Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЮМОР КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

Наверняка Вам нравятся люди, которые никогда не злятся.

Ещѐ бы, с ними так легко общаться! А, может быть, Вы сами такой человек?

Тогда признайтесь: легко ли Вам сохранять хорошую мину

даже при плохой игре?

О. Подольская Лингвистическими «сейсмостанциями», по меткому выражению В.И. Шаховского, можно фиксировать потрясения,  происходящие  в  сфере  эмоциональных  переживаний  человека.  Эта  красивая  метафора сформулирована учѐным относительно недавно, хотя сама мысль об эмоциях в языке глубоко и убедительно обосновывается им в таком фундаментальном труде, как «Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка» [Шаховский, 2008]. Названная и многочисленные другие публикации основателя и руководителя волгоградской научной школы лингвистики эмоций посвящены разнообразным аспектам эмотивности языка, который системой своих средств способствует выражению, описанию и называнию эмоций человека в

коммуникации.

В наших собственных научных изысканиях идеи лингвистики эмоций получают развитие в экологическом аспекте. В целой серии предыдущих публикаций мы обосновываем, почему лингвистика эмоций выступает методологической базой эмотивной лингвоэкологии / эколингвистики (эмоциональность выступает в качестве важнейшего регулятора экологичности высказывания) [Колосова (Солодовникова), 2015 и др.]. Через эмоции сам язык становится ключом к изучению человека: он номинирует, категоризует, классифицирует, структурирует, комментирует, эксплицирует, имплицирует, моделирует эмоции и формирует, транслирует эмоциональную картину мира представителей той или иной лингвокультуры [Шаховский, 2008]. Мы понимаем эмотивную лингвоэкологию как новое лингвистическое направление, объектами которого являются языко-/ речеохранение и здоровьеохранение человека с помощью языка. Вводя элемент «эмоциональный», можно отметить, что объектом эмотивной лингвоэкологии является здоровьеохранение эмоций и использование эмотивно здорового языка.

Мотивом написания данной статьи послужила научно-популярная публикация в Интернете, посвящѐнная тому, надо ли быть позитивным человеком. Нас заинтересовал тот факт, что автор названной работы использовала термин «экологичность» в отношении эмоциональных проявлений человека. Это имеет непосредственное отношение к сфере наших научных интересов, что получило отражение ещѐ в кандидатской диссертации [см.: Колосова (Солодовникова), 2010]. В настоящее время мы занимаемся изучением проблемы экологизации эмотивной коммуникации в широком смысле, что предполагает интегрирование достижений экологии, коммуникативной и эмотивной лингвистики, объединившихся в парадигму эмотивной лингвоэкологии / эколингвистики. Мы разделяем мнение В.И. Шаховского, что экология, валеология и эмотивная лингвистика являются тремя источниками эмотивной эколингвистики. Соединение эмотивной лингвистики с валеологией обеспечивает признание экологии человека в коммуникации, т.е. сбережение его эмоций и языка, главным объектом эмотивной эколингвистики. И если сохранение и совершенствование языка – общая задача всех лингвоэкологов, то экология (сохранение здоровья) эмоций человека в коммуникации через использование эмотивно здорового (экологичного) языка – это предметная область экоэмотиологов [Колосова (Солодовникова), 2015: 22].

Введение экологического аспекта в эмотиологию и выделение эмотивной эколингвистики произошло совсем недавно, и это вызывает множество вопросов и сомнений у представителей смежных областей знания.

В наших собственных и совместных с другими авторами публикациях в экологическом аспекте исследуются параметры экологичного общения, эмоциональный интеллект, эмоциональная память, эмоциональный шантаж, рационализация эмоций, реверсия оценочного знака эмоций, экологическая функция языка и эмоций и др.

Обобщая, можно отметить, что мы заняты поиском эмотивных текстов, отвечающих критерию экологичности.

