Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 декабря 2017г.

Аннотация: В статье приводятся результаты исследования, выполненного в целях проектирования компьютерной обучающей системы (КОС) поддержки изучения курсов по выбору (ПИКВ) в рамках образовательной программы по направлению подготовки 09.04.02 «Информационные системы и технологии», реализуемой в Московском городском педагогическом университете.

Ключевые слова: функциональная модель, компьютерная обучающая система, курсы по выбору, профессиональные компетенции.

Под КОС мы понимаем специально разработанные программные модули, которые применяются в образовательном    процессе     и     предназначенные    для     управления     познавательной    деятельностью обучающегося, формирования и совершенствования его профессиональных компетенций [1].

В поисках новой организации современного высшего образования ведущим принципом реализации любой образовательной и учебной программы в условиях выбора принято самоопределение студента. Обусловлено это тем, что профессиональная подготовка будущего специалиста в рамках предлагаемой концепции рассматривается как процесс становления субъекта обучения и научно-исследовательской деятельности, общения и профессионально-личностного саморазвития [2]:

• как в настоящем — в отношении себя и своей образовательной деятельности в вузе;

• так и в будущем — на этапе выбора образа жизни после окончания образовательной организации высшего образования и карьерного роста в определенной сфере профессиональной деятельности.

Обновляющаяся система высшего образования (ВО) в рамках реализации ФГОС ВО 3++ поставила перед профессорско-преподавательским составом ряда новых задач, связанных с организацией процесса обучения по учебным дисциплинам в условиях выбора, а также его учебно-методическим обеспечением и педагогическим сопровождением студентов. Преподаватели образовательных организаций высшего образования должны знать и понимать специфику выбора, владеть методами и технологиями регулирования процессов выбора образовательного  маршрута, выбора способов освоения учебной программы, выбора форм педагогического взаимодействия через разные виды и способы коммуникации со студентами до начала учебных занятий и непосредственно в учебном процессе, организуя его педагогическое сопровождение. Отсюда важность понимания механизма включения студентов в ситуацию выбора и специфики технологий выбора в процессе педагогического сопровождения студентов [3].

В целях решения одного из аспектов проблемы авторами было выполнено проектирование КОС ПИКВ (на примере кафедры прикладной информатики ГАОУ ВО МГПУ, осуществляющей образовательную деятельность по направлению подготовки 09.04.02 «Информационные системы и технологии»).

Контекстная диаграмма верхнего уровня, отражающая деятельность педагогических работников кафедры прикладной информатики по поддержки процесса обучения курсам по выбору в ИМИиЕН ГАОУ ВО МГПУ, показана на рисунке 1.

Для построения модели использовалось инструментальное средство CA ERwin Process Modeler (BPwin) фирмы Computer Associates [4].

Детализирующая контекстная диаграмма уровня А0 представлена на рисунке 2.



 
Основными процессами, которые описывают деятельность педагогических работников кафедры «Прикладной информатики» по поддержке процесса обучения курсам по выбору являются:

·       разработать перечень несформированных компетенций;

·       сформировать траекторию изучения курсов по выбору (КВ);

·       разработать учебно-методические комплексы (УМК) курсов по выбору;

·       провести обучение обучающихся курсам по выбору;

·       сформировать отчет о результатах освоения дисциплин по выбору.

Далее  была  разработана  диаграмма  описания  последовательности  этапов  работ  процесса «Разработать перечень несформированных компетенций». Диаграмма декомпозиции была разработана в соответствии со стандартом IDEF3 [5], она представлена на рисунке 3.





Сначала проводится анкетирование обучающихся, это позволит определить способности, склонности и ценности, которые были приобретены благодаря предшествующему обучению. Далее заполненная анкета анализируется. Затем начинается непосредственно сам процесс разработки перечня несформированных компетенций: получить результат анкетирования; пройти диагностическое тестирование, которое позволит выявить уровень обучающихся; сравнить полученные ответы с эталонными значениями; сформировать диагностическую карту обучающихся. В соответствии с образовательной программой ВО по НП 09.04.02 формируется множество компетенций: универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК). Потом выбирается перечень несформированных компетенций у обучающегося по данным диагностики (по данным индивидуальной диагностической карты). Далее предоставляется перечень несформированных ОПК и ПК обучающему.

Затем  была  разработана  диаграмма  описания  последовательности  этапов  работ  процесса «Сформировать траекторию изучения КВ» (рис. 4).


