Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА ФИТОТОКСИЧНОСТИ ПОЧВОГРУНТОВ ПАРКА ФОРМИРОВАНИЯ И ОБОРОТА ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Экологические факторы, по последним данным, формируют до 25% патологий человека, а в отдельных регионах процесс экологически обусловленных заболеваний существенно выше. Сегодня  в Российской Федерации экологическая ситуация оказывается одной из главных причин ухудшения здоровья населения, снижения средней продолжительности жизни и роста смертности.

В связи с этим, огромное значение приобретает установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку; определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения; разработка предложений для принятия решений в области обеспечения экологического благополучия населения.

К приоритетным факторам, формирующим негативные тенденции в состоянии здоровья населения Российской Федерации, относится как комплексная химическая, так и биологическая нагрузка, определяемая химическим и микробиологическим загрязнением почвы [1].

Железнодорожный транспорт и его предприятия являются природопользователями и постоянно воздействуют на природную среду. Уровень воздействия может находиться в допустимых равновесных и кризисных границах [5]. Характер воздействия транспорта на окружающую среду определяется составом техногенных факторов, интенсивностью их воздействия, экологической весомостью воздействия на элементы природы. Техногенное воздействие может быть локальным (от единичного фактора) или комплексным – от группы различных факторов, характеризующихся коэффициентами экологической весомости, которые зависят от вида воздействия (механическое, тепловое, биологическое, химическое, электромагнитное и др.), их характера (кратковременное, долговременное), объекта воздействия (функционирование железных дорог, их предприятий).

Вопросы оценки источников и видов загрязнений почвы, отведенной под земли железнодорожного транспорта, путей трансформации в ней загрязняющих веществ и степени их воздействия на окружающую среду, а также на здоровье человека являются актуальными, так как имеют важное значение как для понимания процессов, протекающих в экосистемах, так и для решения многих практических задач, связанных с охраной окружающей среды и здоровья населения [2].

В настоящее время недостаточно изучены проблемы качества почвогрунтов участков обслуживания и экипировки пассажирского подвижного состава. Большая часть технологического процесса подготовки пассажирских составов в рейс в пунктах формирования и оборота проводится не в цехах, а на открытых площадках, что связано с химическим, физическим и бактериальным загрязнением природных сред, в том числе и почвы [4].

Для настоящего исследования были выбраны участки парков формирования и оборота пассажирских поездов, расположенных в разных климатических зонах, а именно в г. Казани (Республика Татарстан) и г.Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий автономный округ). Выбор железнодорожных путей обусловлен их технологическим назначением. Проба №1 отбиралась на путях, на которые, как правило, принимаются для обслуживания составы, оборудованные экологически чистыми туалетными комплексами (ЭЧТК), проба №2 - без ЭЧТК. Проба № 3 отбиралась на путях, которые предназначены для перестоя пассажирских вагонов, не используемых в перевозочном процесс; работы по обслуживанию и подготовки составов в рейс на них не проводятся.

Отбор проб проводили по методу конверта путем усреднения 12 точечных проб, отобранных на глубине 0-5 см вдоль железнодорожных путей в летний период.

Для определения токсических свойств почвы все чаще используют методы биотестирования (Сан ПиН 2.1.7.573-96). Как правило, биотестирование не дает ответа на вопрос о характере загрязняющего вещества, вызывающего ту или иную реакцию тест-объекта. Тест-функции носят общий неспецифический характер. Однако количество загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду, неуклонно возрастает, и не исключено, что какое-либо вещество или смесь веществ, может привести к возникновению специфических реакций у тест-объектов [3].

Оценку фитотоксичности почвы участков парков формирования и  оборота пассажирских поездов проводили на проростках семян редиса Raphanus sativus. Методика основана на оценке влияния водного экстракта или водных растворов индивидуальных соединений на интенсивность прорастания семян редиса Raphanus sativus.

Исследования фитотоксического влияния загрязнений показали (табл. 1, табл. 2), что присутствие загрязнений в почве в значительной мере ингибирует рост и развитие растений и отрицательно сказывается на всхожести семян, а также длине проростков.

