Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В ТРИЛОГИИ АЙН РЭНД «АТЛАНТ РАСПРАВИЛ ПЛЕЧИ»

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

Айн Рэнд американская писательница российского происхождения. Родилась в Петербурге, школу закончила в Евпатории. В последствии ее семья, разорѐнная большевиками переезжает обратно в Петербург. Именно в Евпатории и сформировались ее взгляды на жизнь, которые впоследствии нашли свое отражение в ее романах.

Ее взгляды формировались под влиянием большевиков. В своих романах она описывает ненависть к слабым и отказ против любой помощи людям. У большевиков ненависть противопоставлялась солидарности трудящихся. В своих романах Айн Рэнд не упоминает о пользе солидарности и коллективизма, она призывает в своих произведениях отказаться от чувства сострадания и помощи к людям.

Целью данной статьи является рассмотрение тем и образов романа «Атлант расправил плечи».

В 1960-е гг. в московском театре «Современник» шла пьеса Чингиза Айтматова «Восхождение на Фудзияму». В ней рассказывалось, как в Японии, согласно обычаю, старых людей, после того, как они переставали «производить» (если воспользоваться любимым глаголом Рэнд), отводили на гору и оставляли умирать. В пьесе сын, несмотря на мольбы отца соблюсти обычай, отказывается это делать и возвращается с горы домой вместе с отцом. Знаменитая книга Норберта Элиаса «Процесс цивилизации» (1939) как раз и посвящена этому медленному движению человека от варварства и жестокости к «цивилизованному поведению», в которое никак не вписывается обращение героя «Атланта» Реардэна со своей матерью, как бы ужасна она ни была [8, с. 2].

В романе «Атлант расправил плечи» герои специально создают полную разруху. К примеру герой романа Рагнар Даннешильд регулярно взрывает корабли «грабителей» — Да какие там учения, — безразлично произнесла старая дева. — Все на побережье прекрасно знают, что это было. Береговая охрана опять гонялась за Рагнаром Даннешильдом. Он опять взрывает корабли.

—   Рагнар Даннешильд — в заливе Делавэр?

—   Да. И не в первый раз.

—   Его поймали?

—   Нет.

—   Никто не может его поймать, — сказал один из мужчин.

—   Народная Республика Норвегия объявила вознаграждение в миллион долларов за его голову.

—   Не многовато ли за голову пирата?

—   Но откуда же возьмется порядок и о какой безопасности в мире или планах на будущее можно говорить, если этот пират спокойно разгуливает по морям и океанам?

—   А вы знаете, что он захватил прошлой ночью? — сказала старая дева. — Огромное судно с гуманитарной помощью, которую мы посылали Народной Республике Франция.

—   А как он сбывает захваченные товары?

—   Этого никто не знает [1, с. 75].

Еще один герой Франциско Данкония взрывает медные рудники мира.

Владельцы многих предприятий разрушили их перед тем, как бежать, назло властям. Во второй книге

«Атлант расправил плечи» взрывы можно найти на каждой странице. По сравнению с этим, гражданская война в России выглядит вполне терпимо [8, с. 2].

Герои Рэнд — Рорк, Галт, Д‘Анкония и Реардэн —безупречные рыцари в защите своих идеалов, как революционеры наподобие Власова у Горького, Левинсона у Фадеева и Корчагина у Островского. И у Рэнд, и у советских авторов им противостоят абсолютные негодяи, такие, как промышленник-предатель Хаггарт и злобный прислужник государства Феррис и Мауч [8, с. 3].

Тема смерти в романе является важной частью сознания героев. Каждый из них готов погибнуть за дело в любую  минуту. Еще одна важная  тема в  романе любовные отношения. Тут она следует большевистскому пониманию любви и идейности [8, с. 3]. Как рассуждает один из ее главных резонеров Франциско Д‘Анкония:

«Только обладание героиней дает чувство удовлетворения» [1, с. 77].

