Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МЕДИКО- БИОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

Важнейшим фактором сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста является рациональное и сбалансированное питание. Качественная пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток, различных органов и тканей, возмещают энергозатраты, способствуют нормальному физиологическому и нервно-психическому развитию детей, повышают работоспособность, создают условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
Современная инновационная система школьного образования (личностно-ориентированное обучение, интенсификация учебного процесса), к сожалению, не обеспечивает качественного сбалансированного питания школьников с учетом их потребности в питательных веществах и энергии, что является основной причиной различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни ЖКТ, ожирение, нарушение опорно- двигательного аппарата)[1-3].
Целью исследования было сравнительное изучение режима питания и качественной характеристики рациона питания школьников 10-11 медико-биологических и общеобразовательных классов.
Методика исследования. Социально-гигиенические исследования проводились в 10-11 классах с медико- биологической профилизацией на базе 17 общеобразовательных школ г. Москвы (Юго-западный, Юго- восточный, Центральный, Западный, Северо-восточный, Северо-западный АО) и 6 общеобразовательных школ Московской области (г.Балашиха-7, г.Юбилейный, г.Воскресенск, г.Электросталь, г.Пушкино и г.Сергиев- Посад).
Для решения поставленной цели было проведено анкетирование 434 школьников, которые учились в медико-биологических классах и 389 школьников, которые учились в общеобразовательных классах.
В процессе анкетирования каждому старшекласснику предлагалось ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты. Вопросы в анкете задавались в закрытой форме, т.е. ответ заключался в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Для построения закрытого вопроса использовали дихотомическую или поливариантную форму предъявления вариантов ответов.
Сначала при проведении анкетирования была проведена беседа со школьниками, где излагалась тема опроса, его цели, называлась организация и представитель, проводящие анкетирование. Затем излагались инструкции по заполнению бланка. Анкеты заполнялись школьниками групповым способом в присутствии сборщика.
Результаты и их обсуждение. Полученные результаты приведены в таблице. По данным проведѐнного нами анкетирования половина старшеклассников завтракают дома каждый день (53.7% составляют девушки, 58.0% - юноши), в то же время в школе завтракают каждый день приблизительно 20-25% школьников (23.9% девушки и 21% юноши). Однако, можно отметить, что количество юношей медико-биологических классов, которые завтракают редко дома (1-2 раза в неделю), достоверно больше, чем в общеобразовательных классах (7.4% против 1.1%, р<0.05).
Почти половина школьников медико-биологических классов обедает каждый день дома (43,7% девушки, 56,2% юноши), однако это достоверно ниже, чем школьники общеобразовательных классов (61.2% девушки и 76.7% юноши), уровень достоверности соответственно p<0.05 и p<0.01.
Часть подростков обедает дома нерегулярно, так 10.5% юношей медико-биологических классов питается дома 3-4 раза в неделю, что значительно превышает число юношей общеобразовательных классов (2.2%, p<0.05). 20.2% девушек медико-биологических классов питается дома 1-2 дня в неделю, что достоверно выше, чем в общеобразовательных классах (7.3%, p<0.01). Процент юношей, которые никогда не обедают дома, также выше среди школьников медико-биологических классов по сравнению с учащимися образовательных классов (7.4% против 1.6%, p<0.05).
В школе, в основном, каждый день или 5 дней в неделю обедают девушки медико-биологических классов при сравнении с общеобразовательными классами (36.4% против 25.5%, p<0.05; 22.8% против 11.3%, p<0.05.

