Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ИТАЛЬЯНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ: РОБЕРТО РОССЕЛЛИНИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
17 июня 2016г.

Аннотация:

В статье рассматривается влияние Второй мировой войны на итальянский кинематограф и творчество Роберто Росселлини – одного из основателей течения неореализма.

Ключевые слова: Итальянский кинематограф, Роберто Росселлини, «Рим-открытый город», Анна Маньяни, неореализм




WORLD WAR II AND THE ITALIAN CINEMA: ROBERTO ROSSELLINI

Perenizhko О.А.

Kuban State University, Кrasnodar

 

 

Summary:

The artical deals with the impact of World War II on the Italian cinema and creativity of Roberto Rossellini - one of the founders of the current neo-realism.

Keywords:

Italian cinema, Roberto Rossellini, "Rome, Open City", Anna Magnani, neorealism

В восприятии современного  человека Италия это, прежде всего, страна солнца, искусства, музыки  и архитектуры. Но не стоит забывать, что это также страна, пережившая все ужасы войны и нашедшая в себе силы победить фашизм. Несмотря на всеобщую любовь и бескрайнюю веру в своего вождя Бенито Муссолини и его имперские мечтания на начальном этапе, основная масса населения страны не одобрила его сотрудничество и дружбу с Гитлером и вступление в войну на стороне Германии. Уже в конце 1930-х годов появляются разрозненные группы недовольных итальянцев, которые потом станут оплотом Движения Сопротивления.

Как ни парадоксально звучит, но основные идеи итальянского неореализма зародились в официальных кинематографических объединениях времен Муссолини. Талантливые молодые кинематографисты не принимали в душе открытую пропаганду и гламур фильмов «белых телефонов» и поэтому стали вести тайную войну против фашистов.

Центром оппозиционного кино станет Римский экспериментальный киноцентр (Centro Sperimentale di Cinematografia), созданный правительством как кузница кадров, верных фашизму и два киножурнала: «Черное и белое» («Bianco e nero») и «Кино» («Cinema»). Контролировать эту сферу культуры Муссолини неосмотрительно поручил своему сыну Витторио, который не смог отличить интеллектуальные кинематографические споры от скрытой пропаганды антифашизма.

Со страниц киножурналов звучала резкая критика фашистского кино, что невольно подготовило публику к фильмам неореализма. Популярным жанром становится художественно-документальное кино. В 1940-е годы на экраны страны вышел фильм убежденного фашиста, бывшего военного Франческо де Робертиса «Люди на дне», повествующего о подвиге экипажа затонувшей подводной лодки. Стремясь к реалистичному изображению действительности режиссер невольно добился противоположного эффекта. Зрители не сопереживали подводникам, как ожидалось, а ужасались безобразным образам войны.

Спустя год, в этом же жанре, но совершенно сознательно снимает свой фильм «Белый корабль» («La nave bianca») молодой талантливый режиссер Роберто Росселлини. Он рассказывает о судьбе военного корабля- госпиталя, страданиях раненных солдат, крови и смерти с абсолютной документальностью, чем вызывает стойкое отторжение войны у простых итальянцев. В 1942 году выходят в свет еще два его фильма о войне – «Пилот возвращается» («Un pilota ritorna») и «Человек с крестом» («L'uomo dalla croce») и Роберто Росселлини становится одним из скрытых символов кинематографа Сопротивления. Репрессивных мер фашистского режима ему удалось избежать благодаря поддержке Витторио Муссолини, который воспринимал его фильмы как воспроизведение поиска нового реалистичного кинематографического метода.

В конце войны Роберто Росселлини снимает фильм «Рим - открытый город» («Roma, città aperta»), ставший настоящим манифестом нового кинематографического течения. Действие картины происходит в основном на улицах Рима, разрушенных фашистами. Сюжет картины разворачивается вокруг священника отца Пьетро, ставшего на путь Сопротивления, коммуниста Манфреди, его друга подпольщика Франческо, его невесты Пины и ее сына Марчелло.

