Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ТАНСПОРТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ЦЕНУ ЭКСПОРТИРУЕМОЙ УГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Авторы:
Город:
Прокопьевск
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2016г.

Аннотация

Рассмотрены величина и влияние транспортной составляющей в цене угольной продукции на примере ООО «ОФ «Прокопьевскуголь» (Кузнецкий угольный бассейн)

 

Annotation

Considered the magnitude and impact of the transport component in the price of coal production on the example of LLC PF "Prokopievskugol (Kuznetsk coal basin)

Одним из элементов цены товара является ее транспортная составляющая. Для разных товаров она варьируется в очень широком диапазоне, в различной степени увеличивает цену, снижая конкурентоспособность товара и эффективность его производства.

В связи с этим организация перевозок, планирование транспортных потоков и снижение доля транспортной составляющей в цене товара − важнейшая задача в работе службы сбыта предприятий.

Специфика транспортировки одного из базовых продуктов производства всей экономики страны и мира в целом − угля определяется местонахождением угольных разрезов и шахт. Большинство угледобывающих предприятий расположено в угленосных регионах внутри страны, в то время как внутренние потребители угольной продукции располагаются на расстоянии сотен километров от них. Конъюнктура на внешних рынках для российского угля в последние годы оказалась особенно хорошей, не в последнюю очередь, благодаря транспорту: из-за возросшей стоимости морского фрахта во всем мире поставки из России стали более выгодны и надежны для потребителей, чем из Австралии и Индонезии. Однако прежде чем продать уголь, его нужно доставить за тысячи километров от места добычи. Выбор порта отправления во многом определяется географическим положением конечного покупателя: в Европу удобнее отправлять товары из портов Северо- Запада, а в страны Азиатско-Тихоокеанского региона − из портов Дальнего Востоке, которые располагаются на расстоянии тысяч километров от угольных бассейнов.

Железнодорожный транспорт остается и останется в будущем безальтернативным средством доставки угля по материку. Конечно, летом уголь перевозится еще и речным транспортом, однако его возможности не могут снять основной нагрузки с железной дороги.

В транспортную составляющую цену угля входят: стоимость железнодорожных тарифов по всему расстоянию пути следования, вознаграждение экспедиторам, оплата компаниям-операторам за предоставление вагонов к перевозке.

В среднем, по данным Федеральной службы по тарифам России (ФСТ) в Красноярском крае и Кемеровской области, главных угленосных регионах, доля тарифа на транспортировку по железной дороге в конечной стоимости угля сегодня достигает 60 % цены угля в зависимости от направления и расстояния перевозки. Около 50 % занимают железнодорожные тарифы, 5-10% − перевалка в порту. Рассмотрим долю транспортной составляющей в цене угольной продукции на примере ООО «ОФ «Прокопьевскуголь» ХК «СДС- уголь» (Кузнецкий угольный бассейн). ОФ «Прокопьевскуголь» осуществляет отгрузку угольного концентрата на экспорт в  Великобританию и Турцию. Станциями назначения  транспортирования угля по железной дороге являются «Рига-Краста» и «Заречная» соответственно (Рисунок 1) 

Цена товара и состав затрат, ее формирующих, зависит от направления и условий поставки товара на экспорт. В данном случае транспортная составляющая цены при экспорте в Великобританию состоит из: стоимости железнодорожного тарифа по территории РФ и Белоруссии, вознаграждении экспедиторам по территории РФ и Белоруссии, оплаты услуги компании оператору ГК «Новотранс» за предоставление вагонов к перевозке; транспортная составляющая при экспорте в Турцию состоит из: стоимости железнодорожного тарифа по территории РФ и Украины, вознаграждении экспедиторам по территории РФ и Украины, оплаты услуги компании оператору ГК «Новотранс» за предоставление вагонов к перевозке. Динамика величины транспортной составляющей в цене угольного концентрата, производимого и отгружаемого ООО «ОФ «Прокопьевскуголь», (в %) представлена в Табл.1.


Таблица 1 Транспортная составляющая в цене угольного концентрата, производимого и отгружаемого ООО «ОФ «Прокопьевскуголь» за 2012-2014 годы (в %).


* -без учета перевалки в порту

  

Увеличение доли транспортной составляющей в цене угля в 2014 году обусловлено снижением цены угля на рынке. С начала текущего года цены на мировом рынке угля достигли трехлетнего минимума. Цена на энергетический уголь в настоящее время составляет $80 за тонну, в то время как в январе 2012 года цена составляла $116 [1].

Таким образом, снижение затрат на перевозку, грамотно выстроенная логистика перевозок, приводящая к получению максимальной прибыли за счет стремления к минимизации транспортной составляющей на каждую тонну условного топлива − один из главных факторов успеха угольного бизнеса. Основными направлениями деятельности угольных компаний и предприятий для снижения доли транспортной составляющей в цене угольной продукции являются:

− снижение стоимости железнодорожного тарифа по всему расстоянию пути следования;

− снижение величины вознаграждения экспедиторам и оплаты компаниям-операторам за предоставление вагонов к перевозке;

− повышение качества отгружаемой продукции: снижение показателей зольности и влажности угля.

Снижение стоимости железнодорожного тарифа маловероятно в связи с тем, что ОАО «РЖД» является монополистом в услугах по оказанию перевозок. Снижение величины вознаграждения экспедиторам и оплаты компаниям-операторам возможно, но так как в структуре цены она незначительна, то эффект от реализации этого направления будет малозаметен. Следовательно, основным направлением деятельности по снижению транспортной составляющей в цене тонны условного топлива является повышение качества отгружаемой продукции.



Список литературы

1.     Чурашев В. Путь угля / В. Чурашев, В. Маркова // Эксперт Сибирь. – 2014. - №22 (377).