Дэгни Таггарт в романе любит троих мужчин, с которыми у нее глубокая идеологичная близость. Автор подчеркивает, что без идейного родства партнер вряд ли мог бы рассчитывать на сексуальный успех. Идейные мотивы героев романа «Атлант» делают невозможным возникновение ревности — буржуазного чувства, сурово осуждавшегося большевиками в 20-е гг. У Дэгни была восторженная любовь со всеми тремя главными героями романа, что не мешало им поддерживать добрые отношения [8, с. 4].

Советские писатели 20-х гг. ярко описывали роль идеологии в любовных отношениях между мужчиной и женщиной. К примеру, повесть Бориса Лавренева «Сорок первый», в которой девушка-красноармейка убивает любимого ею белого офицера. Любовь Яровая в одноименной пьесе Константина Тренѐва без колебаний подчиняет любовь делу и предает мужа. Впоследствии любовь между людьми, преданными советской власти, стала центральной темой [8, с. 5].

Тема демократии и выборов практически отсутствует в романе. Главный герой «Атланта», Джон Голт, в своей заключительной речи откровенно заявляет, что нельзя поручать выбранным политикам решение задач, которые стоят перед индивидуумом. [8, с. 5]. Общественное мнение как демократический институт в романах Рэнд только высмеивается [8, с. 5]. Алиса Розенбаум наблюдала то же самое в Петрограде, когда большевики клялись в своей любви к народу и одновременно закрывали неугодные им газеты и игнорировали то, что большинство думало об их власти. Беспощадны и большевики, и герои Рэнд к буржуазному суду. Суд над Рорком в феврале 1931 г., где его осудили за творчество и оригинальное строительство храма, является тому примером [8, с. 5].

Айн Рэнд призывает построить свое идеальное общество. Герои романа используют силу и забастовку для смены социальной системы. Президента Томпсона отстраняют от общения с народом насильственным путем. Джон Голт, главные герой романа произносит те же слова, что и матрос Железняк, изгнавший учредительное собрание в январе 1918 г.- «Мистер Томпсон сегодня не будет говорить с вами. Его время истекло» [8, с. 6].

Еще одна важная тема в романе – культ вождя, который она наблюдала в России [8, с. 6]. Герой Джон Голта это Ленин. Он более 12 лет прячется от полиции. Его имя стало легендой надеждой для страны. Когда же настало время, он по праву указал стране, как ей надо жить, в чем недостатки общества и как их надо исправить. Рэнд — индивидуалистка, но она требует от народа следовать предписаниям вождя, грозя хозяйственной катастрофой, опять буквально повторяя тезисы большевистской пропаганды [8, с. 6].

В заключении можно сказать что жизнь в Евпатории отложила большой отпечаток  в сознании писательницы. В ее произведениях прослеживается взгляды, которые сформировались под влиянием большевизма, его идеологии и практики.

 

Список литературы

1.     Айн Рэнд Атлант расправил плечи // пер.Ю.Соколов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 436 с.

2.     Джваршейшвили Р.Г. Психологическая проблема художественного перевода. М.: Тбилиси, 1984.

3.     Кустарев А. Айн Рэнд, комиссар индивидуализма. URL: http://www.sps.ru/?id=206905&cur_id=210785 (дата обращения: 10.02.2015).

4.     Рэнд Э. Мы - живые // пер. Д.В. Костыгина, С.А. Костыгиной. – СПб. : Изд. отд. Ассоциации Бизнесменов Санкт-Петербурга «Призма-15», 1993.

5.     Рэнд А. Романтический манифест: философия литературы. М.: Альпина Паблишер, 2011. – 199 с.

6.     Хугаев И.С. К проблеме этнокультурной идентичности транслингвального текста (этнический субстрат литературного осетинского русскоязычия). М.: Вестник МГОУ. Сер. «Русская филология», 2010. № 1. – С. 168-178.

7.     Юзефович Н.Г. Субстрат «идеология коллективизма» в произведениях А. Рэнд. М.: Екатеринбург, 2012.№ 4 (42) – С. 242-248

8.     Шляпентох В. Айн Рэнд: ее марксистские и большевистские корни / В. Шляпентох – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – С. 1-8.

9.     Binswanger H. The Ayn Rand Lexicon. Objectivism from A to Z / H. Binswanger. N. Y.: Meridian Printing, 1988.