Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЕКАНАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РАЗРАБОТКОЙ МОДУЛЯ «ПРАКТИКИ»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 декабря 2017г.

Аннотация: обоснована актуальность исследования, а также сформулированы основные проблемы процесса организации эффективного учета и контроля проведения практик среди обучающихся. Разработана функциональная модель деятельности сотрудников деканата инженерного факультета АГЗ МЧС России по организации и проведению различных видов практик с обучающимися. Разработана модель базы данных, обеспечивающая работу программного модуля.

Ключевые слова: практика, образовательная организация, функциональная модель, база данных, информационная система.

Одной из проблем современной образовательной организации высшего образования является организация эффективного учета и контроля проведения практик среди обучающихся. Большое количество мест проведения практик и множество отрабатываемых установочных и отчетных документов с одной стороны, и разнообразие видов и продолжительности практик для обучающихся с другой стороны, требует формирования новых подходов к организации автоматизированного учета процессов организации и контроля проведения практик в вузе [1].

Практика обучающихся в образовательных организациях высшего образования (ОО ВО) является составной частью основной образовательной программы высшего образования. Основными видами практики обучающихся ОО ВО являются: учебная и производственная, включая преддипломную практику. Решение должностными лицами ОО ВО задач по организации и контролю проведения практик происходит по схеме, представленной на рис. 1.


Основным сотрудником в учебной части инженерного факультета (ИФ), отвечающим за проведение практик студентов, является заведующий учебно-консультационным пунктом (УКП). Учебный отдел предоставляет руководящие документы заведующему УКП. Он дает указание документоведу факультета на разработку проекта приказа (ПП). Тот, в свою очередь, делает запрос документов для подготовки ПП у методиста факультета и взаимодействует с организацией, предоставляющей место проведения практики, для оформления заявки на пропуск и определения списка мест прохождения практики. Так же документоведу поступает федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки (ФГОС ВО 3++ по НП) и образовательная программа от методического отдела. Обучающийся должен предоставить паспортные данные документоведу для заключения договора с организацией. От выпускающей кафедры ИФ методисту поступает программа практики, фонд оценочных средств (ФОС) по практике и список ответственных за проведение практики. Затем заведующий учебным кабинетом собирает с обучающихся заполненные журналы прохождения практики и отзывы руководителей практики, от методиста получает документы для составления отчета прохождения практики и готовый отчет предоставляет заведующему УКП, который на основе данного отчета составляет отчет проведения практики и передает его в учебный отдел. Так же итогом процесса проведения практики является оценочная ведомость, которая предоставляется учебному отделу заведующим учебным кабинетом.

В настоящее время все процессы, связанные с организацией и контролем проведения практик с обучающимися инженерного факультета не автоматизированы.

Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что в УКП и выпускающих кафедрах ИФ АГЗ МЧС России задача автоматизированного учета и контроля проведения практики обучающихся полностью не решена. Сотрудники УКП и кафедр вынуждены тратить много времени на поиск необходимой оперативной информации о местах и результатах прохождения практик, ее обработку и консолидацию, что значительно снижает эффективность их работы [2].

Целью работы является разработка проекта информационной системы (ИС) учета и контроля проведения практик среди обучающихся на примере инженерного факультета АГЗ МЧС России.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: проведено исследование ИФ АГЗ МЧС России в части решения задачи учета и контроля проведения практик; разработана модель существующих процессов по учету и контролю проведения практик; сформулированы требования к разрабатываемой ИС учета и контроля проведения практик; проведен анализ существующих ИС, решающих задачи автоматизированного учета практик; разработана функциональная модель деятельности должностных лиц по учету и контролю проведения практик; разработан проект базы данных ИС учета и контроля проведения практик. Далее приведены основные результаты проектирования ИС.

Функциональная модель деятельности должностных лиц по учету и контролю проведения практик была разработана в среде инструментального средства CA ERWin Process Modeler с использованием стандартных нотаций IDEF0 и IDEF3 [3].

На рис. 2 представлена контекстная диаграмма верхнего уровня, отражающая деятельность сотрудников подразделений АГЗ МЧС России по организации и проведению практик обучающихся.


Данная диаграмма отражает перечень входных документов и информационных потоков, а также руководящих документов, регламентирующих работу должностных лиц инженерного факультета по организации и контролю проведения практик. Перечень формируемых в результате выходных документов и отчетов показаны справа в виде выходящих из прямоугольного блока стрелок (интерфейсных дуг).

Декомпозиция этой диаграммы была выполнена в соответствии со стандартом IDEF0 и включила в себя следующие подсистемы:

«Подготовить проект приказа на проведение практики»;

«Разработать документы для организации проведения практики»;

«Провести практику обучающихся»;

«Оценить качество прохождения практики обучающимися»;

«Сформировать отчеты по результатам прохождения практики».

Для связи указанных подсистем использовались внутренние интерфейсные дуги (стрелки): «Проект приказа на проведения практики», «Индивидуальное задание на практику», «Журнал отчета по практике», «Отзыв руководителя», «Отчет ответственного за практику», а также «Оценочная ведомость».

Контекстная диаграмма блока «Деятельность сотрудников подразделений АГЗ МЧС России по организации и проведению практики обучающихся» (уровня А0) показана на рис. 3.





Аналогичным образом были разработаны диаграммы декомпозиции каждого из представленных на рис. 3 прямоугольных блоков (работ).

На рис 4. представлена декомпозиция центрального блока «Провести практику обучающихся», выполненная в соответствии со стандартом IDEF3.

Разработанная модель явилась основой для разработки модели базы данных ИС учета и контроля проведения практик. Данная модель была разработана в среде инструментального средства CA ERWin Data Modeler в стандартной нотации IDEF1X [4]. На рис 5. представлена полная атрибутивная модель базы данных разрабатываемой ИС.

Разработанные модели лягут в основу создания прототипа ИС, автоматизирующей процесс учета и контроля за проведением практик с обучающимися инженерного факультета АГЗ МЧС России.


Список литературы

 

1.       Ромашкова О.Н., Ермакова Т.Н. Повышение эффективности управления информационными потоками в образовательном комплексе // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. 2016. № 57. С. 82-87.

2.   Ромашкова  О.Н.,  Ермакова  Т.Н.  Алгоритм  работы  с   модулем  «учебная  деятельность» управленческой информационной системы для образовательного комплекса // В сборнике: Исследование различных направлений современной науки VIII Международная научно- практическая конференция. 2016. С. 917-924.

3.       Prokhorov E.I., Ponomareva L.A., Permyakov E.A., Kumskov M.I. Fuzzy classification and fast rules for refusal in the QSAR problem // Pattern Recognition and Image Analysis (Advances in Mathematical Theory and Applications). 2011. Т. 21. № 3. С. 542-544.

4.       Федин Ф.О. Возможности аналитических модулей в информационных системах образовательных учреждений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2013. № 1. С. 119.