Вероятно, именно тем фактом, что потребность в экологизации жизни современного российского общества остро осознается не только одними лингвоэкологами, можно объяснить введение экологического аспекта в целый ряд научных парадигм. В настоящее время активно развиваются такие отрасли, как экопсихология, экопедагогика, эколингвистика, эмотивная лингвоэкология и др.

Термин «экологичность» ассоциируется уже не с природоведением, а с человековедением и является для нас ключевым. Именно потому, что он прозвучал уже в научно-популярном употреблении (доказательством чему служит его появление в разделе «Психология» на ЛЕДИ@MAIL.RU),  публикация по психологии «Надо ли быть позитивным человеком» процессуально-ориентированного психотерапевта О. Подольской привлекла наше внимание.

Доминантой экоэмотиологов, по нашему мнению, является возвышение человека в коммуникации. С этой точки зрения успешная коммуникация всегда экологична. Это означает, что: 1) адресант и адресат реализовали все поставленные в конкретной эмоциональной ситуации цели; 2) эта реализация произошла через использование этичных эмотивов; 3) после окончания общения все его участники почувствовали себя лучше, чем до него. Выполнение этих трех условий зависит от позитивности, эмоциональности, эмотивности и эмоциогенности: 1) изначальный эмоциональный импульс должен быть положительным (искренняя доброжелательность); 2) языковая реализация должна быть этичной и эстетичной (отбор и использование положительнооценочных эмотивов); 3) у коммуникативного партнера должны возникнуть ответные положительные эмоции.

Данные положения, как правило, вызывают вопрос о том, всегда ли экологичны только положительные эмоции. А статья О. Подольской отвечает на вопрос, нужны ли в экологичном общении только положительные эмоции.

По нашему мнению, эмотивная лингвоэкология, в первую очередь, должна определиться с тем, какое общение считать нормированно-экологичным, а во-вторых, найти примеры такого общения. В первом приближении в данной статье мы хотели бы представить пример такого текста, который имеет экологическую направленность. И перспективой дальнейших изысканий мы видим экологический мониторинг эмотивных текстов.

Поскольку мы изначально исходим из тезиса лингвистики эмоций, что эмоции сопровождают человека повсюду, окрашивая всю его жизнь, ведь человек, по К. Изарду, – биопсихосоциальное существо [Изард, 1980], нас не может не интересовать вопрос о балансе положительных и отрицательных эмоций в коммуникации, которая претендует на статус экологичной. А поскольку методологической базой эмотивной эколингвистики выступает, согласно нашим убеждениям, эмотивная лингвистика, то в экологическом аспекте необходимо рассматривать соотношение назывании, описания и выражения положительных и отрицательных эмоций.

По словам С.В. Ионовой, потребность в экологизации жизни появляется тогда, когда осознается реальная угроза нарушения экологического равновесия в важнейших аспектах жизнедеятельности человека. Экологический аспект лингвистических исследований, актуализировавшийся сегодня, связан с потребностью общества в восстановлении экологического баланса в сфере речевой коммуникации, нарушения в котором ощущаются носителями языка, учеными и фиксируются официальной статистикой. Значительная часть неэкологичных речевых действий всегда связана с эмоциональной сферой общения, поскольку не существует неэмоциональных личностей, а нарушение баланса в системе ценностей, личностных смыслов, мотивов, физических рефлексов и социальных чувств являются зримыми, имеют очевидные психологические и социальные проявления, остро переживаются участниками коммуникативных ситуаций [Ионова, 2013: 323–324].

Необходимо    упомянуть    о    трѐх    основных    составляющих    экологичного    общения:    искренности, доброжелательности, этичности.

