Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ РЕСУРС КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Сыктывкар
ВУЗ:
Дата:
05 марта 2016г.

Электронное правительство (ЭП) не просто новомодное веяние времени, а качественно новый способ организации взаимодействия ключевых субъектов экономики любой страны, таких как государство (а точнее государственный аппарат управления), бизнесы и гражданин. Соответственно в концепции ЭП выделяются составные части, основанные на взаимодействии вышеуказанных субъектов: G2G, также включающая в себя G2E (Государство-Служащему), G2B, G2C, содержащая G2N (Государство-Общественной организации) [6].

Для выполнения оптимизации процессов кооперации субъектов – ЭП должно выполнять целый ряд задач:

·   предоставление государством информации различных уровней;

· оказание ряда государственных услуг в электронном виде;

· ориентированность на участие граждан и бизнеса в жизни государства;

·   повышение эффективности взаимодействия между различными государственными органами вне зависимости от их уровня и принадлежности к одной из ветвей власти;

· повышение качества планирования, а также оперативности и результативности управления;

· возможность работы с ЭП других государств.

ЭП предполагает перенесение взаимодействия Государства и остальных субъектов в виртуальную среду. Вместо прямого, но ресурсозатратного и разрозненного сообщения предлагается добавить виртуальную площадку, которая одновременно являлась бы и самостоятельны объектом и способом сообщения. Главные преимущества такого изменения заключаются в значительном уменьшении затраченных ресурсов, таких как финансы, время, усилия, а также искоренении бюрократизма и коррупции.

Создание ЭП в Российской Федерации (РФ) проходит в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), и долгосрочной целевой программой «Информационное общество», рассчитанной до 2020 года. По результатам анализа в 2008, выяснилось, что мероприятия, проводимые в рамках программы «Электронная Россия», оказались направлены на решение, в основном, узкоспециализированных технологических задач [5]. Значительными итогами программы можно считать создание единого портала государственных услуг и порталов государственных органов, системы межведомственного взаимодействия, государственной автоматизированной системы управления и поддерживающей их инфраструктуры. Принятая в октябре 2010 года программа «Информационное общество» в рамках подпрограммы «Информационное государство» должна была решить оставшиеся задачи и минимизировать отставание по внедрению ЭП. Несмотря на улучшение бюджетирования по сравнению с «Электронной Россией» и успехи реализации в первые годы, на настоящий момент не наблюдается устойчивой положительной динамики в области развития ЭП. В рейтинге стран мира по развитости ЭП РФ не изменила своего положения и продолжает занимать 27 место, а по показателям госпрограммы на 2016 год РФ планировалось войти в первую десятку [2, 7].

Со стороны пользователя-гражданина заметен целый ряд проблем, существенно затрудняющий использование имеющихся ресурсов.

1.    Недоступность информации. Поиск необходимой информации осложнен тем, что система порталов государственных органов представляет собой в большей степени разрозненную совокупность. Особенно это неудобно для тех, кто плохо ориентируются в структуре органов власти и не имеют четкого представления о сферах их деятельности. Более того, достаточно часто информация, размещенная на порталах, не является актуальной, т.е. не соответствует действительности. Изменения в действующем законодательстве столь сложно отследить, что организации предпочитают приобретать справочно-правовые системы, чтобы иметь актуальную правовую информацию.

2.   Часть услуг не существует в электронном виде. Услуги на портале государственных услуг предоставляет только исполнительная ветвь власти, для обращения к другим ветвям необходимо переходить на сторонние ресурсы.

3.    Отсутствие участия в жизни государства. Единственным инструментом электронного волеизъявления является портал «Российская общественная инициатива», относительно правдивости подсчета голосов на котором ранее уже возникали сомнения [4]. Также стоит отметить, что за весь период существования портала было принято всего 19 решений в пользу исполнения инициатив, но дальнейшее их исполнение не отслеживается [3].

Для решения описанных проблем могло бы быть целесообразным создание интегрированного ресурса, интегрирующего уже имеющиеся элементы ЭП (например, опираясь на опыт Великобритании) [1]. Упрощенная схема такого возможного ресурса представлена на Рисунок 1.

В основе предлагаемого ресурса лежит принцип «одного окна», когда пользователю нет необходимости переходить на сторонние ресурсы, все его потребности удовлетворяются в рамках одного портала. Такой портал можно условно поделить на две большие части – общедоступные ресурсы, открытые для неавторизованных «гостей» и пользовательская часть, возможности которой становятся доступны после регистрации и авторизации на портале.

В состав общедоступных ресурсов входят:

· Поиск по всем разделам и интегрированным порталам.

· Карта порталов государственных органов.

·   Раздел «Законодательство», состоящий из законодательных баз различных уровней и подраздела отслеживающего их изменения.

· Раздел «Услуги», являющийся собранием полных описаний всех предоставляемых услуг.

·   Раздел «Экспертная часть», представляющий собой набор инструкций и руководств по различным жизненным ситуациям и рубрику «Вопрос-ответ», позволяющую получить бесплатную консультацию эксперта.

Принадлежность к одной из пользовательских групп определяется его статусом как субъекта права.

Пользовательская часть адаптирует общедоступные ресурсы под нужды пользователей.

К специализированным сервисам относятся:

·   Подраздел «Оказание услуг», отделенный от общедоступного раздела «Услуги», с возможностью взаимодействия со всеми ветвями власти.

·   Раздел «Участие в жизни государства», предполагающий участие в опросах, предложение и голосование за инициативы, прямое общение с государственными деятелями.

·   Раздел «Участие в коммерческих отношениях с государством», позволяющий коммерческим организациям участвовать в торгах.

При дальнейшем развитии ЭП в РФ возможна реализация возможности взаимодействия пользователей с ЭП других государств.

Предложенный ресурс является одним из возможных видов решения вышеуказанных проблем. Путем повышения уровня удобства использования государственных ресурсов, расположенных в сети Интернет, он призван увеличить процент населения, использующего механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, максимально уменьшить затрачиваемые усилия для поиска необходимой информации и предоставить реальную возможность участвовать в жизни государства.

 

Список литературы

1.     Данилин А.В. Среда электронного взаимодействия для электронного правительства // Информационное общество, 2003, вып. 1, С. 41-52.

2.     Приложение 1 к государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)».

3.     Решение принято: 19 инициатив // Российская общественная инициатива [Электронный ресурс] URL: https://www.roi.ru/complete/ (дата обращения: 20.11.2015).

4.     Сайт по сбору общественных инициатив обвинили в накрутках // Lenta.ru Интернет и СМИ [Электронный ресурс]: URL: http://lenta.ru/news/2013/05/28/roi/ (дата обращения: 20.11.2015).

5.     Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". Редакция от 09.06.2010.

6.     Ravi Kiran M.A Ramco white paper. Transformation of governance through information technology [Электронный ресурс] URL: http://www.ramco.com/downloads/WPR-GRP.pdf (дата обращения: 20.11.2015).

7.     2014 Global E-Government Survey. E-Government for the Future We Want // United Nations Public Administration Network [Электронный ресурс] URL: http://unpan3.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2014-Survey/E-Gov_Complete_Survey-2014.pdf (дата обращения: 20.11.2015).