Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЭПа

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

В эпоху Новой Экономической Политике правящая партия входила не создав финансовую систему. Осуществление финансовой политики в период функционирования НЭПа представляет собой прекрасную иллюстрацию взаимоотношений частей в единой экономической структуре. Когда товарообмен трансформировался в общероссийский рынок, тогда финансовая политика становится неотъемлемой частью НЭПа. Возврат к рыночным отношениям пускай даже под эгидой государства, делает неизбежным и возврат к денежной экономике. Потребность в стабильной единице расчета являлась очень острой в экономике национализированной промышленности, которая вела свою деятельность на принципах хозрасчета. Ликвидация кредитных организаций в России крайне негативно влияла на экономическую ситуацию. С введением НЭПа, когда торговля подлежала восстановлению и промышленность больше не финансировалась за счет государственного бюджета, необходимо было создать такой кредитный институт. Для оздоровления экономики был создан Государственный банк, который должен был функционировать на принципах хозрасчета. Организованное банковское учреждение испытывало серьезные проблемы, осуществляя свою деятельность в условиях падающего валютного курса, что естественно обесценивало его капитал и делало бесперспективной его кредитную политику. Как стабилизация валюты невозможна без оздоровления бюджетной ситуации, так и нельзя было заставить функционировать необходимую кредитную систему. Все финансовые начинания задуманные осенью 1921 г. и увенчавшиеся созданием Государственного банка, представляли собой взаимосвязанные части единой системы. К этому периоду руководство страной осознает, что стабильная валюта и сбалансированный бюджет являются основой для любой финансовой реформы и необходимым условием существования самого НЭПа. В ноябре 1921 г. было принято ряд судьбоносных решений в области финансов страны, бюджет государства на 1922 г. составлялся на 9 месяцев, с тем чтобы в будущем бюджетный год начинался с 1 октября и исчислялся в довоенных рублях. Вводился "товарный рубль", однако он был вытеснен с рынка и ему на смену пришел "золотой рубль". Финансовые решения осени 1921 г концентрировали внимание руководителей государства на финансовой политике и превратили Наркомфин и Госбанк в чувствительные нервные центры НЭПа. Создание Госбанка стало началом компании, которая объявив достижение стабильной валюты своей основой, не терпящей отлагательств целью, была направлена на восстановление главнейших принципов капиталистического финансирования с Государственным банком в качестве центрального регулятора народного хозяйства. Следует отметить, что реформирование в области финансовой политики было связано с введением новых личностей в финансовое управление государством. Новую финансовую элиту, как руководители данных финансовых институтов являлись глава Наркомфина Сокольников, малоизвестный член партии большевиков Шейман - директор Госбанка, также в правление банка вошел бывший финансист и промышленник Кутлер занимавший руководящие должности в правительстве С.Ю. Витте. Кутлер представлял собой влиятельную силу в Госбанке и сыграл важную роль в стабилизации валюты. Новое руководство расставило приоритеты развития легкой промышленности, высказалось за свободные экономические рынки, монополию внешней торговли, возврат к золотой валюте. Были предприняты усилия по сокращению расходов за счет уменьшение численного состава служащих в государственных учреждениях, прекращения государственного финансирования промышленных предприятий и их работников. Очевидным следствием возврата к денежной экономике стал переход от натурального к денежному обложению. В начале 1922 г. вводится подушный налог, а осенью того же года был проведен эксперимент в области налогообложения с целью охвата заработка людей "свободных профессий", а также нэпманов и высокооплачиваемых государственных служащих. Благодаря всем этим мерам поступления от денежного налогообложения впервые составили весомую статью доходов в государственном бюджете. Летом 1922 г. был проведен еще один эксперимент к восстановлению государственного финансирования. Советское правительство открыло подписку на свой первый государственный заем на сумму 10 млн. пудов ржи. Возврат к политике государственных займов и поощрение частных сбережений нашли свое отражение в возрождении государственных сберегательных касс, которое было одобрено Совнаркомом в конце 1922 г.

