Устойчивость развития регионов зависит от широкого круга факторов: экономических, социально- демографических и экологических, воздействие которых может быть противоречивым. Проблемы устойчивого развития существенно различаются по регионам, так как экономические, социальные, экологические факторы имеют значительные и несовпадающие территориальные различия.
Уровень развития регионов Российской Федерации неоднороден. Одним из факторов региональной дифференциации стали кризисные явления в экономике и социальной сфере, сопровождавшие трансформацию национальной экономики. Однако различия в развитии регионов обусловлены и другими факторами. Так, представители Независимого института социальной политики выделяют внешние и внутренние факторы, которые влияют на динамику экономического развития регионов.
К внешним факторам относится политика федеральных властей, а также воздействие глобализации. К внутренним факторам относят особенности развития территории и политика региональных властей. [1] Уровень развития регионов зависит от естественных условий, особенностей климата, рельефа, имеющихся ресурсов, местоположения по отношению к рынкам и источникам снабжения, характера размещения населения, исторических и этнических особенностей.
Условия дифференциации регионов связаны с принципами распределения ресурсов, сравнительной эффективностью их использования, включая структуру производства и занятости, объемы выпуска, экономическую эффективность, накопленные инвестиции.
Устойчивость развития регионов зависит от их способности адаптироваться к меняющимся экономическим условиям и преодолевать кризисные спады. Концентрация в регионе неконкурентоспособных или зависимых от глобальной конъюнктуры отраслей остается долгосрочным негативным фактором и усиливает риски развития.
Развитию территории способствует инвестиционная привлекательность. Инвестиции концентрируются в регионах добычи нефти и газа, в агломерациях федеральных городов и там, где реализуются крупные федеральные проекты.
Негативно также влияет на устойчивость развития регионов рост их зависимости от федеральной помощи. В 2013 г. доля трансфертов из федерального бюджета составляла 23% всех доходов бюджетов регионов в среднем по стране по сравнению с 16% в 2010 г. В 12 регионах доля трансфертов превышает половину всех доходов бюджетов, а в Чечне и Ингушетии близка к 90%.[2]
В условиях ограниченного количества ресурсов одной из основных задач территориального управления становится задача повышения качества использования имеющихся и привлечение на территорию новых ресурсов. Новое качество управления территорией может быть достигнуто за счет использования принципов маркетинга в управлении территорией.
Территориальный маркетинг можно определить как деятельность, предпринимаемую с целью создания, поддержания и изменения отношений и поведения резидентов и нерезидентов в лице частных лиц и компаний относительно конкретной территории. Это философия управления территорией, которая способствует ее социально-экономическому развитию посредством удовлетворения потребностей частных лиц и экономических субъектов в ресурсах с целью проживания и ведения деятельности на территории вне привязки к конкретному уровню территориального образования.
Территориальный маркетинг является одним из направлений некоммерческого маркетинга, который осуществляется организациями и отдельными лицами, действующими в общественных интересах и выступающих за какую-либо идею и не стремящихся к прямому получению финансовых прибылей. Основными субъектами территориального маркетинга сегодня являются: территориальные органы власти и управления, которые привлекают и координируют усилия всех потенциальных субъектов территориального маркетинга (Рисунок 1).
Конкретная территория начинает рассматриваться физическими и юридическими лицами как один из вариантов применения своих умений и навыков, финансовых, материальных и иных ресурсов. Постоянное сравнение комфортности, безопасности проживания, стабильности и предсказуемости ведения бизнеса на конкретных территориях обуславливают в рыночной экономике миграцию лиц и движение капиталов. Поэтому так важен анализ критериев предпочтения проживания и ведения дел на определенной территории. Территориальный маркетинг заставляет взглянуть по-новому на краткосрочные и долгосрочные цели экономического роста. Необходимо добиваться постоянного соотношения таких задач, как максимизация доходов от использования ресурсов территории сейчас и гарантированность устойчивого развития территории на длительную перспективу и в интересах всех слоев общества. Именно территориальный маркетинг несет наибольшую социально-этическую, социально-ответственную нагрузку.
Основной задачей территориального маркетинга является реализация интересов контрагентов. Действующими лицами в равной мере выступают предприятия, население и органы власти, а также внешние контрагенты. Внимание следует уделить анализу и оценке неэкономических факторов развития, возможности использования существующих ресурсов[3].
Следовательно, задача территориального маркетинга заключается в создании региона как уникального предложения, учитывающего интересы основных групп потребителей. А конкурентоспособность территории определяется способностью наиболее полного удовлетворения потребностей. Это определяет необходимость формирования инновационной, социальной, культурной и инвестиционной привлекательности (конкурентоспособности) территории.
Для разработки эффективного комплекса маркетинговых мероприятий и его успешной реализации важно знать, какие факторы способствуют повышению конкурентоспособности конкретной территории. Требуется проведение специальных исследований с целью выбора и оценки факторов конкурентоспособности, выявляющих определенные свойства, востребованных или особо ценимых потребителем. Для этого методологически необходимым представляется уточнение основ и содержания ряда категорий, определения принципиальных схем и возможных концепций анализа, так как концепция территориального маркетинга, подходы к его реализации в настоящее время только формируются.
Руководители регионального уровня должны
удовлетворить потребности жителей и бизнеса в товарах, действуя в регионе и за его
пределами. Такое определение территориального маркетинга скорее
связано с вопросом, какие виды деятельности в регионе надо развивать, чтобы удовлетворить потребности населения.
В настоящее время развитие территориального маркетинга в регионах является актуальнейшей задачей, решение которой позволит добиться большего понимания и прогресса в области формирования нового качества управления территорией в условиях рыночной экономики и будет, в конечном итоге, способствовать социально- экономическому развитию и повышению на этой основе качества жизни населения регионов.
Список литературы
1. Бутов В.И. Россия и ее регионы. - 2012. - 320 с.
2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под общей редакцией С.Н. Бобылева / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать: ООО «РА ИЛЬФ», 2013. – 202 с.: 13 табл., 35 рис., 32 вставки.
3. Гранберг А.Г. Стратегия территориально социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. - 2010. - № 9. - С. 12-18.