06 марта 2016г.
Аннотация: в статье описаны инструментарии для поведения Интернет-конференций. Как выяснилось, что наибольшую популярность получили виртуальные конференции, так как они позволяют активизировать молодежь к науке. Так же представлен инструмент, без которого не обходится не один современный человек – мобильное приложение, которое активно используется в науке. Анализ технологий позволил рассмотреть перспективы будущего для применения в научном сообществе.
Ключевые слова: сайт, Интернет, Интернет-конференции, 3D, платформа, ИТ, инновация
На сегодня усовершенствование технологических процессов является основной целью любой организации. И стремление к развитию информационных технологий (ИТ) приводит к доступности и массовости той или иной услуги, что необходимо для пополнения базы клиентов, увеличения объема предоставления услуг.
Для любой сферы общества важно вносить изменения в продукт или услугу, которые востребованы на рынке. И сфера образования в данный момент является одной из самых важных в плане как научного, так и экономического развития [15]. Государственные программы, стратегии страны формируют основную цель – активизация научной деятельности. В основные направления развития науки и технологий на период до 2030 г. в отчете на первом месте представлены информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Интернет рассматривается как платформа для экономического и инновационного развития. Так соединение возможностей ИКТ и концепции «открытых инноваций» дает наибольший эффект на корпоративном уровне. Ряд исследователей оценивают Интернет как пространство, в котором зарождаются высокотехнологичные формы коллективного интеллекта и относят его к «подрывным инновациям» [5, 10, 11].
В связи с данными положениями стратегии в настоящее время всё более актуальным становится вопрос о проведении научных мероприятий с помощью веб-технологий – Интернет-конференций, «которые проводятся на сайте конференции или организации, чаще всего на форуме, в виде коллективного обсуждения». Она становится одной из форм обмена опытом между образовательными учреждениями [2, 6, 12].
Преимуществами мероприятий с применением веб-технологий являются: массовость, доступность, экономия финансовых средств и времени, формирование целевой аудитории на тематическом крупном портале или тематическом сайте.
Но и любые технологические новшества приводят к недостаткам, и для Интернет-конференций они отражаются в следующих параметрах:
· отсутствие живого общения между участниками;
· необходимость постоянного доступа к источникам информации;
· мероприятие обычно проходит в форме письменного изложения текста. Для некоторых тем необходимы дополнительные возможности ИКТ.
В век ИТ разработчики и исследователи изучают и внедряют новые технологии, которые бы обеспечили удобство использования и интересный подход для пользователей систем. Новый шаг к развитию применения ИКТ в дистанционных мероприятиях на сегодня являются визуальные (трехмерные) технологии (3D). Данный формат сейчас активно используется в социальной культуре – кино, реклама, СМИ. И внедрение «визуальной» технологии для проведения дистанционных мероприятий позволит реализовать следующие принципы для построения современной информационно-образовательной среды: интерактивность, многокомпонентность, интегральность и распределенность, адаптивность, оперативность, открытость, информативность.
Формат визуального общения открывает новые возможности, как для участников, так и для организаторов конференции. 3D-технологии раскрывают перспективы очного участия. Не выходя из дома, мы попадаем на виртуальную площадку, которая обладает возможностями визуального представления информации к дополненной реальности. Виртуальная наглядность позволяет участникам лучше понять принцип действия, взаимодействовать с другими участниками, в презентационной форме изучить представленный материал. Инструментарий «расширяет границы восприятия – мыслить быстрее, помнить дольше, принимать решения эффективнее» [3, 4, 13].
То на сколько инновации в образовательном процессе влияют на обучение, проводятся научные работы как в России, так и за рубежом. Одно из таких мероприятий, в рамках проекта «Обучение в образовании будущего», возглавляемая профессором, доктором наук А. Бэмфорд, проведено с целью изучения влияния технологии 3D на обучение. В результате данные исследований показали, что визуализация стала удобным способом подачи информации [7].
Основной особенностью для достижения максимального эффекта дистанционного мероприятия становится практическое применение интегрированных технологий. Эффективность виртуальных систем оценивается как достаточно высокая. Исследования показали, что люди запоминают: 20% - видят; 40% - видят и слышат; 70% - видят, слышат и делают.
