Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗ ЦВЕТКА В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
17 июня 2016г.

Цветок обладает ценностным для русской поэтической мысли содержанием. Большой филологический интерес вызывает диссертационное исследование А.И. Молотковой о концепте "цветок" [5]. Ученый рассматривает художественный мир И.А. Бунина, Ф. Сологуба, О.Э. Мандельштама и В. Хлебникова с типологических признаков концепта "цветок". В 2012 году Ши Хан сопоставляет флористические образы в русской и китайской поэзии первых трех десятилетий ХХ века, выявляя особенности менталитета русского и китайского народа соответсвенно [7].

Известны стихотворные произведения В.К. Тредиаковского ("Ода в похвалу цвету розе"), А.П. Сумарокова ("Сонет" ("Не трать, красавица..."), Г.Р. Державина ("Невесте", "Чечотка", "Распускающаяся роза"), К.Н. Батюшкова ("Источник", "К цветам нашего Горация", "Из подражания древним"), М.Ю. Лермонтова ("Незабудка", "К Нэере"), И.С. Тургенева ("Цветок") и др. Творческое наследие А.С. Пушкина не является исключением. В пушкинскую эпоху символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве, в т.ч. литературе. Цветы являлись самыми  разными символами человеческих  чувств, взаимоотношений, выступали причинами необъяснимых чувств, которые нельзя передать словами [4]. Галерея цветов, представленная в русской поэзии, не может не поразить: практически каждый русский поэт открывает особенности настроения природы, разнообразие ее состояний, каждый упоминающийся цветок живет собственной жизнью.

В 1828 году А.С. Пушкин создает стихотворение "Цветок". Лирический герой находит в старинной книге засохший цветок, заставляющий его воспроизвести образ возможного обладателя. По формальному признаку - объему - стихотворение небольшое и рассказывает не о случайной находке, а о тех чувствах, которые породил в душе лирического героя найденный цветок.

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя [6]

Возникло много вопросов: "А кто оставил этот цветок? Мужчина или женщина? Что было между людьми, которые видели цветок?" и.т.п. Сухой цветок, обнаруженный лирическим героем совершенно случайно, рождает философские мысли о человеческой жизни:

Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок? Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок? [6]

Автор размышляет о быстротечности человеческого бытия, непредсказуемости судьбы [1]. Цветок - это олицетворение человека, а судьба цветка - тот же жизненный путь, который проходит человек за свое время пребывания на земле. Возможно, цветок - свидетель счастливого свидания или, напротив, рокового расставания.

Еще один "цветочный" шедевр поэта - миниатюра «Цветы последние милей...» (1825), посвященный близкой знакомой А.С. Пушкина, Прасковье Александровне Осиповой [2]. Она была его соседкой по имению Михайловское, хозяйкой усадьбы Тригорское. Первая встреча поэта с П.А. Осиповой состоялась в 1817 году. Удивительная женщина занимала значительное место в творчестве поэта. По подсчетам ученых, ее имя и слова, имеющее к ней отношение, упомянуты в произведениях поэта около 170 раз. Само стихотворение было опубликовано лишь в 1838 году, когда его напечатал журнал «Современник».

По жанру стихотворение соотносится с элегией. Оно написано четырехстопным ямбом с трехсложной стопой и ударением на втором слоге. Поэт применил смешанную рифмовку: в первых двух строках - парную, в четырех последних - перекрестную, что сообщает поэтическому тексту определенный ритм, напевность и некоторую печаль.

Для внимательного читателя смысл стихотворения раскрывается не сразу. В первых двух строках говорится о последних цветах лета, смысл о том, что последние цветы оказываются дорогими сердцу:

Цветы последние милей Роскошных первенцев полей [6].

Философский смысл стихотворения в том, что, пребывая в зрелом возрасте, человек больше ценит радости жизни, чем в молодости:

Они унылые мечтания Живее пробуждают в нас [6].

В стихотворении раскрыта тема ценности жизни, ее скоротечности.

