Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В СИСТЕМЕ ТЕКСТОВОЙ ЛОКАЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

Логическая и содержательная структура любого текста, в том числе и художественного, определяется такими универсальными категориями, как пространство и время, которые в своем существе и взаимодействии составляют понятие континуума. В рамках данной статьи мы исследуем роль художественного пространства, его основные характеристики и средства его реализации в тексте. Глубокое обоснование связи времени и пространства было дано М.М. Бахтиным, который утверждал необходимость «видеть время, читать время в пространственном целом мира», а также «воспринимать наполнение пространства… как становящееся целое, как событие» [Бахтин, 1979].

Наиболее систематическое описание пространственной организации художественного текста было проведено Р.О. Якобсоном. Ученый отмечал, что «все пласты высказывания… образуют сложившуюся конструкцию, основанную на симметриях, нарастаниях, противопоставлениях, параллелизмах и т.п., которые в совокупности складываются в настоящую пространственную структуру» [Якобсон, 1975]. Вопросы, связанные с исследованием пространственной организации текста, получают решения и в работах В.Н. Топорова (1983), Н.А. Николиной (2003), А.Ф. Петренко (2011), О.Б. Костылевой (2011) и других.

Принято различать несколько видов пространственного континуума:

-   объективное пространство, предполагающее отражение реальности через мироощущение субъекта;

-       концептуальное пространство, которое отражает явления, не имеющие объективной природы локальности, но передает концепцию автора;

-    психологическое пространство, которое также отражает явления, не имеющие объективной природы локальности, однако наполняется психологической мотивацией;

-    социальное пространство передает явления вне объективности и связано с процессами общественного характера;

-    художественное пространство присуще исключительно тексту художественной литературы и является той формой эстетической реальности, которая создается автором.

Художественное пространство преломляется сквозь призму метавосприятия писателя. Примером может служить произведение В. Пелевина «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда» (ДПП/NN). Здесь уже само название выполняет функцию определения структуры пространства.

В каждом конкретном художественном тексте могут оказываться наиболее рекуррентными не все свойства пространства, а некоторые из них или даже одно. Например, в романе А. Белого «Петербург» городское пространство, что обозначено уже в заглавии, претерпевает «геометризацию» образов, связанных с конкретными геометрическими объектами, такими как куб, параллелепипед, квадрат, линия и т.п.: «…и ему захотелось… чтобы сеть параллельных проспектов, пересеченная сетью проспектов, в мировые бы ширилась бездны плоскостями квадратов и кубов: по квадрату на обывателя…».

К средствам  передачи   локальных отношений в  тексте   относятся   синтаксические   конструкции   с пространственным значением (например, «по ту сторону озера», «около избы» и т.п.), бытийные предложения повествовательного характера (например: «Он вступил в широкие сени, откуда подуло холодом, как из погреба». Н.В. Гоголь), предложно-падежные сочетания со значением местонахождения (например, «на море», «в горах» и т.п.), глаголы, обозначающие положение во времени и пространстве или движение (например, «идти», «бежать», «стоять», «лежать» и т.п.), пространственные наречия (например, «здесь», «туда», «всюду», «везде» и т.п.), топонимы (например, «Петербург» А. Белого, «Стихи о Москве» М. Цветаевой и т.п.).

Семантическое поле художественной локальности многомерно и включает в себя пространственные границы (предел, край, грань), координаты пространства (низ, верх, бок, центр, периферия, правый, левый), расстояние (длина, близко, далеко), ограниченное место (улица, проспект, дорога), нахождение и движение в пространстве (идти, лететь, стоять, лежать), изменение положения или направления в пространстве (взлететь, вставать, падать) и некоторые другие. Приведем примеры из стихотворения М. Цветаевой «Рас-стояние: версты, мили», в котором пространственную структуру текста составляют почти все названные нами элементы: «рас- стояние»,  «версты»,  «мили»,  «дали»,  «рас-ставили»,  «рас-садили»,  «расклеили»,  «распаяли»,  «развели», «рассорили», «расслоили», «расселили», «не расстроили», «растеряли», «рассовали», «разбили», «по двум разным концам земли», «по трущобам земных широт».

