Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УГОЛОВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ – АБСОРБЕНТ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГНОЗОВ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Центристское движение современных цивилизаций к глобализации мира в ХХ – ХХ1 вв., не может быть вечным. Также как когда-то разрозненные государственные образования и религиозные направления стремились к централизации, а затем наступала их децентрализация, современные центробежные силы мироустройства рано или поздно будут образовывать различные вихревые потоки, которые превратятся в три-четыре глобальных, но отличных друг от друга по составу и качеству автономных центра. В прогнозировании сферы борьбы с преступностью происходило и происходит нечто подобное – прогнозирование данной сферы начиналось с локальных отраслевых прогнозов, - криминологического, уголовно-правового,  уголовно-процессуального, криминалистического, оперативно-розыскного, административно-правового и иного, - переходило в комплексное прогнозирование, в тесном смысле слова, образовав новое направление - прогнозирование в сфере борьбы с преступностью, которое сегодня, по сути, представляет собой уголовно-политическое прогнозирование, отражающее в единстве и системе футурологию правотворчества, правоприменения, управления, организации борьбы с преступностью и уголовной политики, а так же реализующей ее части, иными словами, уголовно- политическую футурологию в сфере борьбы с преступностью1. Таким образом, уголовно-политическое прогнозирование, являясь общецентристским научным направлением предвидения общесоциальных процессов и явлений в сфере борьбы с преступностью вовсе не исключает автономию иных, таких же важных и значимых футурологических исследований в сфере борьбы с преступностью.

   В этом и суть и эффект абсорбции уголовно-политической футурологией всех отраслевых прогнозов в сфере борьбы с преступностью, - их слияние в единое, но качественно новое направление прогностики с возможностью «выхода» из неё и самостоятельного «существования» вне её.

   Глобализация современного мира обострила и затронула имеющиеся в гражданских обществах, современных государствах, в том числе и в России, вытекающие из соответствующих процессов негативные риски экономического, политического, государственного, правового и иного свойства. Эти обстоятельства требуют как отраслевых, так и комплексных прогнозных исследований, всего того многообразия позитивного и негативного, что охватывается сферой борьбы с преступностью в современной России.

    Учение об уголовно-политическом предвидении посвящено теоретико-прикладному инструментарию комплексного прогнозирования в сфере борьбы с преступностью, и, в первую очередь, в связи с тем, что: во- первых, преступность превратилась в макрофактор социального развития, угрожающий безопасности личности, общества и государства; во-вторых, в современной России одно из ключевых мест в системе мер борьбы с преступностью принадлежит правотворческой  и правоприменительной деятельности, являющейся сутью уголовной политики; в-третьих, появилась ярко выраженная социальная потребность совершенствования уголовно–правовых, пенитенциарных, уголовно-процессуальных, криминологических, оперативно-розыскных, в целом, уголовно-политических основ борьбы с преступностью; в-четвертых, стало очевидным, что современные масштабы преступности, с учетом её высочайшей латентности, общеопасность и многообразие способов совершения преступлений и их «модификаций» угрожают национальной безопасности и предопределяют создание государственной системы комплексного наблюдения, анализа и прогноза в сфере борьбы с преступностью. Вследствие того, что многие проблемы исследуются иными отраслями юридического прогнозирования в сфере борьбы с преступностью,  - криминологическим, уголовно-правовым, уголовно- исполнительным, уголовно-процессуальным, криминалистическим, оперативно-розыскным, административным и иными, - уголовно-политическая футурология более точно соответствует предмету  и интересам борьбы с преступностью в России. Даже беглое ознакомление с предметом и содержанием всех вышеперечисленных прогнозов позволяет увидеть данное абсорбирующее свойство рассматриваемого вида предвидения – все они, в большей или меньшей степени, затрагивают вопросы уголовной политики государства в сфере борьбы с преступностью. Речь идет об исследовании возможных вариантов развития преступности, как материальной основы прогнозов, реагирования законодателя на преступные проявления, реализации законодательных решений, деятельности правоохранительных органов, управления, организации и других процессов в сфере борьбы с преступностью54. Таким образом, в рамках уголовно-политической футурологии будут подвергаться анализу, интерпретации и предвидению следующие аспекты: 1) предполагаемые изменения количественно-качественных характеристик преступности, отдельные ее виды, социальные характеристики личности преступника и его типов, объекты социальной превенции и субъекты индивидуальной профилактики; 2) потребности общества и государства в определенном объеме уголовно-правового регулирования и развития общественных отношений, которые возникают из-за совершенных преступлений и возможные последствия такого регулирования; 3) возникновение и реализация уголовно-правовых, уголовно-процессуальных уголовно-исполнительных, оперативно-розыскных норм, их эффективность в процессе правореализации, необходимого и достаточного в них объема репрессии и превенции; направления деятельности государства в определении форм, задач, содержания деятельности государства и его органов по борьбе с преступностью и тесно связанными с нею другими формами антиобщественного поведения, иными словами, государственной политики в области борьбы с преступностью; 4) практика уголовного преследования, назначения наказания, правовых последствий его исполнения, динамики типологических признаков личности осужденных, возможностей их последующей адаптации.

 

53 См.: Новичков В.Е. Криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное и иное юридическое прогнозирование – суть и основа уголовно-политического прогнозирования в сфере борьбы с преступностью//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2014. № 4. С. 114-122.


