Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЛАГОЛЬНАЯ СЕМАНТИКА И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ГЛАГОЛОВ

Авторы:
Город:
Грозный
ВУЗ:
Дата:
17 июня 2016г.

Аннотация

Предметом анализа определена лексическая и словообразовательная синонимия отсубстантивных глаголов суффиксальных типов, синонимические отношения производной лексики на уровне лексического и словообразовательного значений.

В статье представлено синхронное описание синонимии производных суффиксальных глаголов как особого участка лексической и словообразовательной системы русского языка; выявляются словообразовательные и семантические процессы, способствующие пополнению синонимических рядов русской лексики.

Ключевые слова: лексическая и словообразовательная синонимия, отсубстантивные глаголы суффиксальных типов.

 

VERBAL SEMANTICS AND SEMANTIC TYPOLOGY VERBS

Suleybanova M.U.

Chechen State University in Grozny

 

 

Annotation

The subject of analysis determined lexical and derivational sinonimija otsub-stantivnyh verbs suffixed types, synonymous relations derivative Lek shikilevel vocabulary and word-formation values.

The article presents a description of the synchronous synonyms derivatives suffixed verbs as a special area of lexical and word-formation system of the Russian language; revealed word formation and semantic processes, contributing to the NIJ-completions synonymous series Russian vocabulary.

Keywords: lexical and derivational synonymy, otsubstantivnye verbs suffixed types.

Специфика глагола заключается в том, что он по своему значению представляет как бы свернутое высказывание. Это неоднократно отмечалось исследователями (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак, С.Д. Кацнельсон, И.П. Сусов и др.). Таким образом, значение глагола требует «фразовой интерпретации» [Арутюнова, 1976: 340].Значение глагола, по определению Р.М. Гайсиной [1981: 44], представляет многоярусное образование, состоящее из совокупности денотативных сем, которые отражают признаки денотата (события или ситуации обусловлены экстралингвистически) и сем неденотативных, которые не связаны непосредственно с отображением признаков денотата, они отображают различного рода впечатления и ассоциации, вызванные денотатом, оценку денотата или способ его отображения в языке. Неденотативные семы носят надстроечный, автономный характер, так как не имеют иерархической структуры. Неденотативные семы, наслаиваясь на денотативные, могут входить в значения глаголов любой тематической группы. Отличие неденотативных (автономных) сем от денотативных заключается в том, что они охватывают не всю глагольную лексику, а лишь определенные ее слои.

Денотативные семы присущи всем глаголам. Поскольку денотатом глагола является та или иная ситуация, событие, в его значение включены элементы, отражающие называемую ситуацию. Среди элементов ситуации можно выделить участников ситуации (субстанции), процессы и их признаки. На семантическом уровне отражением первых являются субстанциональные семы, отражением вторых - несубстанциональные семы.

Собственно глагольное значение передается несубстанциональными семами, которые можно выстроить в иерархический ряд. Вершина иерархии представлена тремя наиболее абстрактными семами, или семантическими суперклассификаторами, как их называют авторы идеографического Толкового словаря русских глаголов [ТСРГ, 1999:14], на базе которых формируются три лексико-семантических поля: поле «Действие и деятельность», поле «Бытие, состояние, качество», поле «Отношение». Все глаголы, зафиксированные в языке, можно отнести к одной из названных групп.

Следующая ступень иерархии представлена менее частотными семами, на основе которых в рамках поля образуются субполя (подполя - в терминологии авторов ТСРГ). Например, поле «Отношение» представлено в ТСРГ следующими субполями: «глаголы взаимоотношения», «глаголы владения», «глаголы межличностных отношений», «глаголы социальных отношений».

Третья ступень иерархического  ряда- выделение  категориально-лекси-ческой семы и уточняющего ее существенного семантического признака, которая лежит в основе образования лексико-семантических групп (ЛСГ - далее) - более мелких объединений в рамках семантических субполей. Например, в поле «Действие и деятельность» выделяется субполе «глаголы социальной деятельности», в котором вычленяются, в свою очередь, такие ЛСГ, как глаголы деятельности по достижению цели, глаголы общественно-политической деятельности, глаголы издательской деятельности и распространения информации, глаголы профессионально-трудовой деятельности, глаголы поступка и поведения и др.

