Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНЗИТНО-ТРАНСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2018г.

Аннотация. В статье исследованы сущность и значение транзитного потенциала Республики Казахстан, представлено состояние транспортного комплекса страны, приведены предпосылки использования транзитного потенциала, представлены крупные проекты, выполняемые для повышения эффективности транзита, рассмотрены тенденции развития железнодорожного транспорта, основные направления совершенствования транспорт-но-логистической инфрастуктуры.

Ключевые слова: социально-экономическая модернизация, транспортный транзит, транспортно- логистическая система, логистическая инфраструктура 

Географическое расположение Республики Казахстан обуславливает ее значение в плане обеспечения транзитных грузопотоков, что требует оптимизации технологии перевозки грузов. Одним из наиболее эффективных способов доставки грузов в международном сообщении является развитие контейнерных перевозок.

Мировая практика показывает, что низкие объемы торговли являются результатом высоких издержек при ведении торговых операций, среди них существенный процент занимают транспортные расходы, процедура оформления документов, пересечение границ, состояние инфраструктуры и организации перевозок. Все это в понятии торговли является издержками логистики. Опыт успешных моделей развития ряда развитых европейских стран показывает, что развитие транзита приносит значимый доходв их бюджет. Например, в Голландии, являющейся транзитным перекрестком Европы, доход от транзита составляет до 40% от общего объема экспортных услуг.

Существенным условием для развития транзита в Казахстане является увеличение грузооборота между Европой и Китаем, который в настоящее время развивает транспортную стратегию «Большой скачок». Программа предусматривает развитие западных регионов Китая, а также транспортной инфраструктуры, в том числе ввод новых железнодорожных веток к свободной экономической зоне «Хоргос».

В обеспечении конкурентоспособности транзитных услуг мировой тенденцией является переход на контейнеризацию перевозок грузов. На нижеприведенных рисунках 1-3 представлена динамика контейнеропотока, перевозимого через Республику Казахстан в разных направлениях.



Как видно из диаграмм, наблюдается тенденция к росту объема перевозок контейнеров. Вследствие этого возникает потребность в развитии транспортно-логистических услуг, соответственно реализации различных проектов для совершенствования транспортной инфраструктуры.

Транспортной стратегией Казахстана предусмотрена реализация к 2020г увеличение объема транзита в сравнении с 2010г вдвое, что фактически обеспечивает ему роль «транзитного ХАБа» как части Трансазиатской железнодорожной магистрали




В таблице 1 представлены крупные проекты, выполняемые для увеличения эффективности транзита через территорию Казахстана[1]


Таблица 1 – Логистические проекты с использованием внутренней ивнешней инфраструктуры для развития транзитного потенциала РК

Наименование проекта

Срок

выполнения

Характеристика и содержание проекта

Строительство ж/д линии

Хоргос–Жетыген

2011г

Протяженность линии -293 км;

стоимость – $941,9 млн.

прогнозный объем перевозок к 2020 г 7 млн. т.

Строительство ж/д линии

Узень-Горган

2011г

Протяженность линии – 929 км.

стоимость – $398,6 млн.

Объем перевозок к 2020 г 7 млн.т.

Строительство

автомобильной          магистрали

«Западная Европа – Западный Китай»

2015 г

Протяженность линии- 2787 км

Стоимость - $5 600,1 млн.

Строительство ж/д линии

Жезказган-Бейнеу

2016г

Протяженность линии – 988 км.

стоимость - $2 209,4 млн.

Прогноз транзита из Китая в Европу к 2020 г составит 7 млн. т. (700 тыс. ДФЭ)

Распределение на Актау 5 млн. т

Расширение     морского     порта

Актау в северном направлении

2016г

Основные объекты строительства:

- 3 грузовых причала (520 м.)

-   Зерновой терминал (60 000 т.)

- Контейнерная площадка (30 000 т.) стоимость – $125 млн

Прогнозный объем перевалки в 2020 г.– 16,5 млн.т.

