Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Ценностный мир молодежи является сложным и противоречивым объектом научного анализа – как теоретического, так и, в особенности, прикладного. Ценности личности могут концентрироваться как в сознательной, так и бессознательной сферах. Безусловно, ценности – это одна из немногих социокультурных категорий, являющихся глубоко личностными, интимными и далеко не каждый человек готов обсуждать свои ценности с кем-либо из посторонних, в том числе и с исследователем. Между тем, именно релевантная информация о доминирующих и отвергаемых ценностях молодежи особенно востребована в современной практике управления. Как известно, ценности выступают одновременно и социальными ориентирами, и регуляторами поведения подрастающего поколения. Объективные данные о состоянии ценностного мира молодежи позволят оптимизировать мероприятия государственной молодежной политики, осуществлять такие управленческие действия в отношении молодежи, которые будут в целом соответствовать ее системе ценностей, мировоззренческих координат, жизненной позиции. В таком случае логично ожидать увеличения эффективности управленческих мероприятий. Однако ситуация значительно осложняется, если речь идет о деформированном ценностном мире, об устойчивом закреплении (в силу разных причин) в сознании молодежи антиценностей. В таком случае крайне сложно найти консенсус между требованиями, ожиданиями взрослого общества по отношению к молодежи и ее нынешним деформированным социокультурным, мировоззренческим обликом.

    Стоит отметить, что в современных науках об обществе наблюдается поливариантность трактовки понятия «ценность», что оказывает отрицательное воздействие и на систему индикаторов, подлежащих оценке в ходе эмпирического или прикладного исследования. Возникающие методологические и методико-процедурные затруднения детерминированы междисциплинарной областью научного познания ценностного мира, вследствие чего нередко наблюдается несовместимость и даже конфликт методологий различных наук об обществе.

     Одно из наиболее корректных определений понятия «ценность» формулируется следующим образом: «обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрировано выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Они предоставляют возможность наиболее адекватно и глубоко интерпретировать социальные действия субъектов, позволяют прогнозировать дальнейшее поведение личности, выявлять ожидания и предугадывать реакции субъектов на властные политические решения» [4].

    Стоит отметить, что категория «ценность» непосредственно связана с мировоззрением личности, то есть предельно обобщенным взглядом на окружающий мир, социум, его основные социальные институты, процессы, явления. Вместе с тем, принято считать, что мировоззрение – это рационально-логический «полюс» сознания, исключающий эмоционально-чувственное, порой иррациональное реагирование на окружающий мир. Однако именно для молодежной среды, как известно, характерен иррационализм, аффективность. В этой связи для более корректного описания специфики молодежных ценностей целесообразно исследовать не только мировоззрение, но и мироощущение. Поэтому целесообразно предположить, что ценности молодежи представляют собой симбиоз рационально-иррационального отношения к окружающему миру, включают в себя индикаторы (критерии) оценивания различных одушевленных и неодушевленных объектов.

   Наряду с понятием «ценность», довольно часто используется и термин «ценностные ориентации». В отличие от единичных ценностей, ценностные ориентации представляют собой, в первую очередь, именно систему наиболее важных смысло-жизненных установок и ориентиров личности. Учитывая системный характер ценностей личности, данное определение выглядит в целом несколько более релевантным по отношению к проблемной ситуации, что, однако, не исключает использование и понятия «ценность».

    По мнению Л.В. Брик, ценностные ориентации молодежи, как самой «динамичной» группы общества более всего подвержены изменениям. Именно в молодежной среде формируется новый тип личности, который будет доминировать, и развиваться в будущем. Ценностные ориентации, являясь стержневыми векторами социальных ориентаций, определяют направленность личности и степень ее социальности, изменяемую уровнем соответствия индивидуальных потребностей и интересов – потребностям и интересам социума [1].

    Стоит отметить, что ценностные ориентации являются результатом процесса социализации молодежи, в ходе которого нормы жизни общества интерьеризуются в ценности личности, если она эти нормы не отвергает. Ценности являются устойчивой мотивационной основой поведения личности в обществе. Если те или иные ценности составляют элементы мировоззрения личности, то они могут интерпретироваться как идеалы, либо в персонифицированной, либо в вербальной (или абстрактно-образной) форме [2, с.5-36].

   Необходимо указать на наличие взаимосвязи между ценностным миром молодежи и морально- нравственными ориентирами. В случае развития аморальных, безнравственных установок молодежи общество с большой долей вероятности рискует столкнуться с доминированием антиценностей над ценностями. В этой связи исследователи обращают внимание на проблему «морального релятивизма» и даже цинизм, равнодушия к идеалам современной российской молодежи. Так, по результатам социологических исследований 46% представителей подрастающего поколения убеждены, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы устарели. Большинство молодых респондентов (55%) вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя «закрыть глаза» на собственные принципы и согласиться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы» [3].

    Достаточно тревожным выглядит и следующий факт деформации ценностного мира молодежи: использование сексуальных связей в корыстных целях, уклонение от налогов и дачу взяток не считают зазорным – от 34% до 50% респондентов [7]. Исследователями признается наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту именно молодежь [3].