                                                                                                                 Таблица 1

 Оценка режима питания старшеклассников медико-биологических и общеобразовательных классов

 

Медико-биологические классы

Общеобразовательные классы

девушки

юноши

девушки

юноши

n=272

%

n=162

%

n=204

%

n=185

%

Завтрак дома

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый день

146

53,7

94

58,0

111

54,7

120

64,9

5-6 дней в неделю

30

11,0

21

13,0

23

11,2

21

11,3

3-4 дня в неделю

17

6,3

18

11,1

12

5,8

17

9,2

 

1-2 дня в неделю

 

42

 

15,4

 

12

7,4 ↑ p<0.0 5

 

31

 

15,1

 

2

 

1,1

никогда

37

13,6

17

10,5

27

13,2

25

13,5

Завтрак в школе

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый день

65

23,9

34

21,0

52

25,5

42

22,7

5-6 дней в неделю

42

15,4

24

14,8

26

12,8

29

15,7

3-4 дня в неделю

85

31,3

19

11,7

63

30,9

22

11,9

1-2 дня в неделю

25

9,2

18

11,1

12

5,8

17

9,2

никогда

55

20,2

67

41,4

51

25,0

75

40,5

Обед дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый день

 

119

43,7 ↓ p<0.05

 

91

56,2↓ p<0.0 1

 

125

 

61,2

 

142

 

76,7

5-6 дней в неделю

32

11,8

26

16,0

31

15,3

27

14,6

 

3-4 дня в неделю

 

36

 

13,3

 

17

10,5↑ p<0.0 1

 

17

 

8,4

 

4

 

2,2

1-2 дня в неделю

55

20,2 ↑ p<0.01

16

9,9

15

7,3

9

4,9

 

никогда

 

30

 

11,0

 

12

7,4↑ p<0.0 5

 

16

 

7,8

 

3

 

1,6

Обед в школе

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый день

99

36,4↑ p<0.05

15

9,3

52

25,5

16

8,7

5-6 дней в неделю

62

22,8↑ p<0.05

34

21,0

23

11,3

28

15,1

3-4 дня в неделю

39

14,3

13

8,0

31

15,2

8

4,3

1-2 дня в неделю

47

17,3

20

12,3

25

12,2

17

9,2

 

никогда

 

25

9,2↓ p<0.01

 

80

49,4↓ p<0.0 5

 

73

 

35,8

 

116

 

62,7

Ужин

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый день

191

70,2

143

88,3

143

70,1

167

90,3

5-6 дней в неделю

37

13,6

12

7,4

31

15,2

13

7,0

3-4 дня в неделю

18

6,6

5

3,1

13

6,4

3

1,6

1-2 дня в неделю

12

4,4

2

1,2

10

4,9

2

1,1

никогда

14

5,2

0

0

7

3,4

0

0

Примечание: уровень достоверности (р) различий указан для показателей между девушками и юношами медико-биологических и общеобразовательных классов. «Жирным» шрифтом обозначены, с нашей точки зрения, наиболее значимые величины показателей, на которые следует обратить внимание.

