Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
05 июля 2017г.

Н. Островский однажды сказал: «Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд». Являясь творческим человеком, автор не может ни согласиться с великим писателем. Работая в группах студентов по специальностям «Архитектура» и «Гражданское строительство» и преподавая им иностранный язык, мы всегда используем творческие задания на занятиях. Мы уверены, что постоянно переводить тексты по специальности, выполнять грамматические и лексические упражнения с использованием специальных терминов может наскучить студентам, и для разнообразия процесса обучения и поддержания интереса к изучению английского языка преподавателю можно и нужно давать различные творческие задания студентам. Цель статьи заключается в том, что автор хочет поделиться опытом работы по преподаванию английского языка с использованием творческих заданий при изучении разговорного английского, необходимого для путешествий и деловых командировок. Такие задания помогут развить воображение, оригинальность мышления, спонтанность речи, уверенность и правильное произношение при общении на иностранном языке в зарубежной стране.

Помимо тем с архитектурно-строительными терминами, мы также на занятиях разбираем темы с новыми словами, которые могут потребоваться будущему специалисту при заграничных деловых или туристических поездках. Автор берет 6 основных тем – путешествия (виды путешествий, достоинства и недостатки) и транспорт (виды транспорта, достоинства и недостатки), ориентирование по городу (как спросить дорогу, и как объяснить дорогу), таможня и аэропорт (фразы, которые пригодятся на таможне и в аэропорту), отели (виды отелей, услуги в отеле, проблемы в отеле), еда и поход в кафе (как сделать заказ в кафе, различные виды еды), поход по магазинам (виды магазинов, различные отделы, как подобрать нужный предмет одежды, обуви или другую вещь). При изучении этих тем мы также рекомендуем использовать различные творческие задания.

Например, когда мы проходим тему «Путешествия и транспорт», мы устраиваем ролевую игру, в которой группа делится на 2 части. Каждая подгруппа – это семья, которая должна решить, куда они все вместе поедут отдыхать и на каком виде транспорта. Каждая подгруппа выбирает роли. Как правило, это муж, жена, их дети (1 или 2 человека), бабушка и дедушка. В процессе игры они должны высказать свое пожелание относительно отдыха и того, как добраться до места будущего отпуска, используя новые слова и словосочетания по теме. В конце полилога нужно найти компромисс и определиться с местом, которое бы всех устроило. Студенты также должны использовать фразы согласия-несогласия (I agree with you, I disagree with you, I can’t agree with you that…, I partly agree with you…) В идеале каждый студент должен составить не меньше 5-6 полных фраз по теме в рамках своего монолога и выучить их наизусть. Если уровень владения языком слабый, то можно сократить количество предложений и упростить их, также разрешить студентам подглядывать в текст при рассказе. Пока одна подгруппа выступает, другая либо пытается найти и исправить ошибки, либо запомнить или записать краткую информацию о «членах семьи» и их желаниях, затем пересказать. Если в учебной группе больше 12 человек, то можно разделить ее на 3 подгруппы, добавив или убрав «членов семьи». Студентам нравится это задание, т.к. они любят спорить и отстаивать свою точку зрения, что можно продемонстрировать в этой игре на английском языке, используя устойчивые словосочетания.

Еще одно интересное упражнение можно задать, как домашнее задание. Мы сочинили рассказ в виде диалога двух влюбленных, которые обсуждают планы поездки на медовый месяц. Сначала мы его читаем по ролям, переводим, отвечаем на вопросы. Далее студентов можно разделить на пары (можно дать и индивидуально каждому) и дать задание – составить подобный рассказ только меньшего объема. После проверки преподавателем, можно попросить студентов его выучить и рассказать по ролям. Студентам также нравится это задание, т.к. обыгрывается очень жизненная ситуация, которая учит отстаивать свое мнение и требует в итоге нахождения компромисса.

В теме «ориентирование по городу» мы берем опять диалог. Его особенность состоит в том, что нам даны начальные реплики героев и студентам надо придумать продолжение. Обычно диалог разыгрывается между «туристом» и «местным жителем города», но можно добавить «действующих  лиц», например, «туристами» может быть пара «муж-жена», или «местными жителями» могут стать «муж-жена», или «мать- дочь» и т.д. «Местным жителям» будет проще при составлении диалога, т.к. они могут использовать ранее данные фразы, почти не изменяя их. А вот «туристам» придется использовать сложноподчиненные предложения, например, придаточные предложения условия и времени (а если я сверну направо на первом повороте и пройду 300 метров, то что я увижу?), в которых в придаточном предложении должно использоваться настоящее время, а не будущее, как в русском языке. Или сослагательные предложения, которые на русский язык переводятся с частицей «бы» (а если бы я пошла прямо по улице и свернула бы за угол, то что бы я там увидела?), поэтому студентам надо напомнить или пройти еще раз сослагательное наклонение первого и второго типов.

Еще одно задание дается также в виде диалога по карточкам. На карточке описана ситуация – турист заблудился и спрашивает дорогу до известного места в Ярославле, потом просит его поправить насчет пути в другое известное место (кто-то ему неправильно объяснил, как туда пройти), и в конце спрашивает совета по другим достопримечательностям Ярославля. Задание интересно и познавательно тем, что студенты узнают, как будут известные места, улицы и площади, церкви Ярославля на английском, а некоторые студенты узнают, где эти достопримечательности находятся.

