Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПРЯМОЙ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПРАВА И РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
15 октября 2017г.

Отношения права и религии, а также государства и церкви в современных обществах имеют многовековую и даже тысячелетнюю историю. Длительная история этих отношений свидетельствует, что в современных обществах накоплен обширный опыт в соответствующих вопросах. Вместе с тем, если до сравнительно недавнего времени эти отношения находились в относительно стабильном состоянии, реалии последних десятилетий демонстрируют, что практически повсеместно в мире сложившийся столетиями в современных обществах уклад в связи с отношением к праву и религии, государству и церкви испытывает трансформации — порой весьма существенные, а иногда крайне деструктивные, — что в целом отражается на самых разнообразных сферах общественной жизни, в том числе выходит за рамки прямых отношений государства и церкви или религиозной сферы, но связанные, при этом, с проблемами стабильности в обществе и благополучием граждан, государственно-правовой стабильностью, отношением к религии и церкви в обществе в целом.

Причина таких трансформаций сегодня вряд ли может быть с точностью установлена. Однако своего рода «религиозный ренессанс», происходящий повсеместно в мире и протекающий, вместе с тем, на фоне процессов глобализации, при господстве неолиберальной идеологии, придает актуальность проблематике развития государственно-конфессиональной политики, которая достаточно длительное время в принципе отсутствовала в первых строках повестки дня большинства современных государств., однако в свете вызовов современности, очевидно, нуждается в том, чтобы в ней получила отражение необходимая и конструктивная реакция государства на складывающуюся ситуацию в плане положения и роли религии в жизни общества, в том числе в сфере права непосредственно.

Необходимо отметить, что современные подходы в плане отношения государства к церкви и права к религии — со времен эпохи Просвещения в обществах «западного типа», к числу которых относится и современная Россия, — носят в основном однонаправленный характер: государство создает гарантии деятельности религиозных организаций — на основании закона, который, в частности, в числе прочего, определяет и устанавливает известные ограничения для прямого распространения религиозных воззрений как фактора общественной жизни — в особенности в публичной сфере.

Такое исторически сложившееся положение вещей было в свое время вполне обосновано, и подход, который был принят в этой связи, а именно — перенесение вопросов религии в частную сферу, вплоть до прямых запретов любых религиозных проявлений в публичной сфере — достаточно долго — по сути, на протяжении нескольких столетий — демонстрировал свою эффективность.

Однако, если еще совсем недавно в «западных обществах» уверенно делались прогнозы об

отмирании религии как фактора общественной жизни, и «Религиозные люди сетовали, что либеральное государство приватизировало религию, исключило ее из публичной сферы» [2, p.1], к настоящему времени ситуация значительно и для многих неожиданно изменилась.

Принято считать, что поводом к этому стали события 11 сентября 2001 г. — террористические атаки на Всемирный торговый центр в США [2, p.1]. Однако причины, чтобы государство обратилось к анализу  фактора религии в общественном развитии на современном этапе, его переосмыслению, совершенно неправильно этим исчерпывать.

Действительно, западные исследователи отмечают, что целый ряд факторов, помимо терроризма, свидетельствовали, что назрела пора пересмотреть ряд базовых вопросов в части положения религии в сфере права, в особенности вопросах конституционализма, и во многом, по мнению специалистов, необходимость такого пересмотра для ряда западных стран оказалась обусловлена фактом разрушения общественного консенсуса в позиции о роли и положении «господствующей религии» в обществе и государстве [2, p.2]. Так, отмечается, что в США де-факто «национальная религия» протестантизм значительно утратила позиции как следствие изменений и динамики в демографической структуре общества, соответствующих культурных ее отражениях и аспектах; в странах Европы происходит значительный рост в доли населения, исповедующего Ислам, и т. п. [2, p.2] — и все это происходит на фоне продвижения идеологии неолиберальной глобализации с ее идеями толерантности и мультикультурализма.

Указанные процессы по-новому ставят вопрос о необходимости переосмысления роли религии в современном обществе и государстве, уточнения и переопределения сложившейся позиции государства в указанной сфере. Самобытным оказывается вопрос о роли религии в современном правовом развитии: следует ли, например, признавать возможность интеграции тех или иных религиозных воззрений и предствалений в сферу права, — а в таком случае, каким образом такая интеграция может и должна осуществляться, как должна быть оформлена и т. п.

