Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА КАК ФАКТОРА КУЛЬТУРЫ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В КУРСЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

Культура выражает себя через мир символических форм, важнейшим еѐ фактором является языковая семантика, которая передаѐтся от человека к человеку, от поколения к поколению. Язык – система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации.

Сегодня важны инновации изучения в передаче символики, смысла и значения языка как важнейшего фактора культуры.

На историческом пути, пройденном человечеством от древности до настоящего времени, зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления – с одной стороны, приверженность к привычным формам жизни, и стремление к новому, желание перемен, с другой стороны, идеализация прошлого. В XXI веке сложность и противоречивость этого пути выявилась наиболее чѐтко. Сложные и масштабные ставятся проблемы существования человека, чем старше становится человечество, чем больше накапливается знаний в мире.

О важности образовательной тематики заявил Д. Ливанов в рамках Петербургского международного экономического форума в 2014 году: «Действительно фиксируем очень глубокие проблемы, и в нашем образовании, и в нашей науке. За последние 20 лет мы полностью утратили международную конкурентоспособность в этих сферах. Мы ее просто потеряли. В СССР была хорошая наука и хорошее высшее образование, но их уже нет. То, что мы имеем сегодня, это не соответствует даже минимальным требованиям». Без развития языковых и семантических умений и навыков невозможно поднять конкурентоспособность образования и науки в России.

В поисках разрешения проблем существования человека и человечества главную роль всегда играла культура. Именно с еѐ помощью адаптировался человек к постоянно меняющимся условиям жизни. Культура в широком понимании помогала ему найти смысл и цель своей жизни, сохранить человеческое достоинство в человеке в любых условиях и различных ситуациях. Интересно, что этимологически сам термин «культура» в переводе  с санскрита означает сакральное «поклонение свету». А в переводе с латинского языка означает «возделывание», «преобразование», и возникает в I веке до н.э. в отношении облагораживания земли. До нашего времени это этимологическое понимание сохраняется как корень в понятии «культивирование».

Слово «культура» – одно из наиболее употребительных сегодня, как в научном, так и в практическом обиходе. Не случайно в России 2014 год был объявлен годом культуры.

Мы часто используем это понятие, почти не задумываясь о его содержании. Между тем это одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет множество смыслов. Различные аспекты развития культуры довольно давно привлекли внимание философов, историков, психологов, социологов, этнологов, археологов, лингвистов. Однако только в XX в. ученые осознавали потребность в специальном межпредметном исследовании культуры. Это и послужило основой для возникновения самостоятельной научной дисциплины о культуре, получившей название культурология. В ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных и языковых групп, стилей поведения, мышления и искусства возникает в середине XX в. культурология как наука о культуре.

Длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной жизни, накопление знаний в областях философии культуры, антропологии, этнологии, филологии, социологии, психологии способствовали выделению культурологии в самостоятельную область знания. Культурологическая наука и сегодня находится в процессе развития, ее содержание и структура постепенно обретают четкие научные границы. Как и в философии, исследования в ее рамках разноречивы, так как существует много методологических подходов к определению предмета этой науки. И в наше время достаточно широко распространена точка зрения, что своего предмета исследования у культурологии  нет, он «растекается» по другим научным дисциплинам – лингвистики, истории, психологии, социологии, антропологии, искусствоведению и т.д. Только в одном из немногих пунктов, все, безусловно, согласны – объектом культурологии является культура. Само понятие также являющееся многоаспекным тоже изучается культурологией.

Споры вокруг предмета культурологии происходят на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения. Мы согласны с теми культурологами, которые считают, что все социальные и гуманитарные науки, в конечном счете, являются науками о культуре – «знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности». Важнейшеѐ формой деятельности людей является филологическая.

Тема изучения языка в курсе «Культурология» как важнейшего фактора культуры определяется «Стратегией государственной национальной политики РФ, утвержденной в декабре 2012 года», в которой важна поддержка языков народов России и русского языка как государственного. Также эта тема актуальна в связи с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 №794 «Об утверждении государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы».

«Вопросы сохранения и развития языков, а также формирование и реализация языковой политики имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений в стране, для ее культурного развития, для решения задач образования, воспитания, просвещения, укрепления единства многонационального российского народа», – отметили 19 мая 2015 года в Кремле на совещании, под руководством В.В. Путина.

Ситуация, когда сосуществуют разнородные, противоречивые установки и способы отношения к миру, может разрешиться двумя способами: культура и образование не сумеют выбраться из хаоса и неопределенности, что чревато апокалипсисом; или произойдет плавная адаптация друг к другу всех явлений, что обеспечит переход культуры к какому-то новому состоянию, означающему смену культурной парадигмы в XXI веке. Нам более вероятным и необходимым представляется второй вариант развития событий.

Формирование современного культурологического знания происходит по требованиям Федерального Государственного  Образовательного  стандарта  на  компетентностном  уровне,  который  предусматривает:

«Понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; способностью к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии».

Для повышения интереса к преподаваемому курсу используется такой интерактивный инновационный метод как выполнение студентами творческих заданий как непосредственно на занятиях, так и при выполнении домашних заданий.

Например, студентам даѐтся задание проанализировать свою личную культуру, культуру семьи, национальные и конфессиональные еѐ факторы. Обращается внимание, что язык является одним из важнейших факторов культуры. Поэтому уважительное и бережное отношение к таким факторам культуры как язык, историческое наследие и культурные традиции помогает воспитывать «толерантное восприятие социальных и культурных различий».

Язык позволяет духовно и мысленно осваивать окружающий мир. Человек без слов, без имени вещей, изолирован от мира, он не развивается без речи. Речь человека, в отличие от животного, формулируется словами, которые оформляются в мысли.

Рассматриваемая тема языка и межнационального общения, имеет государственный характер сохранения культуры и повышение уровня изучения языков культуры в курсе «Культурология». Изучение и преподавание культурологии в технических вузах имеет существенные отличия от изучения и преподавания этого предмета в вузах гуманитарного профиля. Во-первых, количество часов в учебных планах очень мало, во-вторых, на многих факультетах и институтах дисциплина изучается студентами первокурсниками в первом семестре, который для них является адаптационным. Поэтому изучение темы «Символическая природа культуры, Языки и символы культуры» в курсе «Культурология» должно иметь инновационный характер. Форумы, блоги, Wiki-страницы – неформальное общение со студентами, позволяющее более углубленно рассматривать интересующие их вопросы образования.

Такие важные компетентностные знания, навыки и умения как «Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, стремление  к  саморазвитию,  повышению  своей  квалификации  и  мастерства»  формируются  в  курсе «Культурология».