет национальное законодательство арктических государств, сложился задолго до принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Актуальными остаются вопросы разграничения границ континентального шельфа. Россия с 2001 г. претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако ранее российская заявка на расширение шельфа в ООН была отклонена в связи с недостатком информации. В августе 2015 г. Россия подала пересмотренную заявку, которая включает в себя подводные пространства площадью около 1,2 млн. км2, простирающиеся более чем на 350 морских миль от побережья. В случае подтверждения расширения границ континентального шельфа у России появится приоритетное право на разработку ресурсов, объем которых может достигать 5 млрд. тонн условного топлива. Аналогичную заявку в 2014 г. подала Дания, заявив права на огромную часть Арктического шельфа, часть которого является предметом интересов РФ. Требования обоих государств активно обсуждаются Комиссией ООН по границам континентального шельфа.

Экономические проблемы в Арктике

Арктическим районам отводится особое место в системе обеспечения стратегических национальных интересов России в области экономики. Уникальный ресурсный потенциал Арктики в условиях эффективной системы государственного регулирования может дать толчок динамичному развитию Арктического региона и страны в целом.

Современный процесс развития российской Арктики зависит от добычи углеводородов. Хозяйственная структура Арктической зоны имеет ярко выраженную сырьевую специализацию, обусловившую преимущественное развитие добывающих отраслей промышленности. Основа российской арктической стратегии в перспективе включает:

развитие транспортной инфраструктуры;

закрепление в регионе экономически активного населения; укрепление военного потенциала в регионе.

Полезные ископаемые Арктики, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. Следующие данные подтверждают важность ресурсов Арктики для России и мировой экономики:

запасы нефти и углеводородного сырья материковой части России составляют примерно 6% от общемировых;

в Арктике сосредоточено 58% запасов нефти и углеводородов мировых шельфов; в Арктической зоне РФ добывается около 80% газа и 60% нефти страны;

прогноз добычи нефти на Арктическом шельфе РФ к 2030 г. – 66,2 млн. тонн, добыча газа - 230 млрд. м3.

российская Арктика обеспечивает производство более 90% никеля и кобальта, 60% меди, более 96% платиновых металлов.

Вклад Арктической зоны в ВВП России составляет около 12%, в экспорт страны – около 25%. Помимо углеводородов в структуру экспорта входит значительная доля меди, никеля, золота, платины.

Ключевым в развитии Арктики является транспортный вопрос, без решения которого перспективы региона существенно снижаются. Значение транспортной инфраструктуры трудно переоценить в контексте сохранения существующих населенных пунктов, создания новых городов, эксплуатации новых месторождений полезных ископаемых. Требует реализации огромный транзитный потенциал России для авиационного, морского и речного, железнодорожного, автомобильного видов транспорта.

Развитие Северного морского пути (СМП) должно быть нацелено на максимальное удобство для коммерческого судоходства (как отечественного, так и иностранного). По мнению экспертов, к 2020 г. грузопоток СМП можно увеличить не менее чем в 15 раз. При использовании СМП вместо действующих маршрутов через Суэцкий и Панамские каналы путь из порта Роттердам до порта Иокогама сокращается на 34%, до порта Шанхай — на 23%, до порта Ванкувер — на 22%. В то же время достаточно сложным, но перспективным представляется проект строительства железной дороги вдоль арктического побережья, своего рода дублирующей СМП. Новая транспортная инфраструктура позволит закрепить Арктику за Россией, создать дополнительные перспективы роста в регионе.

Военные проблемы в Арктике

Арктика – регион, где сталкиваются геополитические интересы многих развитых и развивающихся стран, включая Россию, США и Китай. В этом контексте актуальной задачей для России остается восстановление оборонного потенциала, существовавшего в Арктике до распада СССР (включая инфраструктуру портов и аэродромов двойного назначения, таких как Амдерма, Диксон, Тикси), мирное разрешение территориальных споров о принадлежности арктического шельфа, недопущение международных конфликтов.

Противоречия между различными государствами в Арктике, в первую очередь, приарктическими, через рост международной напряженности могут вылиться в возникновение носящих локальный характер международных конфликтов. Основные причины обострения геополитической борьбы в Арктике – юридически неопределенный статус национальных границ в регионе, находящиеся в его недрах ресурсы, а также стратегическое значение транспортных артерий арктического региона.

Существенная часть претендентов на ресурсы арктического шельфа входит в военный блок НАТО (Канада, США, Норвегия, Дания), и свое присутствие в Арктике они подтверждают через демонстрацию военной силы: военные самолеты и корабли блока патрулируют районы, на которые распространяется их интерес. В ускоренном темпе странами блока ведётся разработка и введение в строй арктических вариантов военной и морской техники, проведение учений сил авиации, флота, спецназа в приарктических регионах.

