Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЦЕЛЯХ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 января 2016г.

    Использование природных богатств для целей, связанных с извлечением прибыли осуществляется с давних времен. Сначала человек добывал продукты леса для того, чтобы прокормить себя, а также чтобы продать и получить доход от этого. Позже потребление всевозможных природных ресурсов приобретали уже промышленные масштабы.

   В разные исторические периоды природные ресурсы вовлекались в хозяйственный оборот в зависимости от локальных государственных интересов. Это означает, что - необходим лес для строительства флота – бережем лес, снижается добыча меха – устанавливаются запреты на отлов соболя и прочей «мягкой рухляди», вводятся запреты на вылов рыбы хищническими способами и т.д.

   В петровские времена интересы государства были нацелены на укрепление военной мощи, освоение новых завоеванных территорий, строительство надежного флота. Для этого и вырубался в больших объемах лес. При этом, стали повсеместно внедряться различные охранные мероприятия, направленные на воспроизводства леса, взамен вырубленного. Началась огромная работа в сфере лесоуправления.

    Человек начинает охранять растения и животных только тогда, когда их становится недостаточно для удовлетворения каких-либо потребностей. В связи с тем, что в результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, т.е. потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности, государство среди публично-правовых требований устанавливает и экологические ограничения предпринимательской деятельности. А человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя качество природной среды. Именно осознание возможности утраты каких-либо ресурсов ведет к развитию законодательной базы для их охраны и восстановления.

   Таким образом, некоторая регламентация использования природных запасов зарождается примерно в XIII веке. В первом письменном документе русского права - ―Русской правде‖ Ярослава Мудрого - речь шла об ограничениях добычи лебедей, бобров и других ценных животных, а также впервые было введено право собственности на лесные промыслы и была установлена ответственность за его нарушение.

   В царствование Петра I появилось более 200 указов, инструкций и других документов, направленных на ограничения хозяйственной деятельности, в первую очередь - рациональным использованием, охраной и воспроизводством лесов, его переработкой, подготовкой специальных кадров и т.д., причем половина из них относится к корабельным лесам.

   Таким образом, для защиты государственных имущественных интересов закрепляется государственная собственность на природные ресурсы, введены основы лесоуправления. Защита природы означает охрану собственности.

   Земля как особый природный объект, который является одновременно и средством сельскохозяйственного производства, т.е. на ней произрастают все продукты, используемые человеком для своей жизнедеятельности, и фундаментом под зданиями, строениями, фабриками, заводами и т.д. А основное качество этого природного объекта заключается в ее территориальной значимости.

     Поэтому, как отмечает Е.В. Сырых, земля как источник власти в конкретные периоды развития государства приобрела общественное и политическое значение:

-   на раннем этапе развития государства собственность на землю давала право верховной власти князю, а его вассалам – доходы, необходимые для несения службы князю;

- в период абсолютной монархии земля стала средством закабаления крестьян;

-     в период развития буржуазных отношений – стала полноценным объектом имущественных прав, объектом вложения капитала;

-   в советский период земля стала достоянием народа, проживающего на ней, и по сей день сохраняет свое значение как основа жизни и деятельности народов РФ.

    Необходимо отметить, что одним из первых проявлений закрепления права собственности на земли, леса и воды явились жалованные, дарственные, купчие, духовные и другие грамоты. Первое известное упоминание о таких грамотах относится к концу XII века, когда один из Новгородских посадников Иван Фомин в 1181- 1182 гг. передал Муромскому монастырю "сенные покосы, и полешiе земли и воды, и полешiе лесъ". По спорному делу о владении Шенкурским погостом также упоминаются "...и земли i воды, и леса лешии, и реки и лешниi реки, и мхи, и озеры, и соколья гнезда..."

    Данный исторический отрезок времени, на раннем этапе развития государства в период феодальной раздробленности Руси, ознаменован принятием первых законодательных актов, Русской правды (в трех ее редакциях), Судебника 1497 г., а также Судебника 1550 г. Ивана Грозного.

    Однако те незначительные природоохранные запреты, которые были установлены источниками права, носили исключительно потребительский характер, т.е. ограничения установлены исключительно в сфере лесного промысла, рыболовства и охоты, дабы не сокращались лесные и рыбные запасы, которые являются основными источниками доходов.

С постоянным ростом потребления и распределения природных ресурсов, а также с постепенным развитием промышленного производства возникает потребность в наиболее адекватных правовых формах, в которые могут быть облачены те или иные требования государства при регулировании хозяйственной деятельности.

    Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства, начинает развиваться новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, способствующий распространению наемного труда, росту капиталистических отношений. Рост промышленности и торговли сопровождался ростом потребления природных ресурсов.

    Таким образом, в рассматриваемый период были приняты основополагающие законы, прямо или косвенно повлиявшие на положение дел в области охраны природы, растительного и животного мира. Были введены первые жесткие ограничения на охоту, как по видам дичи, так и месту охоты, началось разведение и выпуск на свободу отдельных охотничьих животных, введены законы о запрете охоты на лося, об охранении зубра, закон о сроках охоты. Начатое Генеральное межевание дало толчок работам по учету и определению ареалов зверей и птиц, начались исследования распространения и среды обитания животных.