      Уязвимость подрастающего поколения перед негативным аморальным, безнравственным воздействием детерминируется социально-возрастными и социально-психологическими особенностями. Сознание молодежи отличается неустойчивостью, лабильностью, вследствие чего представляет собой «вместилище» для различных установок. При этом зачастую не активируются механизмы критического осмысления фактов, информации. С другой     стороны,     помимо     вышеперечисленных    факторов     сказываются    и     особенности    социализации подрастающего поколения. Основные агенты социализации – семья и школа, находясь в противоречивом положении, – не выполняют возложенных на них функций. На их место постепенно приходит стихийная социализация, осуществляемая посредством СМИ и Интернета. Существенно возрастает и роль дворовых компаний, где значительную часть времени проводит молодежь. Однако стихийные инструменты социализации являются крайне ограниченными и не способны выполнять широкий спектр традиционных функций передачи социального и культурного опыта от старших поколений к младшим. Более того, государство и общество не обладают сколько-нибудь действенными инструментами контроля и управления подсистемой стихийной социализации. Например, рассматривая Интернет как один из каналов стихийной социализации подрастающего поколения, целесообразно заметить, что здесь государство и общество зачастую уступают инициативу непрофессиональным коммуникаторам, выступающим с антисоциальных и асоциальных позиций. В результате молодежь, усваивая подобную «токсичную» для ее возраста информацию, демонстрирует склонность к девиантному, а иногда преступному поведению, усваивает криминальную идеологию и практику, во многом становится беззащитной перед экстремистским, радикальным информационно-коммуникационным воздействием. Как показывают результаты социологических исследований, сегодня понятия морали и нравственности для молодежи приобретают зачастую характер анахронизмов, пользоваться которыми – значит обречь себя на неуспех.  Это  весьма  опасная  тенденция,  свидетельствующая  о  глубоком  кризисе  системы  морально-нравственного регулирования общества.

    Так, немногим менее половины опрошенных представителей молодежи (46%) в ходе проведенного социологического опроса согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели [3].

     Как отмечает М.В. Грядунов, большинство молодежи (55%) сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». В среде молодежи доминирует мнение о том, что честность и порядочность не способствуют продвижению по социальной лестнице. Успех и карьера связаны с игнорированием и нарушением моральных требований и норм [4].

     Острота проблемы аморализации сознания подрастающего поколения хорошо заметна при сравнении с мнениями и установками старших. Как отмечают исследователи, нынешние «дети» отстают от «отцов», прежде всего, в освоении норм, регулирующих межличностные отношения людей – неприемлемость обогащения за счет других людей, хамства и грубости, деловой необязательности, публичного проявления неприязни к представителям других национальностей. По всем этим позициям распространенность моральных норм среди молодежи на 15%-23% ниже, нежели среди людей старшего поколения. [4].

   Сложившаяся ситуация с духовно-нравственным обликом молодежи, индикаторы которой наблюдаются в ходе эмпирических замеров, актуализирует проблему существования правовых ценностей, особенно во внешнем негативном фоне. В современном обществе социокультурная система продуцирует элементы криминального мира, жестокости, правового нигилизма, эгоизма, культа наживы и т.д. Для успешного функционирования общества, его социальных институтов и подсистем необходим определенный  «противовес» отрицательному социокультурному воздействию на молодежь. Одним из таких «противовесов» и выступает система правовых ценностей.

    В свое время еще классик социологии Г. Спенсер обращал внимание на связь юридических критериев с нравственными принципами. Ученый указывал, что «законы, издаваемые властью, священны сами по себе, но все священное в них происходит всецело от той моральной санкции, которая коренится в законах человеческой жизни, поскольку они протекают среди условий социального существования», т.е. когда законы не имеют этой моральной санкции, они не содержат в себе ничего священного и могут быть отвергнуты [4].

   Стоит отметить, что в представлениях российской молодежи порядок воспринимается как нечто навязанное из вне, а не как компромисс, связанный с добровольным и всеобщим принятием на себя обязанностей. Это, безусловно, является глубоко отрицательным фактором, поскольку право немыслимо без правопорядка [5].

   В ходе эмпирического анализа, проведенного А.М. Щукиным, были получены данные о том, что молодые люди практически не воспринимают право как социальный институт. В ответах респондентов значительно чаще встречается ассоциация с действиями: то, что я могу делать (40%). Говоря о том, что такое «право», респонденты, прежде всего, подразумевают свои личные права и свободы, т.е. то, чем человек обладает и что связано с его интересами [9].

    Как отмечает исследователь, основной формой реализации права является закон. Однако результаты опроса показывают, что для значительной части современной молодежи (30%) безусловное соблюдение закона не является аксиомой, а у незначительной доли опрошенных – 10% – вообще нет определенной позиции по поводу того, как нужно относиться к закону [9].

   Полученные результаты демонстрируют определенный аксиологический вакуум, возникший с большой долей вероятности, вследствие дисфункциональности процесса правовой социализации подрастающего поколения.

