23 февраля 2016г.
По данным Росавтодора на начало 2013 г. протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования составила 50 127 км, в том числе с твердым покрытием – 49 931 км. С усовершенствованным покрытием – 44 927 км. Протяженность региональных автомобильных дорог насчитывалась 493 342 км, в том числе с твердым покрытием – 449 859 км, 309 433 км с усовершенствованным покрытием. Общая протяженность автодорог в РФ по состоянию на январь 2010 г. – 983,1 тыс. км. На начало 2014 года общая протяженность автомобильных дорог в России увеличилась на 2,1% и достигла 1004 тыс. км [4].
Структура автомобильных дорог Рязанской области по формам собственности отображена на Рисунке 1, из которого видно, что протяженность автомобильных дорог Рязанской области составляет [2]:
- автомобильных дорог общего пользования – 14303 км, в том числе:
- федеральных – 510,2 км;
- региональных или межмуниципальных – 6538,2 км;
- местных– 7254,6 км.
Однако транспортно-эксплуатационное состояние
автомобильных дорог вызывает
серьезную озабоченность, только
12% дорог соответствуют нормативным требованиям (экологическая безопасность, количество ДТП, расход топлива
и т.д.), что отображено на Рисунке 2, где показан анализ состояния
дорожной сети Рязанской области
который был произведен 01.0.1.2014 [2].
Поэтому применение инновационных технологий строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог с применением новых дорожно-строительных материалов позволит снизить себестоимость технологических операций, увеличит соответствие нормативным требованиям транспортно-эксплуатационного и экологического состояния
дороги, а также улучшит безопасность дорожного движения.
На основе изученных нами технологий строительства, реконструкции и ремонта
автомобильных дорог, была предложена технология с применением сероасфальтобетона.
В Табл.1,2,3 приведены технологические и физико-механические свойства
сероасфальтабетона и его эффективность по сравнению с технологией используемой в Рязанской области
[1].
Таблица 1
Технологические свойства сероасфальтобетона
Параметры
|
Литой асфальтобетон ТУ 400-24-258-89
|
Литой сероасфальтобетон ТУ 5718-002-53737504
|
Температура изготовления
|
200-220 0С
|
Снижается 140-160
0С
|
Применяемый битум
|
БНД 40/60
|
БНД 40/60, БНД 60/90 БНД 90/130
|
Содержание вяжущего компонента в смеси
|
9,5-11%
|
9,5-11%
|
Подвижность смеси
|
Не менее
0,3 безопасность движения не
обеспечивается
|
0,45-0,55
безопасность движения обеспечивается без присыпки щебнем
|
Экологическая безопасность
|
Эмиссия органических соединений битума,
характеризующихся канцерогенными, тератогенными и мутагенными свойствами
|
Экологически безопасны при соблюдении температурного режима приготовления смеси. При температуре до 1600с сероводорода и диоксида серы
отсутствует
|
Сочетание с передовыми технологиями
|
Невозможно использовать с технологиями типа
«SulrrySeal»,
«MicroSeal», «Microsirfacirig» и др.
|
Сочетается с любыми технологиями
|
Таблица 2
Физико-механические свойства сероасфальтабетона
Показатели
|
Литой асфальтобетон ТУ 400-24-258-89
|
Литой сероасфальтобетон ТУ 5718-002-536375 04
|
Средняя плотность, кг/куб. м.
|
2395
|
2443
|
Пористость минерального остова
% от объема
|
21
|
18
|
Водонасыщение, %
|
0,3
|
0,17
|
Предел прочности при сжатии, Мпа, при 200С
|
2,74
|
4,3
|
Предел прочности при сжатии, Мпа, при 500С
|
0,71
|
3,75
|
Предел прочности при сжатии, Мпа, при 00С
|
7,39
|
9,3
|
Предел прочности при сдвиге, МПа
|
0,95
|
3,45
|
Придел прочности при расколе, МПа
|
1,79
|
3,95
|
Таблица 3
Эффективность использования сероасфальтобетона
Наименование показателя
|
Асфальтобетон
|
Сероасфальтобетон
|
Показатель эффективности
|
Уплотнение
|
до 100
|
50
|
Снижение температурного режима уплотнения сокращает сроки осуществления работ, повышает качество работ и дорожного покрытия
|
Оборудование необходимое для выполнения работ
|
Аналогичное
|
|
Отсутствие затрат на приобретение и организацию технологического процесса строительства дорожного покрытия
|
Эксплуатация участка дороги
|
Не ранее
24-48 часов
|
По достижению температуры окружающей среды
|
Снижение транспортной напряженности магистралей во время строительных работ.
|
Температурный режим работ
|
+5
Сезонность выполнения
работ
|
до -20 Увеличение сезонного срока
работ.
|
Занятость персонала дорожно- ремонтных строительных организаций.
Устранение текучести кадров. Стабилизация деятельности предприятий строительной отрасли.
|
На основе анализа Табл.1,2,3 видно, что применение сероасфальтобетона в конструкции дорожных одежд обеспечивает улучшение
качества дорожных
покрытий, повышает срок их службы, а также снижает себестоимость дорожных
работ. В ходе эксплуатации данная конструкция
отвечает всем техническим характеристикам утвержденным в СНиП 2.05.02-85
и зарекомендовала себя как экономически выгодная в сравнении с другими видами
дорожных одежд [3].
Данная технология успешно
применялась в 2013 году при строительстве участка трассы Сараи – Сапожок в Сараевском районе Рязанской области.
В 2015 году в Рязанской области планируют
усовершенствовать дорожные одежды данной технологией на 4 участках
автомобильных дорого: Рязань – Шумашь, Шацк – Тамбов, Некрасовка – Свестур,
Касимов – Муром.
В результате изученных технико-экономических показателей используемой технологии была установлена ее научно-техническая новизна, практическая реализуемость, простота изготовления, ее техническая, экономическая и социальная эффективность, что позволяет
назвать ее инновационной.
Список литературы
1. Официальный сайт ООО НПП «ПромСпецМаш»Сероасфальтобетонные смеси и сероасфальтобетон. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stroyka.ru/Rynok/1527835/obshchie-dannye-protyazhennosti-dorog-v- rf/ (дата обращения 17.11.2014).
2.
Официальный сайт Правительства Рязанской области. Транспорт и дорожное хозяйство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ryazanreg.ru/economics/transport(дата обращения
19.11.2014).
3. СНиП 2.05.02-85«Автомобильные дороги»
Издательство Москва 2004 [Электронный ресурс].
URL: http://www.6pl.ru/gost1/Sp34_13330-2012.htm (дата обращения 21.11.2014).
4. Стройка. Обзор рынка строительства и строительных материалов. Общие данные протяженности дорог в РФ. [Электронный ресурс].
URL: http://www.stroyka.ru/Rynok/1527835/obshchie-dannye-protyazhennosti- dorog-v-rf/(дата обращения 24.11.2014).