    Освобождая крестьян, государство должно было решить немало социальных, экономических и других сложных вопросов, но основным из них был о правах освобожденных крестьян на землю. Однако он был решен не лучшим образом, при сохранении за помещиком права собственности на землю крестьяне получали за определенные повинности в постоянное пользование усадебные земли и земли, необходимые для обеспечения их быта и выполнения обязанностей перед правительством.

   В свою очередь, помимо реформирования земельных вопросов в 1892 г. был принят первый полный и охватывающий почти все стороны охотничьего дела закон - Правила об охоте, которые действовали вплоть до революции 1917г.

    В 1892 году приступила к работе знаменитая "докучаевская" особая экспедиция, образованная при Лесном Департаменте "для испытания и учета лесного и водного хозяйства в степях России" и "для исследования источников главнейших рек" с целью улучшения условий земледельческой культуры при помощи лесов. Опубликованные за четыре года 18 томов отчетов "Особой экспедиции" положили начало научному земледелию, лесному опытному делу в России, организации водного хозяйства. Одновременно работала другая экспедиция под руководством А.А. Тилло, изучавшая непосредственно водный режим истоков главнейших рек европейской части России в связи с лесами. Учрежденному в 1894 г. Министерству Земледелия и Государственных Имуществ было "вверено заведывание сельскохозяйственною,  лесною и горною промышленностью,  а также государственными имуществами".

    Уже в 1905 г. Московское общество испытателей природы выпустило постановление о необходимости сохранения памятников природы. В 1912 г. при Императорском Русском географическом обществе была образована постоянная Природоохранительная комиссия под председательством Статс-секретаря А.С. Ермолова. В 1913 г. после международной конференции в Берне была образована Совещательная комиссия для международной охраны природы, в которой деятельной участие принимала Россия.

    Указанный период в истории, начиная с отмены крепостного права и до революции 1917 г., для развития предпринимательства России правомерно охарактеризовать как наиболее активный и плодотворный. Это позволило заметно сократить разрыв между Россией и Западом, войти в начале XX века в число среднеразвитых стран с динамично развивающейся экономикой.

   После революции 1917 года в советский период развитие промышленности, отмена частной собственности на землю, леса и др. природные ресурсы способствовало разработке нового законодательства, направленного на ограничение хозяйственной деятельности во всех отраслях экономики, по всем природным ресурсам комплексно. Государственный интерес на данном этапе развития страны должен был быть направлен на снижение экологического вреда от многомасштабного промышленного и сельскохозяйственного производства, а также сохранение природных запасов.

     Экономическая система в целом есть система производства, распределения и потребления товаров и услуг. В рамках данных процессов постоянно происходит взаимодействие общества и природы. Любое производство и потребление связано с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Любое экономическое решение также оказывает влияние на среду обитания в самом широком смысле этого понятия. По мере усложнения функционирования экономических систем, увеличения производства и потребления роль природного (экологического) фактора постоянно усиливается.

    Новый современный период в истории ознаменовался повышением экономической ценности природных ресурсов и природного национального богатства в целом при значительном падении производства.

    Таким образом, можно сформулировать следующие этапы правового регулирования использования природных ресурсов в предпринимательских целях:

1.      Период Древней Руси, отличающийся зарождением природоохранных ограничений хозяйственной деятельности, установления запретов исключительно в сфере лесного промысла, рыболовства и охоты.

2.      Период Московского государств и петровской эпохи, характеризующийся тем, что природоохранные ограничения хозяйственной деятельности направлены на охрану имущественных интересов государства. Охрана природы означает охрану собственности.

3.      Дореволюционный период развития буржуазных отношений и земельной реформы. Основной упор природоохранных нововведений делается на аграрную сферу.

4.      Советский период, период развития нового природоохранного законодательства, направленного на ограничения хозяйственной деятельности во всех отраслях экономики, по всем природным ресурсам комплексно. Государственный  интерес на  данном этапе развития страны заключается в снижении экологического вреда от многомасштабного промышленного и сельскохозяйственного производства, а также сохранении природных запасов.

5.      Современный период экспортно-сырьевой модели экономики (ресурсозависимой экономики).

    Дальнейшее развитие государства сегодня связано с тем, что в условиях сложившейся тенденции расточительного использования природных ресурсов назревает необходимость в модернизации экономики. Которая посредством технологического прогресса создаст идеальный баланс экономического развития и поддержания благоприятной природной среды, а также обеспечит экологическую безопасность, которая становится определяющей для экономического роста и существования человека.

   Решение задачи модернизации экономики для России должно учитывать и огромные возможности страны в плане экосистемных услуг. Первоочередное мероприятие для модернизации является экологизация экономики, развитие особых технологий по снижению экологического ущерба от хозяйственной деятельности. Для чего необходимо проведение ряда значительных изменений законодательства, как природоресурсного, так и предпринимательского.

   Следовательно, можно предположить, что следующим этапом истории страны станет период модернизации экономики, при которой государственные интересы направлены на экономию природных ресурсов и снижение загрязнений – за счет наилучших существующих технологий, основанных на последних достижениях науки и техники, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду (в том числе внедрения многих энергоэффективных и экологически чистых технологий).



Список литературы

1.      Сохранение биологического разнообразия: позитивный опыт.Москва: Проект ГЭФ, 1999.

2.      Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.С. 24.