Таким образом, визуальные коммуникации позволят использовать технологии «реальности». До сегодняшнего времени использование 3D-конференций становятся востребованными. На рынке ИС предлагаются платформы, которые являются инструментом проведения визуальных Интернет конференций. Анализ платформ, представленный в Табл.1, показал, что каждая из них имеет свои преимущества для определенной области применения.
Таблица 1
Анализ 3D платформ
Параметры
|
Firestorm-Release
|
Timvi
|
vAcademia
|
Разработчик
|
Сервис научных связей и возможностей Pax Grid
|
Avrorus
|
Виртуальные пространства
|
Область применения
|
Образование, бизнес
|
Бизнес, образование, страхование, туризм, недвижимость, медицина
|
Образование
|
Преимущества
|
- голосовой чат;
- демонстрация информации;
- просмотр материалов;
- видеоконференция;
- возможность получения сборников конференций
- установленная по времени техническая
поддержка
|
- голосовые возможности как в реальном режиме, а
также использование мимики и жестов;
- видеоконференция
- демонстрация информации;
- видеоинформация;
- слайд шоу;
- электронные каталоги;
- интерактивные информеры для онлайн
редактирования;
- чат с аудиторией
|
- голосовой чат;
- демонстрация информации;
- видеоконференция
- оповещение на занятие;
- использование мимики и жестов;
- загрузка файлов любого типа;
- возможность записи занятий;
- выбор инструментов для преподавания
|
Переход от игровой среды позволит студентам повысить интерес к научной студенческой жизни. Участие такого вида Интернет мероприятия является для учащегося переходом на новый уровень игры. Современная среда позволит: вовлечь учащихся в научную и исследовательскую работу, делая процесс изучения интересным и понятным; стимулировать творческую деятельность студента; повысить уровень подготовки выпускников ВУЗов [15].
В 2013 году компания Avrorus представила платформу Timvi (Рисунок 1) – виртуальный бизнес центр, в котором любая компания может построить себе офис или конференц-зал любого размера и использовать его для встреч с партнерами, клиентами или обучения сотрудников [1].
Данная платформа является универсальной, так как ее можно использовать для общения с друзьями, обучения и для построения собственного бизнеса.
В виртуальном пространстве присутствие сопровождается аватаром – виртуальное, многомерное, персонализированное, личное изображение человека,
которым он управляет в 3D пространстве, взаимодействуя с другими пользователями. В программе имеются
возможности настройки аватара,
а также возможность выбора виртуального помещения: офисы,
учебный класс «Ломоносов», кинозал, конференц-зал и выставочное пространство, а также индивидуальный выбор.
Платформы станут «программным двигателем» для научного
пространства. Но использование визуальных технологий имеют и обратную
сторону – виртуализация общения,
общение с аватарами, программами и объектами несуществующей реальности.
Использование новшеств
расширили возможности, что популярным стало использование мобильных приложений, которые
всегда под рукой и в любой
момент есть доступ к достоверной информации.
Мобильным приложением является
программа, которая
устанавливается и запускается на телефоне, коммуникаторе, смартфоне и т.д. Приложения могут быть установлены на устройство в процессе производства, загружены пользователем с помощью различных платформ для распространения ПО или существовать в формате веб-приложений. Основные операционные системы, на базе которых
создаются мобильные приложения – Android, iOS, Windows Mobile и др [8].
Данные технологии применяются не только в повседневной жизни,
но и в узких сферах
деятельности. Главным толчком для Интернет-мероприятий послужило использование средств ИТ, которые способствуют совершенствованию образовательной системы и обеспечения прогресса
общества в целом.
Самым ярким
примером такой технологии является мобильное приложение «Конферометр», позволяющее работать со списком мероприятий и событий в рамках этих мероприятий, контролировать расписание секций и докладов, оценивать
выступления, создавать заметки
и оставлять отзывы.
На основании полученных оценок
и отзывов формируется рейтинг мероприятий и докладов, который публикуется на этом сайте в разделах, соответствующих мероприятия [9]. Интерфейс мобильного приложения представлен на Рисунке 2.
Но в век ИТ не существует ни одного
нововведения без рисков.
Структурируют следующую категорию рисков:
· технические риски – отказ и сбои в работе
оборудования, ошибки в монтаже и т.п.;
· интеграционные
риски – риски перехода на новую систему,
которые включают в себя расходы
на остановку предприятия во время внедрения ИТ решений, обучение персонала и т.д;
· риски непринятия продукта проекта
пользователями – изменение технологии работы;
· коммерческие риски связанны
с выбором технологии и методом внедрения. Важным этапом является оценка технологии на рынке, актуальность, анализ конкурентоспособности.
