По данным Росавтодора на начало 2013 г. протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования составила 50 127 км, в том числе с твердым покрытием – 49 931 км. С усовершенствованным покрытием – 44 927 км. Протяженность региональных автомобильных дорог насчитывалась 493 342 км, в том числе с твердым покрытием – 449 859 км, 309 433 км с усовершенствованным покрытием. Общая протяженность автодорог в РФ по состоянию на январь 2010 г. – 983,1 тыс. км. На начало 2014 года общая протяженность автомобильных дорог в России увеличилась на 2,1% и достигла 1004 тыс. км [4].
Структура автомобильных дорог Рязанской области по формам собственности отображена на Рисунке 1, из которого видно, что протяженность автомобильных дорог Рязанской области составляет [2]:
- автомобильных дорог общего пользования – 14303 км, в том числе:
- федеральных – 510,2 км;
- региональных или межмуниципальных – 6538,2 км;
- местных– 7254,6 км.
Однако транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог вызывает серьезную озабоченность, только 12% дорог соответствуют нормативным требованиям (экологическая безопасность, количество ДТП, расход топлива и т.д.), что отображено на Рисунке 2, где показан анализ состояния дорожной сети Рязанской области который был произведен 01.0.1.2014 [2].
Поэтому применение инновационных технологий строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог с применением новых дорожно-строительных материалов позволит снизить себестоимость технологических операций, увеличит соответствие нормативным требованиям транспортно-эксплуатационного и экологического состояния дороги, а также улучшит безопасность дорожного движения.
На основе изученных нами технологий строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, была предложена технология с применением сероасфальтобетона.
В Табл.1,2,3 приведены технологические и физико-механические свойства сероасфальтабетона и его эффективность по сравнению с технологией используемой в Рязанской области [1].
Таблица 1
Технологические свойства сероасфальтобетона
|
Параметры |
Литой асфальтобетон ТУ 400-24-258-89 |
Литой сероасфальтобетон ТУ 5718-002-53737504 |
|
Температура изготовления |
200-220 0С |
Снижается 140-160 0С |
|
Применяемый битум |
БНД 40/60 |
БНД 40/60, БНД 60/90 БНД 90/130 |
|
Содержание вяжущего компонента в смеси |
9,5-11% |
9,5-11% |
|
Подвижность смеси |
Не менее 0,3 безопасность движения не обеспечивается |
0,45-0,55 безопасность движения обеспечивается без присыпки щебнем |
|
Экологическая безопасность |
Эмиссия органических соединений битума, характеризующихся канцерогенными, тератогенными и мутагенными свойствами |
Экологически безопасны при соблюдении температурного режима приготовления смеси. При температуре до 1600с сероводорода и диоксида серы отсутствует |
|
Сочетание с передовыми технологиями |
Невозможно использовать с технологиями типа «SulrrySeal», «MicroSeal», «Microsirfacirig» и др. |
Сочетается с любыми технологиями |
Таблица 2
Физико-механические свойства сероасфальтабетона
|
Показатели |
Литой асфальтобетон ТУ 400-24-258-89 |
Литой сероасфальтобетон ТУ 5718-002-536375 04 |
|
Средняя плотность, кг/куб. м. |
2395 |
2443 |
|
Пористость минерального остова % от объема |
21 |
18 |
|
Водонасыщение, % |
0,3 |
0,17 |
|
Предел прочности при сжатии, Мпа, при 200С |
2,74 |
4,3 |
|
Предел прочности при сжатии, Мпа, при 500С |
0,71 |
3,75 |
|
Предел прочности при сжатии, Мпа, при 00С |
7,39 |
9,3 |
|
Предел прочности при сдвиге, МПа |
0,95 |
3,45 |
|
Придел прочности при расколе, МПа |
1,79 |
3,95 |
Таблица 3
Эффективность использования сероасфальтобетона
|
Наименование показателя |
Асфальтобетон |
Сероасфальтобетон |
Показатель эффективности |
|
Уплотнение |
до 100 |
50 |
Снижение температурного режима уплотнения сокращает сроки осуществления работ, повышает качество работ и дорожного покрытия |
|
Оборудование необходимое для выполнения работ |
Аналогичное |
|
Отсутствие затрат на приобретение и организацию технологического процесса строительства дорожного покрытия |
|
Эксплуатация участка дороги |
Не ранее 24-48 часов |
По достижению температуры окружающей среды |
Снижение транспортной напряженности магистралей во время строительных работ. |
|
Температурный режим работ |
+5 Сезонность выполнения работ |
до -20 Увеличение сезонного срока работ. |
Занятость персонала дорожно- ремонтных строительных организаций. Устранение текучести кадров. Стабилизация деятельности предприятий строительной отрасли. |
На основе анализа Табл.1,2,3 видно, что применение сероасфальтобетона в конструкции дорожных одежд обеспечивает улучшение качества дорожных покрытий, повышает срок их службы, а также снижает себестоимость дорожных работ. В ходе эксплуатации данная конструкция отвечает всем техническим характеристикам утвержденным в СНиП 2.05.02-85 и зарекомендовала себя как экономически выгодная в сравнении с другими видами дорожных одежд [3].
Данная технология успешно применялась в 2013 году при строительстве участка трассы Сараи – Сапожок в Сараевском районе Рязанской области. В 2015 году в Рязанской области планируют усовершенствовать дорожные одежды данной технологией на 4 участках автомобильных дорого: Рязань – Шумашь, Шацк – Тамбов, Некрасовка – Свестур, Касимов – Муром.
В результате изученных технико-экономических показателей используемой технологии была установлена ее научно-техническая новизна, практическая реализуемость, простота изготовления, ее техническая, экономическая и социальная эффективность, что позволяет
назвать ее инновационной.
Список литературы
1. Официальный сайт ООО НПП «ПромСпецМаш»Сероасфальтобетонные смеси и сероасфальтобетон. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stroyka.ru/Rynok/1527835/obshchie-dannye-protyazhennosti-dorog-v- rf/ (дата обращения 17.11.2014).
2. Официальный сайт Правительства Рязанской области. Транспорт и дорожное хозяйство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ryazanreg.ru/economics/transport(дата обращения 19.11.2014).
3. СНиП 2.05.02-85«Автомобильные дороги» Издательство Москва 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://www.6pl.ru/gost1/Sp34_13330-2012.htm (дата обращения 21.11.2014).
4. Стройка. Обзор рынка строительства и строительных материалов. Общие данные протяженности дорог в РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stroyka.ru/Rynok/1527835/obshchie-dannye-protyazhennosti- dorog-v-rf/(дата обращения 24.11.2014).