Также яркой иллюстрацией изменения художественного пространства является отрывок из рассказа Л.Н. Андреева «Полет», в котором последний момент жизни главного героя, Юрия Пушкарева, становится его бешеным полетом в небо и стремительным падением на землю: «Я иду выше… Волнуется моя душа, стремится из тела, стремится к горнему и дальнему полету – я иду выше и без конца… То, что, крутясь, низверглось с высоты и тяжестью раздробленных костей и мяса вдавилось в землю, уже не было ни он, ни человек – никто».

Художественное пространство, как правило, более точно, чем художественное время. Нередко в тексте даются реальные географические названия места действия. Однако даже при условии, что топонимы называют конкретное место, художественное пространство остается явлением условным, поскольку способно легко сжиматься и расширяться. Иначе говоря, трехмерность реального восприятия мира может переходить в многомерность или всего лишь в точку. Так, например, в стихотворении О.Э. Мандельштама «Наушнички, наушнички мои!» лирический герой говорит на «языке пространства, сжатого до точки», или же в романе А. Белого «Петербург» Невский Проспект «состоит из пространства для циркуляции публики; нумерованные дома ограничивают его», а сам город, обозначенный на карте «в виде двух друг в друге сидящих кружков с черной точкою в центре», которая не имеет измерения, заявляет о том, что он существует. В то время как в отрывке из стихотворения М. Цветаевой «Семь холмов – как семь колоколов» художественное пространство Москвы значительно расширяется:

Семь холмов – как семь колоколов, На семи колоколах – колокольни. Всех счетом: сорок сороков, – Колокольное семихолмие!

Пространственная реалия нередко становится весомым, а порой и единственным основанием для создания художественного образа. Можно назвать здесь образ окна, который в нашем сознании ассоциативно связан с одиночеством, тоской, печалью. Приведем три примера из произведений, написанных в разное время, которые, однако, оказываются созвучными. В одном из стихотворений из цикла М.И. Цветаевой «Бессонница» лирическая героиня описывает окно, «где опять не спят», где отражаются встречи и разлуки, где горят свечи, и все это не дает ей покоя, ее томит бессонница и печаль.

Другой пример из стихотворения И. Елагина. Герой, казалось бы, привык к чужой стороне и не испытывает ностальгии,  но на самом деле он тоскует по родине, признавшись, что ему не хватает самого обыкновенного русского окна:

Оно мне вспоминается доныне, Когда в душе становится темно, –

Окно с большим крестом посередине, Вечернее горящее окно.

Наконец, в рассказе В. Астафьева «Окно» этот образ тоже ассоциируется в сознании читателя с безысходностью: «Ничто не наводит на меня такую пространственную печаль, ничто не повергает в такое чувство беспомощности, как одиноко светящееся окно…».

Исследование пространственного континуума, по мнению Н.А. Николиной, включает следующие этапы:

-   определение пространственной позиции автора по отношению к его героям;

-    выявление характера данной позиции в ее связи и взаимоотношении с временной составляющей, где функционируют такие понятия, как сверху-снизу, динамика-статика и т.д.;

-    описание основных локальных характеристик художественного текста (установление места действия, возможность его изменения, перемещение персонажа, тип пространства и т.д.);

-   анализ основных пространственных образов художественного текста;

-   характеристика речевых средств, создающих художественное пространство текста [Николина, 2003].

Кроме того, анализ пространственной структуры художественного текста может включать такие элементы текста, как его графические формы: скобки, фигурные стихи, характер расположения слов в строке или в строфе, названия на полях и т.д.

Подводя итог, подчеркнем, что художественное пространство является необходимым и предельно важным элементом художественного текста, его структуры и системы образов.

 

Список литературы

1.     Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2.     Костылева О.Б., Петренко А.Ф. Художественный мир прозы Ореста Сомова. Пятигорск, 2011.

3.     Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.

4.     Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семиотика и структура. М., 1973.

5.     Якобсон Р. Лингвистика и поэтика / Структурализм: «за» и «против». Сборник статей. М., 1975.