Самое простое задание по этой теме – это написать рассказ из десяти (можно больше) предложений «как пройти из ЯГТУ до какого-нибудь известного места в городе», не называя его, используя новые слова и словосочетания. Другие студенты должны догадаться, что это за место. Автор перед этим заданием читает свой собственный рассказ для примера.

В теме «таможня и аэропорт» также мы берем диалоги между «таможенником» и «туристом» или «работником паспортного контроля» и «туристом». Задание дается на карточках, где описана конкретная ситуация, например, турист везет запрещенные товары, или турист первый раз выезжает за границу, у туриста много багажа и перевес и т.д.

Самое сложное, но творческое задание по данной теме – это использование лексики в переносном значении. Автор составил 3 рассказа с использованием таможенной лексики но в жизненных ситуациях в переносном значении. В первом рассказе герой признается в любви и просит подарить визу в сердце любимой, во втором – герой хочет расстаться с любимой, т.к. она, как таможенный офицер, постоянно обыскивает его личные вещи и багаж, а в третьем – героиня упрекает мужа в измене (Что ты хотел найти, обыскивая ее тело? Перевес? Запрещенные предметы? Оружие или наркотики?...) Словосочетаний, естественно, намного больше, здесь мы просто привели пару примеров. После чтения и перевода рассказов, можно поспрашивать вопросы, и на дом задать написать одну похожую ситуацию. Но с этим заданием справляются не все студенты, а только творческие личности.

В теме «отели» мы также сначала разбираем рассказ в виде диалога «Проблемный турист». В нем есть почти все проблемы, которые могут возникнуть в отеле (порвана шторка в ванной, насекомые в номере, не работает пульт, лампочка перегорела, кран протекает, окно не закрывается, простыня в пятнах и т.д.). Далее задаем студентам на дом составить похожий рассказ, выбрав 3-4 проблемы. На занятии проверяем, далее студенты их учат и рассказывают по ролям «турист» и «администратор в отеле». Такой диалог хорошо подготовит студентов к подобным ситуациям, которые нередко встречаются в нашей жизни.

В теме «еда и поход по магазинам» после многочисленных простых упражнений на тренировку новых слов и словосочетаний мы приступаем к творческим заданиям. Первое задание – описать кафе или ресторан своей мечты по плану (как называется, в чем уникальность, кто посетители, интерьер, перечислить блюда из меню и главное блюдо и его ингредиенты).

Второе задание – рассказ в виде диалога «Проблемный турист в кафе». Сначала мы разбираем рассказ, написанный автором, с упоминанием всех возможных проблем, которые могут быть в кафе (суп остыл, муха в супе, котлета подгорела, мясо не прожаренное, грязная скатерть, неторопливая или грубая официантка и т.д.). Далее студенты в парах или индивидуально сочиняют подобный рассказ в виде диалога с 3-4 проблемами. После проверки, диалоги пересказываются по ролям. Такой диалог хорошо подготовит студентов к подобным проблемам, которые нередко встречаются в нашей жизни.

Третье задание – диалоги на карточках. Надо составить диалог по ситуации, описанной на карточке. В ситуации 2 пункта – покупка еды в супермаркете, и обсуждение меню на какое-нибудь событие (свадьба, день рождения, пикник, и т.д.). После проверки студенты учат и рассказывают диалог. В данном упражнении тренируется много слов и словосочетаний по теме, поэтому его можно дать, как заключительное или обобщающее.

В теме «поход по магазинам» мы также сначала разбираем простые упражнения на тренировку новых слов, т.к. это самая обширная тема. Далее можно переходить к творческим заданиям. Сначала мы разбираем рассказ в виде диалога «Проблемный турист в магазине», в котором используются негативные фразы (это висит на мне, это мне не подходит, туфли мне жмут, юбка слишком короткая, вещь не стоит своей цены, и  т.д.) и  другие проблемы (грубый или назойливый продавец, некачественный материал, ошибка в размере, и т.д.). Далее студенты в парах или индивидуально сочиняют собственные рассказы с 3-4 проблемами, и разыгрывают их по ролям, после проверки преподавателем.

Еще одно задание – составление диалога по ситуации, описанной на карточке. В ситуации 2 части – покупка еды в супермаркете, и покупка предмета одежды или пары обуви для себя или в подарок. После проверки, диалог рассказывается по ролям. В данном упражнении тренируется много слов и словосочетаний по данной теме и по теме «еда», поэтому его можно дать, как заключительное или обобщающее.

Самое сложное задание – придумать рекламу своему собственному магазину в 10 (можно больше) предложениях по плану (как называется, на кого ориентирован, какие отделы есть, какие самые дорогие товары, есть ли скидки и акции и на что, и т.д.). Можно  упростить это задание –  и дать рекламные проспекты уже известных магазинов, студентам нужно будет из данных слов в проспекте составить «зазывательные» предложения.

Подводя итог, хочется отметить, что во всех темах большое внимание уделяется именно диалогам, т.к. диалоги лучшего всего подходят к реальным ситуациям, готовят к правильному использованию лексики в той или иной ситуации.

Кроме того, хочется обратить внимание на то, что студенты с интересом и энтузиазмом выполняют творческие задания на наших занятиях, так как автор старается разнообразить сами задания, сам придумывает диалоги, в которых проблемы даны с разными возможными решениями. Также следует подчеркнуть, что во время выполнения творческих заданий новые слова и выражения лучше запоминаются у студентов, чем при обычном чтении-переводе текстов. Автор рекомендует другим преподавателям использовать творческие задания на своих занятиях для  повышения кругозора у студентов, языкового уровня и заинтересованности предметом.