Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ФРАНЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
15 октября 2017г.

Отечественная дореволюционная правовая доктрина традиционно рассматривала российское право (а, следовательно, и уголовно-процессуальное право) в общем контексте с правом европейских государств, поскольку исторически российское уголовно-процессуальное законодательство достаточно длительное время находилось под влиянием именно континентальной системы права. Общими чертами для стран континентальной системы права применительно к уголовному судопроизводству являются, в частности, следующие: 1) в роли основного источника уголовно-процессуального права выступают кодифицированные законодательные акты, в систематизированном виде регламентирующие досудебное и судебное производство по уголовному делу; 2) в отличие от концепции «общегражданского обвинения» стран англо- саксонской системы права, право уголовного преследования предоставлено уполномоченным должностным лицам и государственным органам.

Производство по уголовному делу во Франции осуществляется на основе Уголовно- процессуального кодекса, принятого в 1958 году и вступившего в силу 2 марта 1959 года [7]. Кодексом четко разграничиваются предварительные стадии (дознание, возбуждение уголовного преследования, предварительное следствие) и окончательные стадии (судебное разбирательство, апелляция и кассация).

В большинстве случаев предварительное расследование с самого начала и до конца производится в форме дознания, осуществляемого полицией и национальной жандармерией (являющейся военным формированием и входящей в структуру министерства обороны). Лишь по тем делам, по которым в силу прямого указания закона (а иногда и в зависимости от усмотрения прокурора) производство предварительного следствия признается обязательным, полицейское дознание предшествует предварительному следствию [6, с. 10].

Стадия дознания начинается с момента получения или обнаружения («установления фактов нарушения уголовного закона» - ст. 14 УПК Франции) информации о совершенном преступлении и заканчивается принятием прокурором решения о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения уголовного преследования. При дознании осуществляется раскрытие преступления, розыск подозреваемых и совершаются неотложные процессуальные действия, а также подготавливаются материалы, необходимые прокурору для принятия решения о возбуждении уголовного преследования, квалификации деяния и передаче дела в соответствующий орган (следственному судье или в суд).

Дознание начинается либо по инициативе самой судебной полиции, либо по инициативе прокурора, которому она подчинена. Начало дознания и, соответственно, начало уголовного процесса специальными процессуальными решениями не фиксируется.

Можно придти к выводу, что по своей сущности французское дознание сопоставимо с тем, что в российском уголовном процессе называют «доследственной проверкой», то есть с проверкой сообщений или заявления о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ, предшествующей принятию решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем. Однако при проведении дознания полиция имеет право задерживать подозреваемых, производить более широкий круг следственных действий, чем это предусмотрено в российском уголовно-процессуальном законодательстве.

В настоящее время французское уголовное судопроизводство предусматривает 4 формы дознания: дознание очевидных преступлений (проступков), первоначальное дознание, дознание сомнительной смерти и проверка личности [4, с. 310].

При дознании очевидных преступлений (проступков)  полиция обладает максимально широкими полномочиями, в том числе по применению мер процессуального принуждения. Срок производства дознания очевидных преступлений в соответствии с Законом от 23 июня 1999 года составляет не более восьми дней.

Первоначальное дознание является формой дознания, которое, напротив, проводится при отсутствии признаков (условий) очевидности. УПК Франции не устанавливает никаких процессуальных оснований, необходимых для его начала. Это дает полиции возможность производить предварительное дознание по любому поводу, даже при отсутствии определенных данных о совершении уголовно- наказуемого деяния [6, с. 17]. При производстве первоначального дознания полиция лишена права на применение процессуального принуждения, за исключением задержания, которое может производиться не более чем на 24 часа. В соответствии со ст. 76 УПК Франции при производстве первоначального дознания обыски, посещения жилых помещений и изъятия вещественных доказательств могут иметь место только с согласия заинтересованного лица. Вместе с тем, в последние 2-3 десятилетия наметилась тенденция, связанная с более широким применением принуждения в ходе первоначального дознания (так, ст. 706-24 УПК по делам о терроризме разрешила производство обысков и иных действий с санкции суда; ст. 78 УПК в редакции Закона от 4 января 1993 года установила возможность принудительного привода свидетеля по любому делу).

Дознание сомнительной смерти – это специальная форма дознания, в результате проведения которого либо констатируется естественная смерть лица, либо, при обратном выводе, следует дальнейшая уголовно-процессуальная деятельность (чаще всего проводится одна из общих форм дознания).

Четвертой формой дознания является проверка личности (при этом разделяют проверку личности в узком смысле, когда отсутствуют меры процессуального принуждения, и установление личности, когда такие меры применяются – возможно задержание сроком на 4 часа; после окончания проверки личности могут начаться первоначальное дознание или предварительное следствие) [4, с. 310-313].

Данные, полученные судебной полицией при производстве дознания, имеют доказательственное значение [2, с. 70].

Дознание не является обязательной стадией французского уголовного процесса. Его проведение целиком зависит от того, нужна ли  прокурору  дополнительная   информация при принятии решения о возбуждении уголовного преследования (публичного иска). Если прокурор и без судебной полиции располагает всеми необходимыми сведениями, то он вправе возбудить уголовное преследование без проведения дознания (в этом случае возбуждение уголовного преследования в определенной мере можно сравнить с возбуждением уголовного дела в российском уголовном процессе). При возбуждении уголовного преследования специальное постановление о возбуждении публичного иска (уголовного преследования) не выносится. Прокурор вправе отказать в возбуждении уголовного преследования по мотиву его нецелесообразности.

После возбуждения уголовного преследования начинается производство предварительного следствия.

Рассмотрев особенности решения вопроса о начале досудебного производства в уголовно- процессуальном законодательстве Франции, можно сделать следующие выводы:

1)   в отличие от российского уголовного процесса, порядок возбуждения уголовного преследования основан на принципе целесообразности;

2) начальный момент производства по уголовном делу формально не фиксируется;

3)   действия, связанные с началом досудебного производства, не выделяются в отдельную часть (стадию) уголовного судопроизводства.



Список литературы

 

1.     Головко, Л. В. Принципы неотвратимости ответственности и публичности в современном российском уголовном праве и процессе / Л. В. Головко // Государство и право. – 1999. – № 3. – С. 61-68.

2.    Головко, Л. В. Формы дознания в уголовном процессе Франции / Л. В. Головко  // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. – 1994. – № 1. – С. 64-70.

3.      Гуценко, К. Ф. Уголовная юстиция США: Критический анализ правовых институтов, обеспечивающих уголовную репрессию / К. Ф. Гуценко. – М.: Юрид. лит., 1979. – 207 с.

4.   Гуценко, К. Ф. Уголовный процесс западных государств / К. Ф. Гуценко, Л. В. Головко, Б. А. Филимонов. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. – 480 с.

5. Ковалев, В. А. Органы расследования и судебная система Великобритании: Учеб. пособие / В. А. Ковалев, С. Г. Чаадаев. – М.: ВЮЗИ, 1985. – 49 с.

6.     Лубенский, А. И. Предварительное расследование по законодательству капиталистических государств / А. И. Лубенский. – М.: Юрид. лит., 1977. – 160 с.

7. УПК Франции 1958 г. С изм. и доп. на 1 янв. 1966 г. – М., 1967.