Строительство       ж/д       линии

«Боржакты-Ерсай» и паромного комплекса в п. Курык

2016г

Железнодорожная линия «Боржакты – Ерсай»,

протяженностью

13,9 км. Прогнозный грузопоток: 8 млн. тонн к 2018 году

Создание        и        комплексное

развитие      СЭЗ      «Хоргос      – Восточные ворота»

2020г

Проект направлен на создание современной

инфраструктуры для производства и продвижения экспорта товаров, привлечения дополнительного транзитного грузопотока

Стоимость– $3 531,8 млн.

-     Планируемый объем грузопотока к 2020 году:

-     ж/д транспортом – 7 млн.тонн,автотранспортом -

1,5 млн. тонн.

«Достык – Зеленый Коридор»

2016г

Инженерно-технические             мероприятия             по

увеличению  пропускной     способности        станции Достыкиприлегающих участков

Результаты проекта:

·         рост доходов от транзита;

·         внедрение  наилучшей  практики  прохождения грузов;

·         клиентоориентрованность                   транспортно- логистической системы РК.

Строительство     терминала     в

порту Ляньюньган (КНР)

2014г

Проект направлен на повышение экспортного и

транзитного

потенциала Казахстана через порт на рынки Китая и стран Юго-

Восточной Азии Характеристики терминала:

- открытая контейнерная площадка 83 000 м2;

- открытая площадка для хранения навалочных грузов 117 000 м2;

-   единовременное хранение 10 566 ДФЭ;

- крытый склад для хранения навалочных грузов 11 000 м2 ;

-   офисное здание, 3 этажа, 2 000 м2;

- погрузочно-разгрузочная техника: 2 портальных RTG и 2 RMG кранов;

- ж.д. ветка 3,8 км с примыканием к портовой станции;

-   установка информационной системы управления

 

Реализация проекта «Достык – Зеленый Коридор» включает проведение инженерно-технических работ по совершенствованию пограничной станции Достык, в том числе строительство перегрузочного места для крупнотоннажных контейнеров, строительство выставочных путей к перегрузочным местам 2, 4, строительство парка «Е» по колее 1435мм., а также мероприятий по увеличению пропускной способности прилегающих железнодорожных участков Актогай-Достык,Алматы-Актогай, Мойынты-Актогай.Также в рамках проекта предусмотрено внедрение системы предварительного декларирования, исключение процедуры досмотра транзитных грузов, использование железнодорожных накладных (СМГС, ЦИМ/СМГС) в качестве таможенных деклараций, что приводит к существенному повышению качества таможенно- брокерских услуг.

Создание хаба в Хоргосе является одним из инструментов концепции развития транспортно- логистической системы и предусматривает создание единого транспортно-логистического оператора для обеспечения необходимого уровня координации управления, формирования целостности и интеграции мультимодальных услуг, а также реализации принципа «одного окна».

Строительство контейнерного терминала в порту Ляньюньган в Китае имеет большое геостратегическое значение. На сегодняшний день порт, являясь одним из крупнейших портов мирового значения, способствует интеграции Казахстана вмеждународныетранспортно-логистические цепочки. Ввод в эксплуатацию казахстанско-китайского терминала способствует выполнению задачи обеспечения концентрации грузов из стран Юго-Восточной Азии в направлении Центральной Азии, Казахстана, России и Евросоюза. При этом за 2016г в терминале обработано 84 тыс. контейнеров в 20-тонном эквиваленте, хранение грузов составило 360 тыс. тонн. В перспективе ожидается, что к 2020 году терминал обеспечит обработку свыше 550 тыс. контейнеров в год. В настоящее время планируется строительство логистической зоны для стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Реализация масштабного проекта Западная Европа-Западный Китай обеспечит грузоперевозки в следующих направлениях Китай- Центральная Азия, Китай - Казахстан, Китай - Россия - Западная Европа. Протяженность транспортно коридора по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород— Казань— Оренбург— Актобе— Кызылорда— Шымкент— Тараз— Кордай— Алматы— Хоргос— Урумчи— Ланьчжоу— Чжэнчжоу— Ляньюньган составляет 8445км, из них по территории КНР – 3425км, РК – 2787, РФ – 2233км [2]




Сравнение с альтернативными вариантами доставки (автодорожный Транссиб, морской через Суэцкий канал) показывает, что преимуществом данного маршрута является его протяженность и наименьшее время нахождения в пути (10 суток). Инфраструктура данного коридора обеспечит высокое качество транспортно-логистических услуг за счет интеграции в транспортно-логистическую цепь поставок грузов. Технические характеристики дорог позволят ехать со скоростью 80км/ч (альтернативная средняя скорость составляет 30км/ч), предусматривается обеспечение системой спутниковой навигации, возможность слежения за грузами на всей протяженности маршрута[3].

