Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

Аннотация.

Статья рассматривает проблемы обучения профессионально ориентированному английскому языку в современном образовании. Чтение текстов по специальности способствует улучшению навыков чтения и понимания прочитанного и развитию их профессиональной пригодности. Статья анализирует главные критерии развития коммуникативных и профессиональных компетенций студентов в обучении иностранному языку. Авторы исследуют методические приемы использования профессионально ориентированного английского языка в образовательной среде.

Ключевые слова: образовательная среда, коммуникативная компетентность, профессионально ориентированный английский, образовательный процесс.

Abstract.

The article is aimed at problems of training professional oriented English in a modern educational process. Reading special texts is the way of improving students‘ reading skills and increasing their proficiency. The article discusses chief criteria of communicative and proficient competence in learning language. The authors research teaching methods of using professional oriented English in educational environment.

Keywords: educational environment, communicative competence, proficient oriented English, educational process.


 Вхождение  нашей  страны  в  единое  образовательное  пространство  делает  языковое  образование неотъемлемым     компонентом     будущей     профессиональной    деятельности     студентов.     Целью     обучения иностранному языку в неязыковом вузе является уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией, достаточной для профессионального общения на иностранном языке в современной информационной среде. В Кемеровском государственном Университете культуры и искусств в институте библиотечных и информационных технологий разработаны и успешно решаются задачи оптимизации образовательного процесса на основе информационно – коммуникативных технологий. Преподаватели профилирующих кафедр и кафедры иностранных языков осознают необходимость объединения усилий вуза культуры и искусств по использованию информационно – образовательного пространства.

На практических занятиях по иностранному языку студенты совершенствуют навыки чтения и понимания иностранной литературы по специальности для следующих целей: составление аннотаций и рефератов, тезисов, докладов и курсовых работ. Тематика текстов отражает достижения в области библиотечных и информационных технологий. Статьи и тексты охватывают круг проблем, связанных с миссией библиотек, их менеджментом и маркетингом. Ряд текстов посвящены типам библиотек, их электронным ресурсам и связям с Интернет. Коммуникативные задания строятся с учетом языковых знаний и умений студентов в разных аспектах языкового образования. Работа над текстом по будущей специальности не прекращается на протяжении всего курса изучения английского языка в вузе. Каждый этап работы над текстом отличается своими особенностями и методическими приемами. Перед текстом дается словарь, необходимых для изучения терминов и выражений; цикл лексических упражнений, имеющих цель усвоения слов, их синонимических и антонимических отношений; семантических упражнений, направленных на выявление нужной информации и установление связности текста. Цель упражнений – научить компрессировать информацию, выделить главную мысль, найти интересные факты, практиковать навыки аннотирования и реферирования. Продуктивными упражнениями считаются упражнения, направленные на определение идеи текста и их связи с будущей профессией. Составление схем, нахождение опор и структурных особенностей способствуют последующей передачи информации текста посредством некоторой замены языковых средств и использования клишированных выражений. В систему тренировочных упражнений включены также грамматические упражнения на повторение основных явлений английского языка: употребление артиклей, активный и пассивный залоги грамматических времен, неличные формы глагола, придаточные предложения. Таким образом, снимаются трудности для понимания и интерпретации текста. Обучение переводу является обособленным видом работы с текстом по специальности и включается в экзамен по английскому языку. Проблемный характер текстов и их профессиональная направленность стимулируют студентов к более глубокому изучению английского языка и поддерживают интерес к профильным дисциплинам по будущей специальности. Отмечаем, что текст является центральным звеном дисциплины «Иностранный язык» и объектом лингвистического исследования. Информационно – коммуникативные технологии расширяют рамки образовательного процесса. Они содействуют повышению творческого потенциала и познавательной активности студентов, способствуют интеграции самостоятельной работы. Интернет – технологии дают возможности поиска статей англоязычных научных журналов, материалов международных научно – практических  конференций, ведущих научных исследований в информационной среде. Обобщая тематику профессионально ориентированных текстов, студенты самостоятельно делают вывод, что в современном информационном пространстве библиотеки являются центрами ориентирования человека в информационных потоках. Благодаря новым информационным технологиям и интернет – ресурсам, зарубежная литература, брошюры, проспекты и каталоги стали доступными для практических целей студентов.