Мы выдвигаем искренность на первую позицию в списке, поскольку она составляет начало любого экологичного общения. Его основу образует доброжелательность, поскольку в ней изначально заложена бережность в отношении коммуникативного партнера. А истинная этичность – это уже уровень экспликации эмоций в соответствующих эмотивах. Считаем необходимым развести понятия истинной этичности, которая исходит, прежде всего, из заботы о партнере по коммуникации, а не своего собственного удобства, а также отвечает условиям искренности, доброжелательности и справедливости, и «приличной» упакованности (термин С.В. Ионовой) негативного, неискреннего, недоброжелательного, несправедливого отношения (а оценка, с точки зрения лингвистики эмоций, сопряжена с эмоцией). Приличная упаковка неэкологичных эмоций находит воплощение в таких формах, как нетолерантное (или конфликтное) общение, эмоциональное игнорирование (умышленное неиспользование положительных эмоций в определенных ситуациях – невнимание, пренебрежение) и эмоциональное (де)табуирование (ограничение на интенсивное выражение переживаний или,

Ранее в совместной публикации с В.И. Шаховским нами были предложены параметры экологичного общения [Шаховский, Колосова (Солодовникова), 2010]. В настоящее время мы считаем, что благорасположенность участников коммуникативного  акта, уважение  друг  друга, этичность, готовность выслушать, а в некоторых случаях даже принять точку зрения собеседника, воздержание от употребления как негативных эмоций, так и негативно окрашенных слов в адрес партнѐра по  коммуникации, эмоциональная поддержка, уместное применение стилистических средств согласно определенной ситуации являются способами экологизации общения. Необходимо добавить к данному перечню и юмор, поскольку он сопряжѐн с позитивными эмоциями общающихся сторон. Юмор позволяет «переработать» негативные эмоции в положительные, так как является средством их рационализации. Человек как бы поднимается над собой, когда может шутить. Именно в доброжелательном юморе негативные эмоции претерпевают позитивные трансформации. Таким образом, юмор двусторонне экологичен: он позитивен (терапевтичен, позитивно эмоциогенен) как для адресанта и адресата, так и для их языка, поскольку юмористическая вербальная

«упаковка» этична. Особенно в коммуникативных эмоциональных ситуациях, требующих выхода из конфликта.

Иллюстрацией экологии юмора в рамках данной статьи может выступить несколько фраз дирижеров симфонических оркестров, которые доказывают, что они умеют ругаться на оркестрантов. Однако делают это тонко и очень интеллигентно [http://vk.com/leprazo]:

1.   Осталось всего три репетиции до позора! (метафора)

2. Смотрите одним глазом в партию, а двумя на меня! (антитеза)

3. Вы так фамильярно все это играете, как будто лично с Прокофьевым пили! (эпитет)

4. Я скажу вам сейчас, какие тут ноты, вы очень удивитесь.(антитеза)

5. Это вам не симфонический оркестр, здесь в толпе не спрячешься, надо играть чисто! (антитеза)

6. Ребята, это ведь «кукушки звуки», а не приближение вражеской авиации! (антитеза)

7. И если кто-то сыграл фальшиво, главное — успеть посмотреть с укором на соседа.

8. Не захлебнитесь в собственном таланте! (ирония)

9. Дома прийти и заниматься так, чтоб вся семья у тебя умела это играть… (гипербола)

10.   Мендельсона надо играть без «мендельсовщины». (метонимия)

11.   Уберите свой маникюр с грифа! (синекдоха)

12.   Это ж надо так ненавидеть друг друга, чтоб так играть! (антитеза)

13.   Почему вам в детстве не объяснили, чем труба отличается от пионерского горна? (антитеза)

14.   Если вы еще раз так сыграете первую цифру, я убью всех вас по очереди, похороню, отсижу, а потом наберу новый оркестр! (гипербола)

15.      Вы не боитесь выходить на второе отделение? Скажите спасибо, что в консерваторию ходят интеллигенты. А то пролетарии встали бы со своих мест и набили всем вам морду за такую игру! (антитеза)

16.   Альты, куда вы лезете? И ладно бы что-то приличное лезло, а то фа-диез! (антитеза)