За восстановлением Государственного банка последовала попытка возродить банковскую систему. Осенью 1922 г. был одобрен проект создания банка для обеспечения нужд промышленности имеющего полномочия выдавать промышленности как краткосрочные коммерческие кредиты. Но данное финансовое учреждение не было достаточно мощным чтобы освободиться от контроля Государственного банка и Наркомфина и занял свое место в качестве одного из учреждений в банковской системе. 1922 г. стал очень продуктивным в вопросе организации банковской системы, были организованы и восстановленные Банк потребительской кооперации, который трансформировался во Всероссийский кооперативный банк, появились на свет муниципальные банковские учреждения для финансирования местных отраслей промышленности и местных правительственных проектов и ассоциации взаимной помощи, предназначенные для удовлетворения потребностей мелких торговцев при НЭПе. Весной 1922 г. была создан финансовая система рубля основывающейся на курсе, по которому Госбанк покупал золото, причем обменный курс теперь объявлялся ежемесячно Госбанком, а доходы и расходы должны были вестись в золотых рублях. Соответственно рос авторитет и престиж золота как основы денежной системы и Государственного банка как гаранта этой системы на пути к валютной реформе. Госбанк начал выпуск банкноты в виде денежной единицы, получившей название "червонцы" причем каждый червонец равнялся десяти золотым рублям, данная эмиссия обеспечивалась на 25% ценными металлами, а на 75% облигациями и другими активами. Основные сделки проводились на базе червонца, однако платежи продолжали осуществляться в рублях по текущему курсу.

Таким образом к финалу 1922 г. было достигнуто эфемерное равновесие в финансовой и в хозяйственной политике. Богатый урожай 1922 г. и удачное реформирование экономики Советской России создавали перспективу сбалансированного бюджета и возрождение Российской валюты. Нэповские реформы имели эмпирический характер. Переход к нэпу положил начало новому периоду в развитии советской политической системы. Все изменения правящая партия проводила, не отказываясь о своей идеологии и камандно- административных методов руководства социально-политическими и экономическими процессами. Продолжая курс на строительство социализма, НЭП был рассчитан на то, чтобы путем уступок и лавирования, социального компромисса с населением государства двигаться к намеченной цели правящей партии – социализму, более медленный путь, но сопряженный с меньшей долей социального взрыва. В правящих кругах считалось, что и в рыночной экономике роль государства прежняя, как и при предшествующей экономической политике, а экономические преобразования государство должно проводить в рамках «социалистичности». Внедрение рыночных отношений в экономику России, позволило политическому режиму укрепиться.

Экономическая реформа успешно развивалась по восходящему вектору на первой стадии нэпа 1921 -1925 гг. Дальнейшее развитие страны по пути нэпа противоречило идеологической цели руководства и оно стало выдвигать на главенствующие позиции реализацию своих задач.

 

Список литературы

1.      Туфанов Е.В. Левоэсеровский мятеж 1918 г. в контексте становления однопартийной системы в Советской России // НаукаПарк. 2013. №2(12). С. 5-9.

2.      Туфанов Е.В. К вопросу о формировании региональной элиты 1917 – 1920 гг. (на материалах рязанской губернии) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. №6 (2). С.101-105.

3.      Туфанов Е.В. Номенклатура – политическая элита Советской России. // Основные проблемы общественных наук: сб. науч. тр. меж. научн. практ. конф. Красноярск 2014. С. 9-11.

4.      Туфанов Е.В. Кравченко И.Н. Номенклатура – правящий класс Советской России // НаукаПарк. 2014. № 10 (30). С. 101-102.

5.      Туфанов Е.В. Кравченко И.Н. Советская политическая система в период 1917 – 1920 гг. // НаукаПарк.2014. №3(23). С.29-32.

6.      Туфанов Е.В. Формирование государственного аппарата Советской России 1917-1918гг. //  НаукаПарк.2013. №5(15). С. 16-20.

7.      Туфанов Е.В. Формирование и становление новой политической элиты в первые годы советской власти // НаукаПарк. 2013. № 6(16). С.5-9.

8.      Туфанов Е.В. Кравченко И.Н. Социально – экономический кризис в начале 1920-х г.г. переход от военного коммунизма к новой экономической политики. . // НаукаПарк. 2014. №8(28). С.9-12 .рвые годы советской власти // НаукаПарк. 2013. № 6(16). С.5-9.

9.      Туфанов Е.В. Основной закон государства, конституция 1918 г. // Место и роль России в мировой истории.: сб. науч. статей / СтГАУ. Ставрополь, 2012. С. 116-120.