Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   В соответствии с пунктом 5 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом  Российской Федерации от 09 сентября 2000 г. № Пр-1895, одним из правовых методов обеспечения информационной безопасности является разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное  распространение недостоверной информации, противоправное  раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну [3, с. 21].

   Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну предусмотрена статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерацией.

   Понятие коммерческой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, содержатся в положениях Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [6], согласно которым под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющей ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При этом информацией, составляющей коммерческую тайну, признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

   Обращает на себя внимание не вполне обоснованное, по нашему мнению, выделение законодателем банковской тайны в самостоятельный предмет преступления, предусмотренный ст. 183 УК РФ, поскольку данный институт является разновидностью коммерческой тайны. В соответствии с п. 1 ст. 857 ГК РФ и ч. 1 ст. 26 Федерального закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [5] банковской тайной признаются сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов кредитной организацией и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. В  свою очередь, в силу ст. 1  названного  Федерального  закона кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» [4, с. 162]. То есть, основной целью деятельности кредитной организации является извлечение прибыли, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ является основой предпринимательской, а, следовательно, коммерческой деятельности. Отсюда модно сделать вывод, что институты коммерческой и банковской тайн соотносятся друг с другом как родовое и видовое понятия, где наиболее широким (родовым) понятием является коммерческая тайна, а более узким (видовым) - банковская. Таким образом, выделение сведений, составляющих банковскую тайну, как самостоятельного предмета преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ, не является целесообразным [2, с. 33].

   Понятие налоговой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, содержится в ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органов, органами внутренних дел, следственными органами, органов государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Следовательно, налоговая тайна не используется в коммерческих целях и не является разновидностью коммерческой тайны [1, с. 85].

   Помимо коммерческой, банковской и налоговой тайн, перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 [7], также предусматривает: сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна) (разновидностью служебной тайны является налоговая тайна); сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

   Уголовная ответственность за разглашение данных предварительного расследования, сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, участников уголовного процесса, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа предусмотрена статьями 310, 311, 320 УК РФ соответственно. Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение государственной тайны, как разновидности служебной, предусмотрена статьями 283, 2831 и 284 УК РФ. Статья 138 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или сообщений, как разновидности профессиональной тайны, а статья 147 УК РФ – за незаконное разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них. Таким образом, получается, что уголовный закон, обеспечивая защиту практически всех видов тайн, оставил за пределами уголовно-правовой охраны служебную тайну (кроме налоговой и государственной тайны) и профессиональную (кроме тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений).

   Следует отметить, что в силу ст. 13.14 КоАП РФ разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечѐт уголовную ответственности), лицом, получившим доступ к такой информации в связи  с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет административную ответственность. Следовательно, можно сделать вывод, что разглашение служебной тайны, за исключением сведений, составляющих налоговую и государственную тайны, профессиональной тайны, за исключением тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений, влечет только административную ответственность. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос, неужели разглашение налоговой тайны более общественно опасно, нежели чем разглашение врачебной, нотариальной или адвокатской тайны. Но если за разглашение данных сведений конфиденциального характера предусмотрена хотя бы административная ответственность, то за незаконный доступ к сведениям, составляющим служебную и профессиональную, ответственности нет вообще.

   Таким образом, в целях устранения выявленных противоречий и необходимости соблюдения принципов Доктрины информационной безопасности считаем необходимым внести в статью 183 УК РФ изменения, направленные на криминализацию  деяний, связанных с незаконным получением и разглашением сведений, составляющих служебную и профессиональную тайны. Кроме того, поскольку банковская тайна является разновидностью коммерческой тайны, а налоговая тайна – разновидностью служебной тайны, целесообразно в статье 183 УК РФ исключить дополнительное указание на эти сведения, как самостоятельный предмет преступления.

 

Список литературы

1.     Верченко Н.И. Незаконное участие в предпринимательской деятельности // Закон и право. 2011. № 2. С. 84-87.

2.     Корнилов А.В., Ульянова В. В. Квалификация «откатов» // Уголовное право. 2014. № 6. С. 30-35.

3.     Матвеев И.В. Правовые вопросы противодействия использованию сети интернет для распространения экстремистских материалов // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научно-практической конференции в 3-х частях / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Том. Часть 3. Энгельс, 2015.

4.     Матвеев И.В., Ульянова В.В. Поиск оптимальной модели правового регулирования уголовной ответственности юридических лиц в российском уголовном праве // Теоретико-прикладные аспекты формирования института уголовного преследования юридических лиц: материалы Всерос. науч.-практ. конф., г.Новосибирск, 19 февр. 2015 г. / науч. ред. Е. А. Дорожинская. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. С. 160-167.

5.     О банках и банковской деятельности: федер. закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

6.     О коммерческой тайне: федер. закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ // Российская газета. 2004. № 166.

7.     Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера : указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.