Первая процедура, которая здесь выполняется – это выбор перечня «интересных» компетенций. В соответствии с матрицей соответствия компетенций и составных частей ОП определяется перечень дисциплин, обеспечивающих «интересные» компетенции. Следующим этапом определяется порядок изучения дисциплин для формирования «интересных» компетенций, с учетом структурно-логической схемой изучения дисциплин учебного плана по направлению подготовки 09.04.02. Далее подбирается перечень курсов по выбору, рекомендованных для изучения и проверяется правильность формирования последовательности отобранных КВ, а также выводится сообщение о невозможности формирования траектории.

Затем формируются последовательности отобранных КВ. На завершающем этапе выполняется процедура предоставления индивидуальной траектории изучения КВ по учебным дисциплинам (заведующему кафедрой).

На рисунке 5 представлена диаграмма описания последовательности этапов работ процесса «Разработать УМК курсов по выбору».


На первом шаге начинается процесс разработки структуры учебно-методического комплекса для проведения учебных занятий КВ (с учетом индивидуальной траекторией изучения КВ, шаблона методических разработок по выдам занятий, рабочих программ учебных дисциплин по выбору, учебно- методической литературы, а также электронных ресурсов). На следующем шаге начинается сам процесс разработки УМК КВ, который состоит из таких этапов, как: создать методическую разработку для чтения лекций, создать методическую разработку для проведения практического занятия (ПЗ), создать методическую разработку для проведения лабораторной работы (ЛР), создать методическую разработку для проведения самостоятельно работы под руководством преподавателя (СР) и создать методическую разработку для проведения промежуточного и итогового тестирования. На заключительном шаге формируется комплект методических разработок, который позволяет предоставить УМК для проведения учебных занятий КВ.

Следующей диаграммой, которая была разработана в рамках проектирования КОС ПИКВ, является диаграмма описания последовательности этапов работ процесса «Провести обучение обучающихся курсам по выбору». Она представлена на рисунке 6. На первом этапе определяется содержание дисциплин по выбору. Далее проводится лекционное занятие, показывающее результаты посещения и работы на лекции; проводится практическое занятие, показывающее результаты выполнения ПЗ; проводится лабораторная работа, показывающая результаты выполнения ЛР; проверяется выполнение самостоятельной работы у обучающихся, показывающее результаты выполнения СР; проводится промежуточное тестирование уровня знаний обучающихся, показывающее результаты промежуточного тестирования. На следующем этапе формируются результаты освоения учебной дисциплины по выбору и обучающиеся проходят итоговое тестирование КВ. На завершающем этапе принимается комплексный экзамен по учебному модулю, который генерирует результаты обучения.

На  рисунке 7  изображена  диаграмма  описания  последовательности  этапов  работ  процесса «Сформировать отчет о результатах освоения КВ».


Данный процесс начинает выполняться, когда получены результаты обучения. Сначала осуществляется прием данных о результатах обучения. Далее формируется запрос на выборку данных о результатах обучения, устанавливается вид и параметры отчета, формируется искомый набор данных о результатах обучения, а также подготавливается сам отчет.

Таким образом, разработанная модель явилась основой для формулирования функциональных требований, предъявляемых к КОС ПИКВ по направлению подготовки 09.04.02, реализуемого на кафедре прикладной информатики в ИМИиЕН ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».

 

Список литературы

 

1. Ромашкова О.Н., Ермакова Т.Н. Повышение эффективности управления информационными потоками в образовательном комплексе // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. 2016. № 57. С. 82-87.

2.          Ромашкова О.Н., Ермакова Т.Н. Алгоритм работы с модулем «учебная деятельность» управленческой информационной системы для образовательного комплекса // В сборнике: Исследование различных направлений современной науки VIII Международная научно- практическая конференция. 2016. С. 917-924.

3.    Федин Ф.О., Морозова Т.В., Павличева Е.Н. Модель информационно-аналитической системы обработки данных малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2015. № 1 (31). С. 20-25.

4. Федин Ф.О. Возможности аналитических модулей в информационных системах образовательных учреждений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2013. № 1. С. 119.

5. Prokhorov E.I., Ponomareva L.A., Permyakov E.A., Kumskov M.I. Fuzzy classification and fast r ules for refusal in the QSAR problem // Pattern Recognition and Image Analysis (Advances in Mathematical Theory and Applications). 2011. Т. 21. № 3. С. 542-544.