Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
08 марта 2016г.

В своей стратегии «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что «только в 2011 году более 2 тыс. граждан обращались с жалобами на качество медицинской помощи, нарушение правил оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи в регионах. Имеются случаи врачебных ошибок, ведущих к увечьям и гибели пациентов, судебных исков по данному поводу», и дал поручение проработать вопрос о введении обязательного страхования профессиональной ответственности врачей за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника (Астана, 10 июля 2012 г.).

Расширение прав и свобод человека, как необходимая составляющая построения демократического общества, с одной стороны, и невозможность максимально обеспечить реализацию этих прав и свобод, с другой, будут неизбежно сопровождаться ростом конфликтности в общественных отношениях. Данное положение полностью применимо и в здравоохранении, где последние годы отчетливо проявляются тенденции к обострению нравственных и правовых отношений между пациентами и медицинскими работниками, что порождается многими экономическими, социальными, этическими и другими факторами.

В системе здравоохранения Республики Казахстан в настоящее время актуализируется поиск решения проблемы системы страховой защиты медицинских работников, на случай оказания некачественной медицинской помощи либо врачебной ошибки [1,2,3].

В свое время Закон Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан» от 19 мая 1997 г. впервые утвердил за медицинскими и фармацевтическими работниками «право на страхование профессиональной ошибки, не связанной с небрежным или халатным выполнением своих профессиональных обязанностей, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина» (статья 66).

В Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 г. № 193-1V ЗРК, которым регулируются в настоящее время все общественные отношения в области здравоохранения в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья, закреплено право медицинских и фармацевтических работников на страхование профессиональной ответственности за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника (статья 182).

К сожалению, это право для медицинских работников является не более чем декларативным, поскольку ни государство, ни работодатель не инициируют данный процесс, в то время как страхование профессиональной ответственности продиктовано насущной необходимостью повысить уровень правовой и социальной защиты лиц, оказывающих медицинскую помощь.

В результате, профессия врача, обладая высоким социальным смыслом, в правовом отношении остается практически не защищенной. Проблема правовой защиты пациента в Казахстане разработана и решена значительно лучше.

В этой ситуации профессиональная защита врача – это право врача на страхование профессионального риска, так как этим обеспечивается защита медицинского работника от непредвиденных обстоятельств практической деятельности.

Отсутствие до настоящего времени исследований проблем введения и эффективности страхования профессиональной ответственности медицинских работников продиктовало необходимость научного обоснования подходов к изучению и решению данной проблемы.

Введение страхования профессиональной ответственности медицинских работников обусловлено сложившейся ситуацией в нашей стране: в Казахстане не ведется официальная статистика врачебных ошибок, в дополнении к этому нет и качественной экспертизы, мер наказания и законодательной базы для защиты прав пациентов и медицинских работников, а уровень оказания медицинской помощи оценивается по количеству жалоб пациентов.

По данным Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности количество обоснованных жалоб на качество медицинской помощи за период с 2010 по 2012 год неуклонно растет. Такое количество жалоб на медицинскую помощь, безусловно, перегружает работу судебных органов и, соответственно, увеличивает бюджетные расходы на судебные разбирательства. А вопрос о том, что жалобы на медицинскую помощь рассматриваются в судах общей юрисдикции, которые не в полной мере учитывают специфику медицинской деятельности даже и не поднимается.

Кроме того, следует отметить тот факт,  что права пациента на возмещение вреда  причиненного его здоровью, связанного с предоставлением медицинской помощи закреплены в ряде нормативно-правовых актов Республики Казахстан.

С принятием 1 июля 1999 года особенной части Гражданского кодекса, положения которого представляют собой основу казахстанской гражданской правовой системы и включают в себя детальное описание большинства юридических норм, в том числе отношения связанные с обязательственным правом, обязательства виновного лица по возмещению вреда оформились в нормативном порядке. В ряду последней группы обязательств одно из основных мест занимают обязательства в связи с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, и в связи с компенсацией морального вреда. Нормы гражданского кодекса определяют, что вред (имущественный и/ или неимущественный), причиненный   неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме (статья 917, параграф 1, глава 47).

Право пациента на возмещение вреда рассматривается в законе Республики Казахстана № 274-1V «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года. Положения данного закона говорят о том, что потребитель (в нашем случае пациент) имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и/или имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в полном объеме. Данное право с другой стороны порождает ответственность у продавца (изготовителя, исполнителя) в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью и/или имуществу потребителя вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) либо вследствие неполной, недостоверной или несвоевременной информации о товаре (работе, услуге) (статья 31).

Следует отметить, что право пациента рассматривается и в Кодексе Республики Казахстан №           193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года. Согласно  положениям Кодекса предусматривается право населения на возмещение вреда, причиненного здоровью неправильным назначением и применением медицинскими работниками лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (п. 6, ст. 88, гл. 16, раздел 5). Также в данном кодексе предполагается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, в  соответствии с законодательством Республики Казахстан лиц, заражение ВИЧ или заболевание СНИД которых произошло в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей медицинскими работниками и работниками сферы бытового обслуживания (и. 3, ст. 113, гл. 16, раздел 5).

Все вышеуказанные нормативные акты, наряду с созданием правовой основы для защиты гражданских прав пациента и его родственников, существенно увеличили риск профессиональной деятельности медицинского работника, поскольку ни в одном из них не предусмотрены юридические нормы, которые необходимы для организации и осуществления корректной правовой защиты, имущественных интересов врача в случаях возникновения его гражданской ответственности вследствие причинения вреда жизни и здоровью пациента, а также морального вреда ему и его родственникам. Только в Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» предусматривается право медицинского работника на страхование профессиональной ответственности за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника. Однако данное право медицинского работника не раскрыто ни в одном из специальных нормативно-правовых актах.

Подобное положение дел, которое подчеркивает дисбаланс в отношениях пациент – медицинский работник, без сомнения, склоняет чашу весов в сторону пациентов и оставляет медицинских работников, профессиональная деятельность которых усложнена в силу специфичности их работы, фактически без защиты.

Исходя из вышеперечисленного, следует отметить актуальность и необходимость исследования данной проблемы и разработки Казахстанской модели страхования профессиональной ответственности медицинских работников.

 

Список литературы

1.     Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1 1 1 3 .

2.     Постановление Правительства Республики Казахстан «О стратегическом плане Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2010-2014 годы» от 10 февраля 2010 года № 81.

3.     Рахыпбеков Т.К., Адылханов Т.А., Основы законодательного  и нормативного  регулирования ответственности врача за медицинские ошибки за рубежом и в Республике Казахстан.— Семей, 2008.— 126 с.