Россия, наряду с большинством западных стран, а также государств пост-советского пространства и пост-социалистических государств формально придерживается позиции отделения церкви от государства, секулярности правовой сферы. Это положение закреплено в Конституции РФ.

На государственно-правовое развитие России в плане определения отношений государства и церкви, отношения к религии в праве на практике на современном этапе оказывают определенное влияние ряд подходов. Наиболее значимым оказывается, тем не менее, современный западный подход, проистекающий, как уже было сказано, из идей и идеологии эпохи Просвещения. Однако именно этот подход в вопросах отношения к церкви и религии в государстве сегодня все более отчетливо демонстрируют свою несостоятельность, многочисленные свидетельства чему можно наблюдать в кризисных явлениях в указанной сфере, переходящих на общий социальный план и создающих социальную напряженность в современных западных странах, во многом провоцируемую, как представляется, недостатками урегулированности и собственно принятыми подходами к оценке роли церкви и религии в современных западных обществах.

В этой связи уместно, с нашей точки зрения, более обратиться к опыту и подходам, практиковавшимся в плане отношения к церкви и религии в период СССР, отчасти оставившими свои следы и в отдельных элементах сохраняющимися в современной России, — в целом же выражавшихся в достаточно развитой и сбалансированной, а по многим аспектам практически эффективной государственно- конфессиональной политики, проводимой в стране, в особенности в последние десятилетия ее существования, когда такой институт как Совет по делам религий при Совете Министров СССР, учрежденный в 1965 г., пришел к оптимальному подходу и режиму своего функционирования во взаимодействии с религиозными объединениями. Опыт работы Совета, а также опыт правового регулирования в вопросах отношения к церкви и религии в соответствующий период истории может во многом быть применен и сегодня — в условиях современной России и тех вызовов, с которыми сталкивается страна на современном этапе своего развития.

Развитие государственно-конфессиональной политики сегодня, тем не менее, со всей очевидностью, не должно исчерпываться простым оформлением религиозных организаций, определением их правового статуса и иными формальными вопросами, — как это, необходимо подчеркнуть, уже во многом сделано, в том числе на законодательном уровне — в рамках Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ.

Задача развития государственно-конфессиональной политики сегодня состоит в том, чтобы голос религиозных организаций был услышан — причем не только и не столько обществом, из которого они, по сути, и происходят, — но мог быть донесен в публичную сферу — как в плане определения проблем в социальной жизни и социальных отношениях, взглядов и позиций религиозных организаций касательно подходов в их преодолении, так и в общем плане участия в жизни и деятельности российского государства и общества в целом.

Этот аспект взаимодействия государства и церкви, религии и права обусловлен тем, что как право, так и религия традиционно, в силу своей природы, во многом обращены к моральным, этическим принципам и представлениям, по которым живет человек, которым следует общество, а в современных условиях — должно служить государство. Реалии современного развития демонстрируют, что рассматривать сферу общественной морали как «зону конфликта» права и религии [1, p.1] — т. е. той сферы, где они неизбежно приходят в сопроикосновение и взаимодействуют — было бы ошибкой: это взаимодействие, его конструктивное развитие, напротив, должно получать поддержку, в том числе через отражение в деятельности государства. В этом смысле современная государственно-конфессиональная политика не должна быть «однонаправленной» — распространяться от государства на религиозную жизнь. Должна проявляться и развиваться «обратная связь» — через должное отражение действительного влияния церкви, религиозных воззрений и представлений в части поддержания общественной морали во всяком случае — на деятельность государства и правовое развитие в том числе. Развитие такой «обратной связи» — есть насущная и востребованная современным обществом проблема, которая требует соответствующих государственно-правовых решений, действий в том числе в плане разработки и проведения государственно- конфессиональной политики.

Список литературы

 

1.   Law and Religion in Public Life: The Contemporary Debate / Ed. N.Hosen, R.Mohr. — London and New York: Routledge, 2011. — 274 p.

2.    Law and Religion in Theoretical and Historical Context / Ed. P.Cane, C.Evans, Z.Robinson. —Cambridge: Cambridge University Press, 2008 — 328 p.