17.   От себя попробуйте дуть! У меня такое впечатление, что вам еще в музыкальной школе не объяснили направление потока воздуха в мундштуке! (антитеза)

18.   Я знаю, что вы все меня ненавидите. Теперь подумайте, как к вам должен относиться я? (антитеза)

19.   Мне не место с вами в одной музыке! (метонимия)

20.    Я обещаю вам трудоустройство в подземном переходе, и лично договорюсь с ментами и бандитами, чтоб вас не трогали. Но за прохожих я не ручаюсь.(антитеза)

21.   Вам бы вместо саксофона — бензопилу «Дружба» в руки. Звук тот же, а денег больше! (антитеза)

22.    У вас очень красивые, сильные руки. Положите инструмент и задушите себя ими, не глумитесь над музыкой!

23.    Я прекращаю всякие церемонии и с сегодняшнего дня начну вас учить любить, если не меня, то хотя бы музыку! (антитеза)

В данной подборке присутствует значительное количество оценочных эмотивов и стилистических приѐмов, наиболее распространенным среди которых является антитеза, положенная в основу иронии.

Выявлены случаи называния (Я скажу вам сейчас, какие тут ноты, вы очень удивитесь. И если кто-то сыграл фальшиво, главное — успеть посмотреть с укором на соседа. Это ж надо так ненавидеть друг друга, чтоб так играть! Я прекращаю всякие церемонии и с сегодняшнего дня начну вас учить любить, если не меня, то хотя бы музыку! и др.), описания (Я  знаю, что вы все меня ненавидите. Теперь подумайте, как к вам должен относиться я? и др.) и выражения эмоций (Вам бы вместо саксофона — бензопилу «Дружба» в руки. Звук тот же, а денег больше! У вас очень красивые, сильные руки. Положите инструмент и задушите себя ими, не глумитесь над музыкой! и др.).

Не все из приведѐнных примеров в полной мере отвечают параметру «этичность», так как в них используется разговорная и даже вульгарная (Я обещаю вам трудоустройство в подземном переходе, и лично договорюсь с ментами и бандитами, чтоб вас не трогали. Но за прохожих я не ручаюсь. Вы не боитесь выходить на второе отделение? Скажите спасибо, что в консерваторию ходят интеллигенты. А то пролетарии встали бы со своих мест и набили всем вам морду за такую игру!.) лексика. Некоторые из 33 примеров в подборке мы по этическим соображениям не приводим.

Экологичным же данный текст, составленный из высказываний дирижѐров, является, на наш взгляд, потому, что в нѐм представлена осознанная экспликация негативных эмоций через иронию и юмор.

Найти текст, идеально соответствующий всем параметрам экологичного общения, представляется перспективой данной отрасли знания, реализующей функцию экологического мониторинга эмотивности.

 

Список литературы

1.     Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.

2.     Ионова С.В. Неэкологичное общение в «приличной» упаковке // Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике: Сб. науч. трудов, посвященный 75-летию профессора В.И. Шаховского. Волгоград: Волгогр. научн. изд-во, 2013.

3.     Колосова (Солодовникова) Н.Г. Экологичность эмотивной коммуникации (на материале предвыборных креолизованных газетных текстов): дис. … канд. филол. н. – Волгоград, 2010.

4.     Колосова (Солодовникова) Н.Г. Экологическая функция эмоций / Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №1(35). Февраль 2015. [www.grani.vspu.ru].

5.     Подольская О. Надо ли быть позитивным человеком [https://lady.mail.ru/article/485776-nado-li-byt- pozitivnym-chelovekom/] (дата обращения: 31 мая 2015 года).

6.     Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

7.     Шаховский В.И., Колосова (Солодовникова) Н.Г. Лингвоэкология: объект, предмет и задачи // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. 2010. № 1 (31).

8.     33 фразы дирижеров, или как ругаются интеллигентные люди [http://vk.com/leprazo] (дата обращения: 31 мая 2015 года).