Росселлини долго работал над образами героев. В военные годы многие будущие знаменитые режиссеры- неореалисты тайно сотрудничали с партизанскими отрядами и накапливали в свою кинематографическую копилку героические образы обычных итальянцев для своих дальнейших шедевров. Росселини еще в то время потрясла судьба отца Морозини, который помогал подпольщикам, был схвачен и жестоко замучен фашистами.[3.с.170] Изучая историю подвига священника Роберто Росселлини сблизился со многими подпольщиками, которые дополняли его будущий сценарий реальными историями из недалекого прошлого. Эти рассказы позже были оформлены в единый сценарий самим Росселини, Федерико Феллини и коммунистом Седжио Амидеи.

Поэтому в этом фильме мы видим очень много реальности – еще не восстановленный после фашистов Рим, разрушенные древние памятники, плохо одетые и изможденные войной люди. Местом сбора антифашистов в фильме показана обычная римская квартира подпольщиков на площади Испании, где действительно собирались подпольщики в годы войны. Кадры фильма поражают своей документальностью, потому что в основном в нем играли не актеры, а обычные жители Рима. Например, старушка-служанка, осторожно открывающая дверь сыграла саму себя, и настолько стала родной для горожан, что когда она умерла, сотни римлян собрались хоронить «старушку-подпольщицу».

Роберто Росселини пригласил сниматься в своем фильме немногих профессиональных актеров, но которые, по его мнению, могут абсолютно достоверно сыграть реальность. Так в фильме появилась будущая «душа Рима» Анна Маньяни, [2.с.90] сыгравшая самый пронзительный момент фильма – расстрел фашистами

Пины на глазах ее сына. В Анне Маньяни нет никакой фальши, «актерского позерства» и «гламурности эпохи Муссолини», поэтому она идеально вписалась в документальность кадра и сыграла его с первого дубля. Сцена расстрела Пины стала не только культовой  для мирового кинематографа,  но и  самой проникновенной  для каждого римлянина.

Этот фильм стал не просто классическим для итальянского неореализма и мирового кинематографа, но и символом борьбы против фашизма для простых итальянцев. «Рим - открытый город» для Италии, и Рима прежде всего, стал таким же знаковым, как и для России песня «День Победы». Ежегодно в день освобождения Италии от немецко-фашистских захватчиков, 25 апреля, этот фильм показывают по центральному каналу итальянского телевидения и он собирает по прежнему целые семьи перед экранами, ведь фильм и его персонажи стали частью истории Рима и его жителей.

Теме войны посвящены и последующие фильмы Роберто Росселини – «Пайза» («Paisà»), снятый в 1946 году, «Генерал делла Ровере» («Il generale della Rovere») 1959 года, «В Риме была ночь» («Еra notte a roma») 1960 года и другие. Во всех фильмах Росселини не изменяет своим принципам реализма. Например, фильм «Пайза» состоит из шести частей, не связанных друг с другом и повествующих о жизни Италии военного времени, но практически все новеллы начинаются с документальных кадров. Сквозной темой через все его военные фильмы проходит образ простых людей, совершающих подвиг, не задумываясь о последствиях.

Роберто Росселлини своими фильмами внес неоценимый вклад в развитие мирового кинематографа, был одним из основателей неореализма и его фильмы стали культовыми. Но для Италии и итальянцев Росселлини, прежде всего, один из участников Сопротивления, не побоявшийся в своих фильмах показать ужасы войны, разрушение и боль.

 

Список литературы

1.     Алова Л. , Боброва О. Анна Маньяни и ее роли. М., 1990

2.     Орлова Н.Х., Шалагина Е.А.       Женский портрет: вариации на тему итальянского кинематографа // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2015 № 2(4)

3.     Сагатчук С. Россия-Запад: историко-культурные параллели. Кинематограф второй половины XX века // Диалог культур. 2008. № 2 (45)