Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 января 2016г.

   В условиях модернизации экономического, политического и социального устройства общества, преобразования всех государственных и общественных институтов на фоне динамичных процессов, происходящих на мировой арене, особую остроту приобрела проблема обеспечения информационной безопасности.

    Организация североатлантического договора (НАТО) остается одной из немногих межправительственных организаций, оказывающих значительное влияние на мировой расклад сил. Зародившись в качестве региональной организации, Североатлантический альянс приобретает глобальный характер, чем еще больше приковывает внимание ученого сообщества, которое ежегодно посвящает ему сотни исследований [2, С. 56].

    Сотрудничество членов НАТО в сфере информации также получило свое институциональное оформление и выразилось в создании соответствующих структур [1, С.12-15]. Информационное обеспечение деятельности НАТО и работа с общественным мнением координируются Службой информации при Главном штабе НАТО. В основном это структурное подразделение занимается поддержанием постоянных контактов с прессой с целью разъяснения населению политики НАТО, что включает в себя мероприятия по организации брифингов и пресс- конференций, аккредитации журналистов при штаб-квартире НАТО и налаживанию связи с редакциями.

    Сейчас наличие Службы информации  стало неотъемлемой чертой работы всех  без исключения международных организаций, в том числе и военных. Ежегодно страны НАТО тратят огромные средства на вооружение. В этой связи проблема информирования налогоплательщиков о том, как были израсходованы их деньги, приобретает особое значение. Особое внимание Служба информации уделяет  миротворческим операциям, которые НАТО проводит в Косово и в Боснии. Здесь функция этого органа двояка: во-первых, содействовать взаимопониманию между командованием союзников и местным населением, а во-вторых, информировать мировую общественность о проводимых операциях. Во время воздушных ударов по Югославии Служба информации играла главную роль в информационной и психологической войне против Милошевича.

    На основе переговоров в 2001 году между Генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном и Председателем Евросоюза были определены приоритеты сотрудничества и механизмы консультаций по вопросам безопасности между обеими организациями. Обсуждался вопрос о ежегодных совместных встречах министров иностранных дел ЕС и НАТО и о, возможных, трех совместных встречах Североатлантического совета и Комитета по политике и безопасности ЕС (встречи САС—ПКБ) на уровне послов каждые полгода. С этого момента встречи в формате САС—ПКБ стали обычной процедурой сотрудничества двух организаций.

    Свое дальнейшее развитие сотрудничество получило благодаря подписанной 16 декабря 2002 года Декларации НАТО-ЕС о Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО), в которой подтверждается гарантированный доступ ЕС к имеющимся у НАТО механизмам планирования для проведения операций ЕС, и формулируются политические принципы стратегического партнерства: эффективные взаимные консультации, равноправие и соблюдение принципа независимости Евросоюза и НАТО в области принятия решений, уважение интересов стран-членов ЕС и НАТО, соблюдение положений Устава Организации Объединенных Наций [3, ].

    17 марта 2003 года было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве – договоренности «Берлин плюс». Механизм договоренностей «Берлин Плюс» состоит из соглашения между ЕС и НАТО, охватывающее обмен секретной информацией на основе взаимных правил безопасности, процедур для выделения, мониторинга, возврата и отзыва сил и средств НАТО, договоренностей о консультациях между НАТО и ЕС в рамках операций ЕС по урегулированию конфликтов, которые предполагают использование сил и средств НАТО и т.д.

   Первоначально существовало две основные модели развития партнерства НАТО и ЕС: либо проводить целиком самостоятельные операции, изначально предполагающие ограниченный спектр задач и используемых сил, либо проводить более сложные операции под эгидой ЕС, но с опорой на силы и средства НАТО. Если первая модель закрепляет за ЕС определенную миротворческую нишу, то вторая не позволяет говорить о реальной самостоятельности ЕС. Принимая участие в реализации договоренностей «Берлин Плюс», Европейский союз делает выбор в пользу второй модели. Однако картина усложняется тем, что обе организации реализуют практи- чески идентичные по смыслу и целям программы создания сил быстрого реагирования, что в недалеком будущем может привести к ситуации соперничества между ЕС и НАТО за проведение той или иной операции в Европе.

   24 ноября 2010 года, состоялась встреча глав США, Еврокомиссии и НАТО, где был поднят вопрос о киберпреступности и обсуждались меры борьбы с ней.

    В ходе встречи, Еврокомиссией был предложен план по созданию к 2013 году центра по борьбе с киберпреступностью, основной задачей которого будет координация сотрудничества между странами – участницами, институтами ЕС и международными партнерами. Помимо этого, планируется создание европейской системы обмена информацией и оповещения, основной целью которой будет обеспечение связи между группой немедленного реагирования и правоохранительными органами. И наконец, было объявлено о намерении в 2012 году объединить в единую компьютерную сеть группы немедленного реагирования (CERT). Такие группы, планируется разместить в каждом европейском городе.

    Таким образом, в целях усиления уровня безопасности в киберпространстве, будет создано три системы, общей целью которых будет управление потоком информации для предотвращения кибератак, с целью обеспечения надлежащего уровня защиты для граждан в киберпространстве.

    Так же, на встрече, участниками обсуждалось создание рабочей группы по вопросам кибербезопасности, целью которой является осуществление контроля потенциальных угроз и обеспечение безопасности для коммерческих организаций, как сообщил посол США при ЕС У.Кенард.

    В настоящее время приоритетной задачей объявлено обеспечение безопасности пользователей в киберпространстве. Выступая 18 мая 2013 года на заседании Парламентской Ассамблеи НАТО в Люксембурге, Комиссар Европейского  союза  по  юстиции,  фундаментальным правам  и гражданству В.Рединг предложила НАТО более тесно сотрудничать с ЕС по борьбе с  киберпреступностью, а также для создания безопасной Интернет-среды, в которой права и личные данные гражданина были бы надежно защищены.

    ЕС стремится стать самым безопасным киберпространством в мире, а Альянс имеет новейшие технологии и ноу-хау, которые приведут к укреплению безопасности Интернета.

    В.Рединг отметила, что ЕС готов работать со всеми партнерами, которые разделяют его видение свободного и открытого Интернета, но подчеркнула, что сотрудничество между Европейским Союзом и НАТО не соответствует темпам роста преступности.  По  данным  полицейской службы Европейского  союза  (Европол, призван координировать работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшать информационный обмен между национальными полицейскими службами) – киберпреступники ежегодно наносят ущерб в один триллион долларов. По словам Комиссара – «Если ЕС и НАТО не будут работать вместе, то и теряют вместе. Это так просто».

   Евросоюз ввел правила защиты персональных данных граждан и создает настоящий цифровой единый рынок. Директива по сетевой информационной безопасности обязывает 27 государств-членов ЕС улучшить уровень подготовленности для противостояния хакерским атакам, например, путем создания групп экстренного реагирования для борьбы с кибератаками.

 

Список литературы

1.      Старжинский В. С., Старжинский С. В. North Atlantic Treaty Organization / Организация североатлантического договора. История, структура, функции, цели и задачи. – М.: БУРУН и К, 2008. – 12-15 с.

2.      Collins Brian J. NATO. A Guide to the Issues. Santa Barbara, Denver, Oxford: Praeger 2011. 178 p. Брайан Коллинс. НАТО. Путеводитель по проблемам. Санта-Барбара, Денвер, Оксфорд: Прэгер, 2011. – 178 с.

3.      Интернет ресурс «НАТО». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_49217.htm