18 декабря 2018г.
Обучение по вопросам охраны труда - одна из важнейших проблем системы управления охраной труда в организациях и на предприятиях, решение которой должно быть направлено на поиски наиболее эффективных способов решения производственных задач в области охраны труда, а так же на повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах безопасности.[1]
Нашей задачей является разработка методики оценки эффективности и качества работы обучающих организаций края для повышения качества образовательных услуг. Например, возьмем методику оценки и по ее результатам построим «лепестковую диаграмму» на основе нормативных и фактических показателей. В качестве индикаторов при оценке предлагаем использовать следующие группы критериев:
1 группа. Организация образовательной деятельности, в которую входят: опыт подготовки специалистов по охране труда; наличие современных учебных методик для обеспечения учебного процесса по охране труда; наличие нормативных документов по охране труда в соответствии с Типовыми программами, утвержденными Минтрудом России; наличие текущего контроля знаний в ходе обучения.
2 группа. Материально-техническая база, в которую входят: состояние здания и его оснащенность; наличие современных технических учебных средств для обеспечения учебного процесса; наличие и состояние помещений для учебной деятельности; наличие автоматизированной системы хранения и поиска информации по охране труд.
3 группа. Учебно-методическая база, в которую входят: наличие учебных программ по охране труда, учитывающие специфику отраслей, в которых заняты обучаемые; уровень квалификации педагогов; наличие компьютерной информационно-справочной системы (Консультант Плюс, Гарант или аналогичная); развитое методическое обеспечение, методический кабинет.
4 группа. Профессиональная компетентность педагогов, в которую входят: владение учебно- методическим материалом и современными методами ведения занятий; прохождение преподавателями курсов повышения квалификации (за прошедшие 3 года); опыт практической деятельности в области охраны труда; организация самостоятельной работы педагогов исследовательского типа.
5 группа. Дополнительные возможности обучающей организации, в которую входят: возможность дистанционного обучения; проведение мероприятий и конференций помимо основной образовательной деятельности; участие в международных мероприятиях и проектах по охране труда, в том числе по обучению специалистов организации за рубежом, по обучению по международным программам
6 группа. Уровень освоения программного материала обучающимися, в которую входят: количество обучающихся с высоким, средним и низким уровнем образовательных достижений; динамика количества обученных (за последние 3 года); среднее количество слушателей в год, прошедших обучение охране труда (за
Исходя из вышеуказанных групп критериев, устанавливаются нормативные (пороговые) значения, которые, в сочетании с фактическими, образуют лепестковую диаграмму. Таким образом, лепестковая диаграмма наглядно отражает положение ряда показателей исследуемого объекта относительно установленных нормативных значений для определения эффективности.
В результате, на нашей диаграмме получается два контура, где присутствуют значения фактических и нормативных индикаторов. Если фактический индикатор не выходит за пределы нормативного, это значит, что данный индикатор недостаточно эффективен. Следовательно, для него требуется внедрение мероприятий для повышения эффективности.
Если применять данную методику с определенной периодичностью высока вероятность отследить динамику изменений в каждой отдельно взятой организации для дальнейшего принятия управленческих решений. Соответственно, по результатам оценки индикаторов, от противного можно предложить ряд мероприятий, повышающих эффективность обучения по охране труда. В свою очередь, образовательные организации на основании полученных результатов, могут сделать выводы и определить приоритетные направления своего дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности.[3,4]
Список литературы
1. Зыкова Н.В. Исследование подходов к оценке эффективности деятельности организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2014.
2. Кравченко В.Н., Лысенко А.Ю. Диагностика и оценка эффективности основной деятельности предприятия. – Экономика промышленности. – том 52, №4, 2010 год.
3. Панфиль Л.А., Муртазина Е.Э. Оценка эффективности деятельности предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-4.