В систему транзитного коридора включены международные транспортно-логистические центры на территории Алматинской области в особой экономической зоне Хоргос и г. Алматы, в г. Актобе, в Таскалинском районе Западно-Казахстанской области и в г.Шымкент Южно-Казахстанской области, а также региональные транспортно-логистические центры в населенных пунктах и городах Алматы, Тараз,Шу, Шымкент, Туркестан, Кызылорда, Байконур, Аральск, Карабутак, Актобе, Уральск.

В настоящее время наблюдается отставание конкурентных позиций страны по сравнению с соседними странами в первую очередь из-за неудовлетворительногосостояния транспортной инфраструктуры, обусловленное замедленным процессом ее обновления, отсутствием инвестиций в модернизацию технического оснащения дорог и транспортных узлов.

Для учета особенностей и выбора правильного направления в развитии и совершенствования транспортно-логистической системы РК и транзитного потенциала, представлен SWOT - анализ транзитного потенциала АО «НК КТЖ».

Таблица 2 - SWOT - анализ транзитного потенциала АО «НК КТЖ»

 

Сильные стороны:

Слабые стороны:

§Выгодное географическое положение на

ключевых транзитных маршрутах

§Наличие необходимых производственных мощностей для оказания услуг магистральной железнодорожной сети

§Высокие текущие цены на ж/д транзит, что приводит

к текущей низкой доли международного транзита направляемого через РК

§Наличие узких мест в инфраструктуре

§Не достаточный уровень координации и вовлеченности стран, лежащих вдоль целевых транзитных маршрутов

§Ранняя стадия развития функции продаж в Китае и ЕС

Возможности:

Угрозы:

§Рост через РК транзитного грузопотока

Китай-Европа    и в    других    направлениях

§Выстраивание сильной функции продаж в Китае и ЕС для обеспечения и контроля за объемом транзита через РК

§Неспособность договориться со странами, лежащими

на целевых транзитных маршрутах о необходимом размере снижения ж/д тарифа для получения достаточного уровня транзита

§Низкий уровень цен на транспортировку контейнеров морским путям

§Отсутствие спроса на транзитный маршрут со стороны крупных экспедиторов из-за текущих контрактных отношений с морскими перевозчиками

 

Данный анализ выявляет сильные и слабые стороны для дальнейшего развития транзитной политики и способствует формированию транзитного потенциала страны.

В целях реализации транзитной политики принимаются следующие меры[4]:

- содействие решению вопросов развития транзитных перевозок на международном уровне;

-   развитие логистической инфраструктуры транзитных коридоров;

-    повышение технического оснащения и предоставления сервисных услуг     до уровня мировых стандартов;

-   обеспечение безопасного следования транзитных грузов через территорию Республики Казахстан;

-   применение современных систем связи и программного обеспечения;

-    создание благоприятных условий для привлечения отечественных ииностранных инвестиций в развитие инфраструктуры.

Таким образом, в современных условиях глобализации рынка, усиления конкуренции в рамках единого экономического пространства, ожесточающейся конкуренции со стороны альтернативных маршрутов, усложнения цепочек поставок – развитие и повышение конкурентоспособности транспортно- логистической системы страны является жизненной необходимостью.

 

Список литературы

 

1.             Послание Президента РК «Новая экономическая политика «Нурлыжол» — путь в будущее»// [ЭР]. Режим доступа: Kazpravda.kz

2. Повышение конкурентоспособности транзитного потенциала Республики Казахстан в условиях глобализации мировой экономики. Е.С. Искалиев, ОТЛК, Астана – 2015г.

3. Транспортной инфраструктуре - новое качество. Режим доступа: www.zakon.kz/4589110-k-2020-godu-tranzitnye-perevozki-cherez.html

4. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше. Отраслевой обзор. 2009г