Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
05 июля 2017г.

Аннотация: в статье рассматривается бытие человека в эмпирическом и метафизическом аспектах в свете христианской культурной традиции. Личность понимается как тайна, как открытая и становящаяся структура.

Ключевые слова: бытие человека, христианство, православие, обожение.

Христианская культурная традиция рассматривает бытие человека в двух аспектах: в эмпирическом и метафизическом. Эмпирическое бытие личности представляет собой процесс становления, развития и формирования, совершающийся в конкретных условиях природной и исторической действительности, социальной и культурной обстановки. В своих биографических рамках каждая личность оказывается погруженной в стихию бытия, в реальный поток культурно-исторического процесса и в нем становится носителем определенного духовного содержания,  проявляющегося в стиле жизни и нравственном поведении. И в силу этого нельзя отрывать индивидуальную  жизнь человека от объективного мира природы, социальных связей, исторических и культурных условий. Метафизическая сторона бытия человека определяется его причастностью к вечной жизни и его будущим воскресением в преображенном теле. Человеческая личность существует не сама по себе, не в силу своей самодостаточности, поскольку не имеет в самой себе источника бытия, а существует благодаря своей онтологической причастности ко Христу. «Аз есмь Путь и Истина и Живот» (Ин. 14, 6): Христос является метафизическим основанием каждой человеческой личности в ее реальной конкретности и в беспредельности перспективы открывающегося для нее бытия. В следовании евангельской заповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Лк. 6, 35) – заключается высшее предназначение человека и оправдание всего его жизненного пути. В основе исполнения человеком его предназначения лежит глубокий и таинственный процесс раскрытия им своей духовной и нравственной одаренности.

Стремление к достижению полноты богоуподобления, приобщения к вечной Божественной жизни в ее совершенной полноте, неисчерпаемости и славе объявляются в святоотеческой традиции основным предназначением человека. «Пути премудрости нет конца, она шествует выше и выше, пока не соединит последователя своего с Богом», – отмечает Василий Великий [1, с.458]. Восхождение человека на новые ступени бытия не есть эволюция или прогресс, но преображение. Однако «затемненность» человеческой природы грехом делает задачу восхождения к «фаворскому свету» особенно трудной. Человек восходит к «обожению» через видимые образы и символы, являемые в иерархическом служении Церкви, в ее сакраментальной литургической жизни. Через посредство священных образов и символов личность воспринимает Божественную благодать и одухотворяет свое чувственное восприятие. Ум человека становится боговидным, способным к созерцанию и переживанию Бога, открывающегося в Своих нетварных энергиях и сообщающего человеку Свою благодать.

В системе ценностных ориентаций преобладающее значение имеет установка личности на реализацию смысла существования. Личность не может развиваться только лишь в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает ориентацию потребностей на созидание. Человеческая задача «быть», осуществляемая под знаком нравственного соответствия бытия идеальным целям предназначения человека, включает в качестве конкретного содержания достижение личностью христианских духовных добродетелей. В отличие от нравственной нормы, которая способна лишь контролировать и дисциплинировать личность, добродетель как ценность способна восхищать, окрылять и вдохновлять личность своим высоким нравственным смыслом и вести ее по пути духовного восхождения, открывающего доступ к переживанию блага в его полноте. Восхождение к духовному совершенству осознается личностью как основная задача жизни, как стремление исполнить и осуществить свое бытие на той подлинной основе жизни, которая достижима в причастности личности к благодати.

Духовная жизнь человека, заключающая в себе тайну смысла человеческого существования, опирается на фундамент религиозного христианского миросозерцания и поэтому оказывается действующей и действенной. Современный ум постоянно борется за понимание немыслимого, его эмпирическая миссия заключается в том, чтобы погасить тайну бытия человека. В христианской культурной традиции четко прослеживается мысль, что даже самая высокая этика, построенная на нравственных основах христианства, но отрицающая Божественную природу христианства и не признающая установлений Церкви, обрекает себя на неуспех. Область религиозной церковной жизни является средой формирования высоконравственной личности. В жизни Церкви человеку преподносится не только идеал совершенства, открываемый в образе Христа и его последователей – святых, но и дается сверхчувственная благодать, которая ведет человека к «обожению» и святости и тем самым содействует выполнению стоящей перед ним задачи – его становления и формирования как духовной и преображенной личности.

В душе русского человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло, – голос совести. Поэтому основными чертами ментальности русского этноса являются религиозность, правдоискательство, устремленность к абсолютному добру. Для него важны ценности, которые русские святые осуществляли в своем поведении: простота жизни, самоотверженность, смирение, любовь, духовная свобода.

К числу ведущих характерологических свойств русского народа, тесно связанных с исканием абсолютного добра, относится любовь к свободе и высшее ее проявление – свобода духа. Когда человек определяет, какой из возможных способов поведения выбрать, у него нет достоверного знания об идеальных путях достижения цели. Поэтому тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность не только мыслью, но и на опыте.

Напряженное искание абсолютного добра побуждало русский народ подчинить свою «волю» высшему началу как необходимому условию обуздания зла. Свобода духа, искание совершенного добра и в связи с этим испытание ценностей вели к тому, что у русского народа не сложилось строго выработанных форм жизни. Отсюда – совмещение противоречивых свойств и способов поведения, характерных для человека, приводящих его зачастую от сомнений в абсолютном идеале к крайнему равнодушию, а затем и к беспощадному бунту. Поэтому для того, чтобы обуздать «природную стихию» души, русскому человеку важно видеть воплощение абсолютного добра, пример святости.

Вот почему доминантной чертой русской культуры ХIХ века стали религиозные искания, основанные на обращении к истинным ценностям в том виде, как они «раскрыты» в Библии (особенно в Новом Завете) и развиты в учении отцов церкви. Основные черты русского сознания, все компоненты русской культуры, а также всей системы ценностей представляли собой идеологическое, поведенческое и моральное воплощение этой главной посылки. Во второй половине ХIХ века религиозность русского народа стала основой духовных поисков интеллигенции, оказавшейся в ситуации раскола. Литература, публицистика, философия, особенно в их антинигилистическом пафосе, были проникнуты исканием абсолютного добра и смысла жизни.

Итак, христианская культура внесла понимание личности человека как неуловимой и непостижимой тайны,  имеющей основание в Боге и только в нем находящей путь своего становления.

Человеческая личность является не только глубоко интимной в своей замкнутости, но открытой и становящейся структурой.

 

Список литературы

 

1. Василий Великий, свт. Избранные творения Святых отцов. – Москва: Сретенский монастырь, 1998.