О формировании в Арктике военной угрозы для России свидетельствуют планы по созданию так называемого арктического НАТО. Речь идёт об активизации усилий Скандинавских стран по созданию особой зоны безопасности («оборонительного союза» пяти государств – Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции для укрепления их военных позиций в Арктике). Потенциальное расширение границ НАТО на восток (Швеция, Финляндия) также может резко повлиять на ситуацию в Арктическом регионе. Арктический вектор политики США при этом направлен на интернационализацию арктического пространства, свободу морей.

Новые возможности привлекли в Арктику новых игроков — «азиатских тигров», с каждым годом высказывавших всё большую заинтересованность в присутствии в Арктике. По состоянию на данный момент статус постоянных наблюдателей в Арктическом совете имеют 12 государств, в том числе Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Сингапур. На свою часть «арктического пирога» сегодня претендуют около 50 стран. Кроме основных «игроков» - членов Арктического Совета – это Великобритания, Франция, Китай, Индия, Сингапур, ЮАР, Нигерия, Южная Корея.

В условиях современных рисков и вызовов национальной безопасности становится очевидным, что Россия в стремлении к решению противоречий политико-дипломатическим путем должна также располагать достаточным для защиты своих национальных интересов военным потенциалом в этом регионе.

Согласно «Основам государственной политики в Арктике» России требуется создание в Арктической зоне группировки войск общего назначения ВС  РФ, воинских формирований и органов, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки. Не последнюю роль при этом имеет укрепление военной инфраструктуры, подразумевающее меры по восстановлению в российской Арктике радиолокационного поля, аэродромной сети, сетей метеорологического и гидрографического наблюдения, создание группировок войск и сил флота Арктической зоны действия и начало их активной боевой подготовки.

Северный Флот составляет основу оборонного потенциала России в Арктике, выполняя при этом общенациональную функцию ядерного сдерживания. В перспективе может появиться необходимость создания вдоль всего арктического побережья России пунктов базирования ВМФ, однако дислоцирование в них постоянных флотских группировок сомнительно с точки зрения затрат ресурсов. Более приоритетным направлением для России представляется восстановление «традиционного» флота, чем строительство специального арктического флота. Тем не менее, размещение вдоль огромного по протяжённости арктического побережья 5-7 арктических бригад ВС устраняло бы ситуацию его «открытости». Наряду с этим адекватной явилась бы постановка вопроса о размещении в этих пунктах сил ПВО, авиации для обеспечения военной безопасности и политического закрепления Арктического региона за Россией.

В заключении отметим, что перспективным подходом к разрешению взаимных претензий стран друг к другу и гармонизации международных интересов в Арктике может выступить совместное управление ресурсами региона в связке с развитием международного права на владение ресурсами Арктики. Такой вариант представляется оптимальным в сравнении с принципом игры с нулевым исходом. Именно энергетический фактор, а не обострение региональных споров может стать катализатором регионального сотрудничества в Арктике.

Список литературы

 

 

1.        Азиатский         Север.         Что         нужно         новым         игрокам         в         Арктике.         Lenta.ru. (http://lenta.ru/articles/2015/04/10/arctic/).

2.     Арктическая    зона    России:    перспективы     развития    и     потенциальные    угрозы.     Журнал «Международная жизнь». (https://interaffairs.ru/news/show/14213).

3.     Воронков       Л.С.       Интересы       России       в       Арктике.       Официальный       сайт      МГИМО.(http://www.mgimo.ru/news/experts/document226453.phtml#1).

4.     Дания                начала               битву                за                Арктику.                 Газета                «Взгляд». (http://www.vz.ru/world/2014/12/15/720512.html). (Дата обращения: 04.01.16).

5.     Западные спецслужбы пытаются вытеснить Россию из Арктики, используя экологическую тему как оружие. Neftegaz.ru. (http://neftegaz.ru/news/view/143584).

6.     Заявка      России       на      расширение      шельфа      принята      в       ООН.       Газета      «Взгляд». (http://vz.ru/news/2015/9/9/765844.html).

7.     Коллектив авторов. Экономический потенциал Российской Арктики в области природных ресурсов и перевозок по СМП. Журнал «Российский внешнеэкономический вестник», № 12, 2014 г. с. 44. (http://www.rfej.ru/rvv/id/800484D49/$file/44-48.pdf).

8.     Копылов     М.Н.      О      правовом     режиме      Арктики.      Журнал     «Правовая     инициатива». (http://49e.ru/ru/2013/12/1).

9.     Милитаризация        Арктики.         Академия        военных        наук        Российской         Федерации. (http://www.avnrf.ru/index.php/publikatsii-otdelenij-avn/regionalnykh/omskogo-sibirskogo- otdeleniya/711-militarizatsiya-arktiki).

10. Обсуждается проект ФЗ «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Журнал «Арктика и Север». (http://narfu.ru/aan/Encyclopedia_Arctic/law_project_nov2015.pdf).

11. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.(http://government.ru/media/files/A4qP6brLNJ175I40U0K46x4SsKRHGfUO.pdf)

12. Проект      ФЗ      «Об      Арктической      зоне      Российской      Федерации».      Российская     газета.(http://www.img.rg.ru/pril/article/72/72/65/230113-pr-fz-1.doc).