Поскольку материалом нашего анализа являются производные отыменные суффиксальные глаголы, в том числе и отсубъектные, была предпринята попытка распределения имеющегося глагольного материала в соответствии с классификацией, предложенной идеографическим ТСРГ. Дриватов, мотивированных именами лиц:- подавляющее число отсубъектных дериватов вошло в поле «Действие и деятельность, которое в рассматриваемом случае представлено глаголами деятельности (речевой,социальной, глаголы звучания). Центральное место занимают глаголы поступка и поведения, профессионально-трудовой деятельности, в меньшей  степени представлены глаголы речевой деятельности, единичные образования отмечаются в ЛСГ

«глаголы социальной деятельности, направленной на достижение цели»: соперничать, «общественно-политической деятельности»: шпионить, «глаголы издательской деятельности и распространения информации»: сплетничать (субполе «глаголы социальной деятельности»).

В основном это глаголы «межличностных отношений», в частности, глаголы «внешнего проявления отношения»: двуличничать, зверствовать, лицемерить, любезничать и глаголы социальных отношений - ЛСГ «глаголы помощи»: посредничать, шефствовать, меценатствовать и др.

Незначительная часть глаголов представляет поле «Бытие, состояние»: «глаголы качественного состояния», ЛСГ «глаголы образа жизни». Такие ЛСГ, как «глаголы существования», «глаголы эмоционального состояния» насчитывают очень малое количество дериватов.

Ряд дериватов нельзя однозначно отнести к той или иной группе, так как их семантика может совмещать значения действия и состояния, состояния и отношения, действия и отношения. [О подобного рода совмещениях см. Гайсина, 1981: 50]. Следовательно, они могут входить сразу в два поля (создавать переходные зоны). Например, глаголы юлить, лицемерить, ловеласничать, с одной стороны, характеризуют деятельность человека, в частности, поступки и поведение, с другой - отношение (субполе «глаголы межличностных отношений», ЛСГ «глаголы внешнего проявления отношения»).

К сожалению, подобного рода связи в ТСРГ прослеживаются очень слабо, в связи с чем синонимичные глаголы могут быть отнесены в разные тематические группы и даже в разные лексико-семантические поля. Иллюстрацией к сказанному может служить такая лексема, как дармоедничать (вести себя безответственно, не работая, бездельничая, проводя жизнь в праздности; жить на чужие средства, на чужой счет - словарная дефиниция взята из ТСРГ).

Синонимы:

бездельничать, лентяйничать, лодырничать, тунеядствовать.

Глагол помещен в поле «Действие и деятельность», субполе «глаголы социальной деятельности», ЛСГ «глаголы поступка и поведения».

Для сравнения возьмем приведенный в качестве синонима глагол тунеядствовать (жить за счет чужого труда, за чужой счет, не работая, бездельничая), который авторы ТСРГ отнесли не только к другой ЛСГ (глаголы образа жизни), но и в другое поле «Бытие, состояние, качество», субполе «глаголы качественного состояния».

Кроме того, не все глаголы вмещаются в предложенную составителями словаря классификацию. Возможно, в субполе «Глаголы социальной деятельности» наряду с ЛСГ «глаголы профессионально-трудовой деятельности» и «глаголы поступка и поведения» целесообразно выделить ЛСГ «глаголы определенного рода занятий», «глаголы времяпрепровождения». Тогда дериват разбойничать, оказавшийся в словаре в одном ряду с глаголами, характеризующими профессионально-трудовую деятельность, займет нишу, в большей степени соответствующую его семантике.

Лексико-семантическая группа, в состав которой входят глаголы по роду занятий, пополняется такими дериватами, как кудесничать, шаманить, чародействовать, поделъничатъ, ягодничатъ, таежничать и др.

Не нашла отражения в словаре такая группа глаголов, как картежничать, чаевничать, табачничать, которую нельзя характеризовать через поступок и поведение, на наш взгляд, это «глаголы времяпрепровождения».

Таким образом, представленная в ТСРГ системная классификация, основанная на принципах иерархии, вариативности, пересекаемости глагольных классов, являясь базовой для лексико-семантического анализа производных глаголов, осуществленного в последующем описании, требует введения дополнительной рубрикации. В частности, мы считаем необходимым выделение в лексико-семантическом субполе «глаголов социальной деятельности» дополнительных лексико-семантических групп:«глаголы определенного рода занятий», «глаголы времяпрепровождения», что более полно отражает семантический объем исследуемой группы лексики.

 

Список литературы

1.     Арутюнова. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. / АН СССР. Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1976. - 383 с.

2.     Гайсина Р.М. К семантической типологии глаголов русского языка //Семантические классы русских глаголов. Межвузовский сб. научных трудов. - Свердловск, 1982.-С. 15-21.

3.     Гак В.Г. К диалектике семантических отношений в языке // Принципы и методы семантических исследований. - М.,1976. - С. 73-92.