    Вместе с тем, известно, что именно ценности выступают регулятором правовых отношений, оптимизируя выбор целесообразных способов поведения. Правовые ценности являются интегральным элементом системы более широкого плана – правовой культуры. Правовая культура выступает как разновидность общей культуры, отличающейся определенным уровнем правосознания, законности, совершенства законодательства, являющейся результатом и способом творческой деятельности граждан по созданию и реализации правовых ценностей [9].

   Таким образом, социально-правовой аспект ценностного мира современной российской молодежи конституирует содержание весьма серьезной социальной проблемы. Учитывая ключевое положение ценностных ориентаций в системе социокультурных координат личности молодого человека, озабоченность вызывают полученные различными российскими учеными прикладные и эмпирические данные, свидетельствующие не только о деформации правовых ценностей, но и нарастающей аморализации духовной культуры молодежи.

    Кажущаяся «безобидность» разрушающегося морально-нравственного ядра духовной культуры молодежи не должна вводить в заблуждение. Связь правовых ценностей с морально-нравственными ориентирами и установками очевидна. Невозможно сформировать действенную систему правовых ценностей на фундаменте духовно-нравственного вакуума. И напротив, именно такое состояние может правомерно рассматриваться как условие деформации правовых ценностей российской молодежи, как предпосылка криминализации сознания и поведенческих практик подрастающего поколения.

   В связи с кризисным состоянием основных институтов, отвечающих за социализацию подрастающего поколения (в том числе и правовую) и ростом социальной значимости стихийной социализации (посредством Интернета и СМИ), серьезно обостряется проблема формирования правовых ценностей. Данный процесс во многом зависит от действия преходящих, флуктуационных факторов и практически не контролируется обществом. Вместе с тем, состояние правопорядка и законности серьезно зависят от состояния системы правовых ценностей, от успешного усвоения молодежью социально-правовой информации.

    В начале XXI в. в обществе возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, информатизация и компьютеризация социума свидетельствуют о предельно расширившихся возможностях информационного обмена, получения и передачи различных сообщений, в том числе и социально-правовых. С другой стороны, качество сообщений в коммуникационной системе ухудшается, она наполняется «шумом», искажающим информационные потоки. Это весьма негативная тенденция, так как социализация основана на передаче культурно и цивилизационно маркированной информации от старших поколений к младшим. Едва ли не в первую очередь, это относится к социально-правовой сфере. Именно так происходит генезис правовых ценностей в сознании молодежи. Нарастающая информационно-коммуникационная дисфункциональность ставит под сомнение усвоение молодежью правовой информации, а, следовательно, и формирование правовых ценностей.

   В современных условиях масштабных трансформаций формируется общество неопределенности и риска. В новых условиях от государства и общества требуются серьезные усилия по преодолению негативных трендов и удерживанию ситуации. Однако в настоящее время остро ощущается дефицит социально-инженерных исследований по данной тематике. В результате управленческие мероприятия различных уровней государственной власти в отношении российской молодежью зачастую носят лобовой, тенденциозный, недостаточно продуманный характер. Агитация и пропаганда, ведущиеся государственными управленческими структурами в отношении молодежи, распознаются большей ее частью, вследствие чего мы зачастую сталкиваемся с реакцией отторжения, противодействия при попытке оказания влияния на формирование правовых ценностей. Лишь незначительный сегмент молодежной среды оказывается подверженным воздействию социально-управленческих мероприятий. В то же время значительная часть молодежи под влиянием массовой культуры, инструментов стихийной социализации, нарастающей криминализации социальных практик оказывается под негативным воздействием, вследствие чего происходит деформация, в том числе, и правовых ценностей, формируются антиценности, ставящие под угрозу не только процесс социального взросления молодежи, но и стабильность российского общества в целом, ибо дисфункциональность преемственности и смены поколений может иметь весьма негативные последствия в ближайшие годы.



Список литературы

1.     Брик Л.В. Структура ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов формирования и развития: дис.… канд. соц. наук. СПб., 2009.

2.     Горшков М.К. Ценностные  ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 1[95].

3.     Грядунов М.В. Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России: дис. ... канд. соц. наук. М., 2009.

4.     Гурьева Л., Копкарева С. Правовые и политические ценности молодежи// Власть. 2008. №3.

5.     Копкарева     С.И.      Особенности      формирования      правовых     ценностей      студенческой      молодежи: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. М., 2008.

6.     Костылев С.В., Ханаху Р.А. Нравственные и патриотические ценности в представлении курсантов военных училищ: социологический дискурс // Армия и общество. 2009. №2.

7.     Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты (аналитический доклад). М., 2007.

8.     Новиченко О.В. Специфика формирования ценностных ориентаций молодежи в современном обществе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 4 (24).

9.     Щукин  А.М.  Ценности  современного  российского  общества  в  правовой  культуре  молодежи: социологический анализ: автореферат дис. ... канд. соц. наук. Майкоп, 2011.