Умения ориентироваться и обрабатывать иноязычную информацию, эффективно обрабатывать фонды литературы, заниматься их каталогизацией и аннотацией являются главными комплексными задачами работников библиотек и информационных центров. Современный специалист не может совершенствовать свою профессиональную деятельность без знания иностранного языка, которое дает возможность изучать международный опыт, общаться с зарубежными коллегами, читать и понимать информацию по специальности. Все перечисленные причины, задачи, формы работы и современные технологии направлены на реализацию компетенций обучения иностранного языка. За период обучения  студенты института библиотечных и информационных технологий осваивают большой поток иноязычной информации, терминов и понятий, технологий общения с зарубежными специалистами библиотечных ассоциаций. Характер и виды работы над оригинальными текстами строятся на ситуационном подходе и способствуют вовлечению студентов в межкультурную коммуникацию, познанию иноязычного мира и приобщению к реалиям страны изучаемого языка. Необходимо отметить, что содержание текстов развивает кругозор и эрудицию студентов и поддерживает интерес и мотивацию к их будущим специальностям в сфере культуры, искусств и информации.

Активизировать учебную деятельность студентов помогают творческие занятия на завершающем этапе освоения темы.  Так, одним  из авторов было  проведено  конкурсное занятие «Роль и миссия национальных библиотек в мировой информационной среде». Используя систему поиска и мониторинга в своей самостоятельной профессионально – ориентированной работе, студенты подготовили интересные в профессиональном плане сообщения и сформулировали проблемные вопросы для дискуссии. Сообщения отличались разнообразным материалом для отражения новейших данных в области библиотечного дела. Информация студентов отразила электронные системы и форматы, средства менеджмента и рекламные издания крупнейших национальных библиотек мира, информационных центров, международной организации IFLA, Кемеровской областной библиотеки имени Федорова и библиотеки нашего вуза. Студенты продемонстрировали свои умения использовать информационные технологии поиска и презентации иноязычной информации. В презентации о Русской Государственной библиотеке были сообщены данные о количестве читальных залов, специальных помещений для справочной работы и отделе редких книг, хранящим 400,000 экземпляров огромной исторической ценности. В следующей презентации было сообщено, что на данный момент Британская библиотека имеет фонд 18 миллионов экземпляров, охватывая все аспекты человеческой мысли. Библиотека находится в Британском музее, имеет три подразделения: справочное подразделение, подразделение абонемента и подразделение библиографических услуг. В сообщении о национальной библиотеке Франции, бывшей королевской и имперской, подчеркнута ее главная миссия - гарантировать издателям, авторам и художникам сохранность произведений для будущего, показаны причины открытия нового здания. В процессе подготовки к занятиям студенты познакомились с темами и экспонатами выставок выставочного павильона библиотеки Конгресса в Вашингтоне. Созданная только для Конгресса, сегодня библиотека оказывает большой объем эффективных услуг для научно – исследовательской работы. Были представлены и библиотеки регионального масштаба: областная библиотека имени Федорова с ее обновляющимися тематическими выставками и галереей искусства – полотна живописи, подаренные местными художниками. Студенты тепло и со знанием дела рассказали и показали читальный зал, библиографический и абонементный отделы своей университетской библиотеки. Отметили, что пользуются и созданной электронной библиотекой. Присутствующие преподаватели были согласны во мнении, что характер презентаций, текстов и выступлений студентов творческого открытого занятия, активизировал учебную деятельность и приобщил студентов к современной информационной среде и выявил определенный уровень коммуникативной компетенции и профессионально ориентированного английского языка у студентов.

В заключении отмечаем, что английский язык выходит за рамки учебного процесса и становится инструментом конкурентного, способного и компетентного специалиста, умеющего ориентироваться в иноязычном профессиональном пространстве. Профессионально ориентированный английский интегрирует с профилирующими дисциплинами и формирует профессионально значимые свойства личности, которая способна решать профессиональные задачи в сложившейся образовательной среде.

 

Список литературы

1.     Евко Ю.А. Педагогические условия формирования профессиональной ответственности при обучении иностранному языку // Высшее образование сегодня, 2013. № 7. С. 63 – 67.

2.     Образцов П.И., Иванова Ю.А. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: Изд-во Орлов. гос. ун-та, 2005. С. 12.

3.     Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики [Текст] / С.Г. Тер- Минасова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 286 с.