05 марта 2016г.
Электронное правительство (ЭП) не просто новомодное веяние времени, а качественно новый способ организации взаимодействия ключевых субъектов экономики любой страны, таких как государство (а точнее государственный аппарат управления), бизнесы и гражданин. Соответственно в концепции ЭП выделяются составные части, основанные на взаимодействии вышеуказанных субъектов: G2G, также включающая в себя G2E (Государство-Служащему), G2B, G2C, содержащая G2N (Государство-Общественной организации) [6].
Для выполнения оптимизации процессов кооперации субъектов – ЭП должно выполнять целый ряд задач:
· предоставление государством информации различных уровней;
· оказание ряда государственных услуг в электронном виде;
· ориентированность на участие граждан и бизнеса в жизни государства;
· повышение эффективности взаимодействия между различными государственными органами вне зависимости от их уровня и принадлежности к одной из ветвей власти;
· повышение качества планирования, а также оперативности и результативности управления;
· возможность работы с ЭП других государств.
ЭП предполагает перенесение взаимодействия Государства и остальных субъектов в виртуальную среду. Вместо прямого, но ресурсозатратного и разрозненного сообщения предлагается добавить виртуальную площадку, которая одновременно являлась бы и самостоятельны объектом и способом сообщения. Главные преимущества такого изменения заключаются в значительном уменьшении затраченных ресурсов, таких как финансы, время, усилия, а также искоренении бюрократизма и коррупции.
Создание ЭП в Российской Федерации (РФ) проходит в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), и долгосрочной целевой программой «Информационное общество», рассчитанной до 2020 года. По результатам анализа в 2008, выяснилось, что мероприятия, проводимые в рамках программы «Электронная Россия», оказались направлены на решение, в основном, узкоспециализированных технологических задач [5]. Значительными итогами программы можно считать создание единого портала государственных услуг и порталов государственных органов, системы межведомственного взаимодействия, государственной автоматизированной системы управления и поддерживающей их инфраструктуры. Принятая в октябре 2010 года программа «Информационное общество» в рамках подпрограммы «Информационное государство» должна была решить оставшиеся задачи и минимизировать отставание по внедрению ЭП. Несмотря на улучшение бюджетирования по сравнению с «Электронной Россией» и успехи реализации в первые годы, на настоящий момент не наблюдается устойчивой положительной динамики в области развития ЭП. В рейтинге стран мира по развитости ЭП РФ не изменила своего положения и продолжает занимать 27 место, а по показателям госпрограммы на 2016 год РФ планировалось войти в первую десятку [2, 7].
Со стороны пользователя-гражданина заметен целый ряд проблем, существенно затрудняющий использование имеющихся ресурсов.
1. Недоступность информации. Поиск необходимой информации осложнен тем, что система порталов государственных органов представляет собой в большей степени разрозненную совокупность. Особенно это неудобно для тех, кто плохо ориентируются в структуре органов власти и не имеют четкого представления о сферах их деятельности. Более того, достаточно часто информация, размещенная на порталах, не является актуальной, т.е. не соответствует действительности. Изменения в действующем законодательстве столь сложно отследить, что организации предпочитают приобретать справочно-правовые системы, чтобы иметь актуальную правовую информацию.
2. Часть услуг не существует в электронном виде. Услуги на портале государственных услуг предоставляет только исполнительная ветвь власти, для обращения к другим ветвям необходимо переходить на сторонние ресурсы.
3. Отсутствие участия в жизни государства. Единственным инструментом электронного волеизъявления является портал «Российская общественная инициатива», относительно правдивости подсчета голосов на котором ранее уже возникали сомнения [4]. Также стоит отметить, что за весь период существования портала было принято всего 19 решений в пользу исполнения инициатив, но дальнейшее их исполнение не отслеживается [3].
Для решения описанных проблем могло бы быть целесообразным создание интегрированного ресурса, интегрирующего уже имеющиеся элементы ЭП (например, опираясь на опыт Великобритании) [1]. Упрощенная схема такого возможного ресурса представлена на Рисунок 1.
В основе
предлагаемого ресурса лежит принцип
«одного окна», когда пользователю нет необходимости переходить на сторонние ресурсы, все его потребности удовлетворяются в рамках одного портала.
Такой портал можно условно поделить
на две большие части – общедоступные ресурсы, открытые для неавторизованных «гостей» и пользовательская часть, возможности которой становятся доступны после регистрации
и авторизации на портале.
В состав общедоступных ресурсов входят:
· Поиск по всем разделам
и интегрированным порталам.
· Карта порталов государственных органов.
· Раздел «Законодательство», состоящий из законодательных баз различных
уровней и подраздела отслеживающего их изменения.
· Раздел «Услуги», являющийся собранием полных описаний
всех предоставляемых услуг.
· Раздел «Экспертная
часть», представляющий собой набор инструкций
и
руководств
по различным жизненным ситуациям
и рубрику «Вопрос-ответ», позволяющую получить
бесплатную консультацию эксперта.
Принадлежность к одной из
пользовательских
групп
определяется
его
статусом
как субъекта
права.
Пользовательская часть адаптирует общедоступные ресурсы
под нужды пользователей.
К специализированным сервисам относятся:
· Подраздел «Оказание
услуг», отделенный от общедоступного раздела «Услуги»,
с
возможностью взаимодействия со всеми ветвями
власти.
· Раздел «Участие
в жизни государства», предполагающий участие в опросах, предложение и голосование за инициативы, прямое общение с государственными деятелями.
· Раздел «Участие
в коммерческих отношениях с государством», позволяющий коммерческим организациям участвовать в торгах.
При
дальнейшем развитии
ЭП в РФ возможна
реализация возможности взаимодействия пользователей с ЭП других государств.
Предложенный ресурс
является одним из возможных видов решения
вышеуказанных проблем. Путем повышения уровня
удобства использования государственных ресурсов, расположенных в сети Интернет,
он призван увеличить процент населения, использующего механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, максимально уменьшить затрачиваемые усилия для поиска необходимой информации
и предоставить реальную возможность участвовать в жизни государства.
Список литературы
1. Данилин А.В. Среда электронного взаимодействия для электронного правительства // Информационное общество, 2003, вып. 1, С. 41-52.
2. Приложение 1 к государственной программе Российской Федерации
"Информационное общество (2011 - 2020 годы)" сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Информационное общество
(2011 - 2020 годы)».
3. Решение принято: 19 инициатив
// Российская общественная инициатива [Электронный ресурс]
URL: https://www.roi.ru/complete/ (дата обращения: 20.11.2015).
4. Сайт по сбору общественных инициатив обвинили
в накрутках // Lenta.ru Интернет и СМИ [Электронный ресурс]: URL: http://lenta.ru/news/2013/05/28/roi/ (дата обращения: 20.11.2015).
5.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". Редакция от 09.06.2010.
6.
Ravi Kiran M.A Ramco white paper.
Transformation of governance through information technology [Электронный ресурс] URL: http://www.ramco.com/downloads/WPR-GRP.pdf (дата обращения: 20.11.2015).
7.
2014 Global E-Government Survey. E-Government for the Future We Want // United
Nations Public Administration Network
[Электронный ресурс] URL: http://unpan3.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2014-Survey/E-Gov_Complete_Survey-2014.pdf (дата обращения: 20.11.2015).