Цветок олицетворяет человеческие чувства, т.е любовь и грусть, связанную с ней. Когда человек молод все кажется обычным и незначимым, и только к зрелому возрасту человек ценит то, что его окружает и воспоминания о молодости приносят легкую грусть. Ведь в пору увядания цветы более ценны, чем весной, когда все пробуждается и расцветает. Лирический герой рассуждает о  ценности жизни, вспоминает молодость, а посмотрев на последние цветы осени, погружается в состояние тоски о минувшей весне, летних днях. Обращение поэта к антитезе «последние-первенцы» и «разлука- свидание» прорисовывают авторский контраст настоящего и прошлого.

В 1827 году А.С. Пушкин создает стихотворение "Соловей и роза", причем название напоминает о популярном "бродячем" сюжете мировой литературы, который чаще всего встречается в восточной лирике [3]. Однако у А.С. Пушкина сюжет несколько трансформирован. «Соловей» у А.С. Пушкина олицетворяет поэта, а «роза» - это красота, прекрасное, что скрыто в поэзии. Изображается отношение поэта к поэзии, их взаимосвязь. В стихотворении представлена безответная любовь. Лирический герой, поэт не может понять в чем смысл его существования и, соответственно, творчества. «Розу» еще можно соотнести с русской поэзией, это особо заметно в последних строках, там где есть риторические вопросы, которые заставляют читателя задуматься:

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,

Поет над розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет,

И под влюбленный гимн колеблется и дремлет.

Не так ли ты поешь для хладной красоты? Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты ?

Она не слушает, не чувствует поэта; Глядишь, она цветет; взываешь - нет ответа [6].

В стихотворении, согласно восточной сказке (в частности, азербайджанской, заметим, у этого народа есть песня на данный сюжет), соловей влюблен в розу, но она не отвечает ему взаимностью. А.С. Пушкин уникально трансформирует восточный сюжет, обращаясь к постановке важной проблемы, связанной с творчеством. Поэт отдает поэзии всего себя, трудится без устали, но от "безответной любви" со стороны поэзии погружается в состояние печали. Лирического героя волнует вопрос: «В чем предназначение поэта?» и "Действительно ли его служение этой царственной, но надменной и холодной богине - Красоте, необходимо ему самому?" Однако данные вопросы относятся к разряду вечных.

Развитие сюжета "соловей и роза" обретает философский смысл: А.С. Пушкин задает вопрос: «В чем предназначение поэта?». Стихотворение начинается сказочно, манит своей таинственностью, что обусловлено наличием риторических вопросов и обращений. Миф о соловье и розе связан с мотивом безответной, несчастной любви. Авторские раздумья о смысле жизни поэта, страхе быть непонятым, предназначении поэта - пушкинская новация сюжета восточной легенды.

Образ цветка в творчестве А.С. Пушкина имеет сложную семантическую структуру, отсылает к известным аллюзиям, неожиданно раскрывая философский вопрос: "в чем смысл жизни".

 

Список литературы

1.     Егорова      Е.Н.      Флористическая      символика      в      поэзии      Пушкина      [Электронный      ресурс]      // https://www.proza.ru/2008/08/29/531

2.     Егорова Е.Н. Приют задумчивых дриад. Пушкинские усадьбы и парки.-М., 2006.

3.     Лотман Ю.М. Пушкин.-Спб.:Искусство-Спб, 1998.

4.     Лысюк Е. А. Пушкинский вертоград: цветы и травы Михайловского. - Великие Луки: АРБОР, 2000.

5.     Молоткова    А.И.     Концепт     "цветок"     в     языке     и     поэтической    речи     [Электронный    ресурс]     // http://www.dissercat.com/content/kontsept-tsvetok-v-yazyke-i-poeticheskoi-rechi

6.     Пушкин А.С. Стихотворения [Электронный ресурс] // http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/stihi/

7.     Хан Ши Флористические образы в русской и китайской поэзии первой трети XX века [Электронный ресурс] // http://www.dissercat.com/content/floristicheskie-obrazy-v-russkoi-i-kitaiskoi-poezii-pervoi-treti-xx- veka