Таким образом,
проведение Интернет-мероприятия уже являются
инновацией. Использование необходимых прикладных
инструментов участники делают процесс более полным, интересным, насыщенным. Необходимость инновационного характера развития научного процесса является
тот фактор, что без инновационного прорыва в применении технологий невозможно получить
принципиально новое качество уровня образования и развитие студентов.
Список литературы
1. 3D Timvi – ваше собственное виртуальное 3D пространство [Электронный ресурс]
// Avrorus. – URL: http://avrorus.ru/timvi/.
2. Давлеткиреева Л.З., Скокова
И.К. Обоснование инструментальных средств моделирования бизнес- процессов проведения мероприятий с использованием дистанционных технологий/Л.З. Давлеткиреева, И.К. Скокова// Современные технологии
и управление: сб. научных трудов III Международной научно- практической конференции. - Светлый Яр.: Филиал
ФГБОУ ВПО Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского, 2014. -714 с. -C. 694-697.
3.
Давлеткиреева Л.З., Скокова
И.К. Реинжиниринг бизнес-процесса организации ежегодной международной интернет-конференции-конкурса // Успехи
современной науки.
2015. №1. С. 29 - 32.
4.
Давлеткиреева Л.З., Скокова И.К. Инжиниринг бизнес-процессов и разработка системной архитектуры для оптимальной организации Интернет-конференции//Проблемы и достижения в науке и технике: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Омск, 2015. С. 134 - 140.
5. Давлеткиреева, Л.З. Актуальность и преимущества проведения
Интернет-конференции как одной из форм обмена опытом между образовательными учреждениями/Л.З. Давлеткиреева, И.К. Скокова//Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции (23-24
октября 2014 года) -в 4-х томах, Том 1. -Кемерово: ООО «ЗапСибНЦ», 2014 -196 с. -C. 99-101.
6.
Давлеткиреева, Л.З., Сухомлин, В.А., Андропова, Е.В., Иванов, Н.Е., Якушин, А.В. Интернет-конференция- конкурс как технология сбора лучшей практики и творчества преподавателей//Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование.
-2012. -№ 4. -360 с. -С. 86-98.
7. Кувшинов, С.В., Усков
Г.Н. 3D в образовании: восторженные ожидания
и реальные тревоги
[Электронный ресурс]
// 3D Лига: сайт. – URL: http://www.3dliga.ru/3d-news-3d-in-education.html.
8. Мобильное приложение [Электронный ресурс] // TADVISERURL: электронный журнал.
– 24 сентября – 2013. – URL: https://vote.1c.ru/.
9.
Сайт компании
1С [Электронный ресурс].
– URL: https://vote.1c.ru/.
10. Скокова И.К., Давлеткиреева Л.З. Актуальность и преимущества проведения Интернет-конференции как одной из форм обмена опытом
между образовательными учреждениями // Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции (23-24
октября2014 года) – в 4-х томах, Том 1. – Кемерово:
ООО «ЗапСибНЦ», 2014.
– С. 99-101.
11. Скокова И.К., Давлеткиреева Л.З. Актуальность проведения заочных конференций посредством применения веб-технологий для удаленной
активизации научной
деятельности // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции 23-24 октября 2014г. - Т. 4; под ред. С.Л. Иголкина. – Воронеж:
ВЦНТИ, 2014. – С. 180-183.
12. Скокова И.К., Давлеткиреева Л.З. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании: опыт проведения
ежегодной одноименной Интернет-конференции-конкурса // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сборник избранных
трудов IX Международной научно- практической конференции; под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. – С. 573-575.
13. Скокова И.К., Давлеткиреева Л.З. Развитие ИТ-инфраструктуры Интернет-конференций с применением 3D- технологий для усиления
связей между научно-исследовательскими группами // Регион в зеркале научного знания (исследования молодых ученых):
сборник материалов всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых
ученых. – Находка:
Институт технологии и бизнеса,
2014. – С.215-217.
14. Скокова И.К., Давлеткиреева Л.З. Разработка технического задания на модернизацию сайта Интернет- конференции-конкурса «Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании» // Студенческий научный
форум: материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1005/7941.
15. Требования к выпускной квалификационной работе студентов
специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации)/Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14