   Уголовно-политическое футурология в сфере борьбы с преступностью объединена с вышеназванными направлениями юридического прогнозирования общностью конструкций концепций, приоритетов, целей, задач и методов в силу их социогенного характера. Отнесение к предмету прогнозирования в сфере борьбы с преступностью концепции борьбы с преступностью, предполагает включить в него (в предмет) и некоторые другие, не менее важные и необходимые элементы футурологического порядка. Таким элементом предмета Уголовно-политического прогнозирования в сфере борьбы с преступностью, причем материальным в тесном смысле этого слова, будет являться предвидение потребностей общества и государства в необходимом и достаточном правовом регулировании общественных отношений в сфере борьбы с преступностью в т.ч. прогноз их развития, динамики и качества изменений. Этот элемент в настоящее время становится все более существенным фактором государственной деятельности, что связано с комплексом объективных и субъективных причин. Во-первых, в период мирового кризиса состояние отношений в обществе и государстве несколько меняются, в частности, включается «режим экономии средств» и, одновременно, «режим максимальной консолидации и эффективности сил». Во-вторых, неблагоприятные кризисные изменения претерпевают не только количественные, но и качественные характеристики, в том числе и преступности: появляются и распространяются ее новые виды, представляющие повышенную общественную опасность, а еѐ традиционные характеристики дополняются все больше групповыми, возрастными и половыми особенностями –    женская и подростковая преступность становится извращеннее и выходит на передний план, одновременно обостряются конфликты на межнациональной, расовой, религиозной, и иной розни и вражды. В-третьих, органы, осуществляющие борьбу с преступностью и органы политического руководства страны, все более осознают недостаточность  и неэффективность использования в борьбе с преступностью традиционных подходов, связанных с переносом центра тяжести решений на тактический, эмпирический уровень, с использованием метода "проб и ошибок", реагированием на новые криминогенные факторы уже после того, как они набрали силу. Примером этого могут служить захваты и освобождения заложников, сопровождаемые жертвами, убийства лидеров оппозиции и, как правило, «запоздалые» последующие за этими событиями профилактические, полицейско-военные специальные мероприятия вряд ли будут способствовать предупреждению в будущем подобных актов и угроз.

   Любое отраслевое юридическое предвидение в подобных случаях выходит за рамки какой-то одной системы и требует учета результатов анализа общесоциальных (исторических, экономических, политических, демографических, религиозных, идеологических и др.), социально-психологических и личностных факторов, которые в совокупности определяют особенности правового регулирования борьбы с преступностью.

   Другими интересами уголовно-политической футурологии будут являться: предвидение проблем законодательного регулирования борьбы с преступностью, в т.ч. прогнозирование развития уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законов, их системы, составных частей, институтов и норм; предвидение последствий прогнозов уголовно-правового порядка – криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации, последствий целенаправленного воздействия на преступность в рамках осуществляемой уголовной политики, в том числе связанных с организацией деятельности органов уголовной юстиции; прогнозы правовых последствий преступления и личности преступника, исполнения наказания, эффективности пенитенциарной политики государства. Исследуя здесь правовые последствия преступления и личности осужденного, мы, одновременно, выявляем информацию, необходимую для постоянной верификации прогнозов уголовно-правового и криминологического характера; исследование перспектив развития наук уголовно-правового цикла. Отметим, что выделение отдельных элементов предметной области уголовно- политического прогнозирования в сфере борьбы с преступностью во многом условно. Соотношение границ между входящими в нее научными предвидениями становится явным, когда подвергаются анализу каждые отдельные элементы исследуемых аспектов прогнозирования. В этом случае выявляется их тесная связь и взаимопроникновение с другими компонентами рассматриваемого предмета, их сложное переплетение. Это и понятно, так как уголовно-политическая футурология, как заявлено в названии настоящей статьи - это системно- комплексное юридическое прогнозирование, включающее в себя и абсорбирующая в себе одновременно и в определенном соотношении все вышеперечисленные элементы научного предвидения в сфере борьбы с преступностью.

 

 54 См.: Абызов К. Р. Проблемы криминологического прогнозирования и предупреждения региональной преступности (по материалам Сибирского федерального округа). Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2014; Литвиненко А.Н. Максимова О.Ю. Подходы к определению оптимального уровня ресурсной обеспеченности органов внутренних дел МВД России в системе обеспечения экономической безопасности страны // Вестник СПб университета МВД России. - 2010. - № 4 (48). -С. 145-151; Омигов В.И.Прогноз преступности как эффективное средство противодействия преступности//Юридические записки. - № 1.- 2014. - С.9 – 14; Пронников А.В. Уголовно-правовая политика в сфере противодействия экономической преступности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2008.



 

Список литературы

1.     Абызов К.Р. Проблемы криминологического прогнозирования и предупреждения региональной преступности (по материалам Сибирского федерального округа). Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2014.

2.     Литвиненко А.Н. Максимова О.Ю. Подходы к определению оптимального уровня ресурсной обеспеченности органов внутренних дел МВД России в системе обеспечения экономической безопасности страны // Вестник СПб университета МВД России. 2010. № 4 (48). С. 145-151.

3.     Новичков В.Е. Криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-исполнительное, уголовно- процессуальное, оперативно-розыскное и иное юридическое прогнозирование – суть и основа уголовно- политического прогнозирования в сфере борьбы с преступностью// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Право. – 2014. - № 4. – С. 114 – 122.

4.     Омигов В.И. Прогноз преступности как эффективное средство противодействия преступности//Юридические записки. - № 1. - 2014. - С. 9 – 14.

5.     Пронников А.В. Уголовно-правовая политика в сфере противодействия экономической преступности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2008.