Значительная часть школьников общеобразовательных классов никогда не обедает в школе, что достоверно отличается от школьников медико-биологических классов (девушки 35.8% против 9.2%, p<0.01; юноши 62.7% против 49.4%, p<0.05). Ужинают дома, как правило, основная часть всех школьников (70-90%).
Таким образом, школьники медико-биологических классов чаще, чем школьники общеобразовательных классов завтракают и обедают в школе или не обедают вовсе и питаются всухомятку. Мы полагаем, что указанное может быть обусловлено более напряженным распорядком дня школьников медико-биологических классов и интенсивностью учебной нагрузки не только в школе, но и дополнительными занятиями по подготовке в ВУЗ.
Было проведено анкетирование среди школьников в отношении ассортимента продуктов, употребляемых девушками и юношами медико-биологических и общеобразовательных классов, что позволило качественно охарактеризовать рацион питания исследуемой когорты школьников.
В рационе питания не установлено достоверных различий между изучаемыми показателями у школьников медико-биологических и общеобразовательных классов. При гигиенической оценке основных продуктов – хлеб, мясо, рыба входящих в рацион питания, показано, что большинство школьников едят мясо и хлеб 1 и более раз в день, рыбу – 1-3 раза в неделю. Подавляющее большинство школьников (78.3% девушек и 66.6% юношей) используют в рационе 1 и более раз в день различные фрукты. Похожие результаты были получены в отношении сладких газированных напитков – их пьют 68.8% девушек и 72.8% юношей.
Наряду с этим выявлены значимые различия в рационе питания девушек и юношей обоих типов классов.
При сравнении рациона питания девушек и юношей было установлено, что девушки (68.8%) пьют кофе регулярно 1-6 раз в неделю, юноши также употребляют кофе, однако 33.8% их не употребляют кофе вовсе. Овощи употребляют в пищу 1 раз в день 37.5% девушек, что достоверно отличается от этого показателя для юношей, в свою очередь 19.8% мальчиков совсем не употребляют овощи.
Молоко и творог 20% девушек едят каждый день, 23.2-24.3% - 1-3 раза в неделю едят творог, а 33.8% девушек не пьют молоко вовсе. По сравнению с девушками юноши меньше едят молочных продуктов, а 35.2- 37% из них не пьют молоко и не едят творог вовсе.
Конфеты, шоколад 1 и более раз в день употребляют 59.6% девушек, что достоверно выше, чем юноши (42.6%). «Фастфут» (чипсы, сосиски, бутерброды) девушки употребляют не часто (1-3 раза в неделю), а часть девочек вообще не употребляют эти продукты. Значительная часть юношей употребляют «фастфуд» 1 и более раз в день.
Заключение. Изучение режима питания старшеклассников по анкетным данным позволило установить, что 50-60% всех подростков завтракают дома каждый день, в то время как в школе каждый день завтракают только 21.0-23.9%. Остальные подростки 3-4 дня в неделю завтракают в школе, а остальные дни – дома.
Вместе с тем, отмечены негативные тенденции в режиме питания школьников медико-биологических классов - достоверное увеличение юношей, которые завтракают в школе, снижение числа школьников, которые обедают дома каждый день. Девушки, как правило, обедают дома только 1-2 дня в неделю, а 7,4% юношей никогда не обедают дома.
Исследование качественной характеристики рациона питания по результатам проведенного опроса старшеклассников не выявило значимых различий изученных показателей у школьников медико-биологических и общеобразовательных классов.
Необходимо отметить, что значительная часть девушек и юношей не употребляют в пищу молочные продукты, богатые белком, аминокислотами, кальцием и витаминами, что может отрицательно сказаться на формировании растущего организма. У большинства учащихся в ежедневный рацион входит «фастфуд», к которому относят чипсы, картофель-фри, бутерброды, сосиски, и сладкие газированные напитки, что может неблагоприятно отразиться на здоровье подростков.
Вместе с тем выявлены достоверные различия в ассортименте продуктов, употребляемых девушками и юношами обоих типов классов, т.е. установлена гендерная зависимость рациона питания школьников. Девушки регулярно и умеренно употребляют кофе, среди мальчиков есть индивидуумы, которые пьют кофе чаще 1 раза в день или вовсе его не пьют. Фрукты и овощи употребляют и девушки и юноши, хотя юноши едят овощи реже. Хлеб и мясо предпочитают в большей мере юноши, рыбу едят все школьники 1-2 раза в неделю. Регулярно творог едят девушки, молоко пьют и юноши и девушки, хотя юноши реже. Газированные напитки пьют достаточно часто и девушки и юноши, конфеты и шоколад преимущественно предпочитают девушки, а «фастфуд» в большей мере – юноши.
Полученные данные необходимо учитывать при организации питания в школе, а также при разработке рекомендаций по профилактике заболеваний ЖКТ, ожирения и др. у старшеклассников.

Список литературы

1. Конь И.Я., Тутельян А.К., Углицких А.К., Волкова Л.Ю. Рациональное питание российских школьников: проблемы и пути их преодоления.// Здоровье населения и среда обитания, 2008.- №7(184). – С.4-5.
2. Куликова Н.В., Самолюк Н.Г., Федотов А.С., Кротенко Н.М. Рационализация питания школьников разных возрастных групп.//Гигиена и санитария, 2013. – №2. – С. 52-55.
3. Онищенко Г.Г. О реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях// Здоровье населения и среда обитания, 2009. – №9 (198). – С.4-5.