Таблица 3 – Всхожесть семян редиса Raphanus sativus (экспериментальный участок в г. Казани)

 

Варианты в опыте

повторность

Число

 

посеянных семян, шт.

Число

 

проросших семян, шт.

Средняя длина корней

 

проростков, мм

Т, %

1

2

3

4

5

6

контроль

1

30

25

10±0,21

-

2

30

23

12±0,34

-

3

30

27

13±0,28

-

среднее

-

25

11,5±1,32

-

№ 1

1

30

13

3,8±1,3

-

2

30

12

3,8±1,0

-

3

30

10

4,0±1,1

-

среднее

-

11

3,8±1,1

67,0

№ 2

1

30

15

7,8±1,1

-

2

30

17

6,5±1,8

-

3

30

15

7,9±1,0

-

среднее

-

15

7,4±1,3

35,6

№ 3

1

30

19

4,9±0,2

-

2

30

21

4,3±0,5

-

3

30

18

5,1±0,3

-

среднее

-

19

4,6±0,33

60,0


Таблица 4 – Всхожесть семян редиса Raphanus sativus (экспериментальный участок в г. Новый Уренгой)

Варианты в опыте

повторность

Число

 

посеянных семян, шт.

Число

 

проросших семян, шт.

Средняя длина корней

 

проростков, мм

Т, %

1

2

3

4

5

6

контроль

1

30

25

10±0,21

-

2

30

23

12±0,34

-

3

30

27

13±0,28

-

среднее

-

25

11,5±1,32

-

№ 1

1

30

10

4,0±0,9

-

2

30

9

3,7±0,2

-

3

30

12

4,3±0,7

-

среднее

-

10

4,0±0,6

65,2

№ 2

1

30

12

5,9±0,8

-

2

30

10

5,7±1,0

-

3

30

14

9,0±0,9

-

среднее

-

12

6,8±0,9

40,8

№ 3

1

30

18

5,2±0,7

-

2

30

17

5,3±0,3

-

3

30

15

5,5±0,8

-

среднее

-

17

5,3±0,6

53,9

Установлено, что всхожесть редиса в негативной почве, отобранной на производственном участке в г. Новый Уренгой, незначительно ниже по отношению к результатам всхожести, полученным в образцах почвы, отобранной на производственном участке в г.Казани. Показано, что всхожесть редиса в образцах №1,

№2 и №3, отобранных в г. Казани, снизилась по отношению к контрольному образцу в 2,3; 1,7 и 1,3 раза соответственно, и в 2,5; 2,1 и 1,3 раза в аналогичных образцах, отобранных в г. Новый Уренгой.

Можно предположить, что на результаты всхожести оказывают влияние агрохимические характеристики образцов почвы. Ранее нами установлено, что более обогащенными являются почвы экспериментального участка в г. Казани.

При оценке длины проростков редиса наблюдается аналогичная ситуация. В загрязненной почве полосы отвода длина проростков снизилась в  1,5-2,8 раза, в  зависимости от  места отбора проб, по сравнению с контрольным образцом.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о токсичности почвы парков формирования и оборота пассажирских поездов. Причем, наименьшей токсичностью обладают образцы почвы, отобранные на железнодорожных путях, где принимаются составы без ЭЧТК. Можно предположить, что на количественные и качественные показатели всходов оказывает влияние присутствие свежего фекального загрязнения на данном участке [2].

 

Список литературы

 

1.Здоровье населения России: влияние окружающей среды в условиях изменяющегося климата / Под общей редакцией академика А.И. Григорьева; Российская академия наук. – М.: Наука,2014. 2.Крошечкина И.Ю., Зубрев Н.И. Загрязнение поверхностных горизонтов почвы при эксплуатации железнодорожного  транспорта    //     Вестник     Чувашского     государственного    педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2016, № 1 (65), с. 11-17

3.Крошечкина И.Ю.,  Ведихина Л.И. Системы  защиты  среды  обитания:  практикум  / И.Ю. Крошечкина;Л.И. Ведихина. – Казань: Издательский дом «Мир без границ», 2016. - с. 96.

4.   Руководство по текущему обслуживанию и техническому ремонту  023 ПКБ ЦЛ-2010 РЭ. Вагоны пассажирские.

5. Федеральный закон от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте».