Водоемы, реки, моря и океаны подвержены загрязнению от попадающих в них сточных вод образующихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности человека. Очистка сточных вод является одной из самых важных экологических проблем нашего времени. В ряде методов очистки, таких как барботаж и флотация очистка воды происходит за счет массообменных процессов [2]. На интенсивность массообмена главным образом влияет площадь контакта фаз, в первую очередь определяемая характеристиками образовывающихся пузырей [3].
Формирование газового пузыря в жидкостях зависит от различных системных параметров. В литературе эти факторы обычно делятся на: конструктивные параметры (материал, диаметр и конструкция сопла), системные параметры (поверхностное натяжение, вязкость жидкости и газа, влияние которых рассмотрены в работах Акиты и Йошиды [5] и Шэфера и др. [6]. ) и режимные параметры (расход газа, гидростатическое давление, размер емкости с жидкостью).
Образование одиночных пузырьков газа из погруженного в воду капилляра может проходить в нескольких режимах [1]: квазистатическом, динамическом, и струйном. В квазистатическом режиме расход диспергируемой фазы очень мал и не влияет на отрывающийся объем пузырька, а частота образования пузырей увеличивается с увеличением расхода. При увеличении расхода газа значительную роль играют динамические эффекты, которые, в основном, связанны с ускорением масс жидкости, присоединенных к образующемуся пузырю. В этом режиме, который называется динамическим, увеличение расхода газа ведет к росту отрывного объема пузырька. В свою очередь частота образования так же увеличивается, но достигнув определенного уровня, остается примерно постоянной. Струйный режим существует при высоких скоростях истечения (30-40 м/с).
Исследования по данной тематике, как правило, имеют ограничения по диапазону варьируемых параметров и обнаруживают разногласия в результатах, что подтверждает актуальность дальнейших экспериментальных исследований.
Выполненная работа описывает влияние ряда факторов влияющих на образование пузырьков воздуха при вдуве воздуха в покоящуюся жидкость из одиночного капилляра. Эксперимент выполнялся на опытном стенде фотографическим методом [4], принципиальная схема которого изображена на рис. 1.
Воздух от компрессора (1) подается в резиновый ресивер (2), для сглаживания возможных пульсаций давления, создаваемых компрессором. Из магистрали высокого давления через газовый редуктор (3) и регулировочный вентиль (4) воздух поступает в вертикальный капилляр (6), расположенный в емкости (7) прямоугольного сечения 10x10 см и высотой 50 см.
В качестве переменных факторов были приняты: внутренний диаметр капилляра (0,26 мм, 0,34 мм, 0,41 мм, 0,51 мм, 0,6 мм, 0.69 мм, 0,84 мм.), скорость истечения воздуха (от 150 см/с до 850 см/с) и гидростатическое давление над устьем капилляра (2 см. и 7 см.)
Результатами эксперимента служат полученные зависимости влияния варьируемых факторов на характеристики крупность образующихся пузырей. Данные представленные на рис. 2 показывают, что размер пузырьков возрастает с увеличением диаметра капилляра и скорости истечения воздуха из него.
Наглядно рост крупности с увеличением скорости истечения воздуха из затопленного капилляра с внутренним диаметром dвн = 0,84 мм. продемонстрирован на рис. 2, где несколько снимков образующихся пузырьков, сделанные при различных скоростях истечения воздуха объединены в один. Определение объема пузырьков производилось с помощью графического комплекса AutoCad, после чего высчитывался диаметр эквивалентный шара dп.
На основе выполненных измерений можно сделать вывод о том, что изменение диаметра капилляра от 0,26 мм. до 0,84 мм. вызвало увеличение крупности образующихся пузырьков в два раза. В свою очередь увеличение скорости выдуваемого воздуха от 200 см/с до 800 см/с приводит к росту крупности пузырьков воздуха в 1.25 раза. Полученные зависимости могут быть использованы при дальнейшем анализе исследуемого процесса.
Список литературы
1. Броунштейн Б.И., Щеголев В. В. Гидродинамика, массо- и теплообмен в колонных аппаратах. – Л.: Химия, 1988. – 336 с.
2. Ксенофонтов Б. С. Флотационная обработка воды, отходов и почвы. – М.: Новые технологии, 2010. – 272 с.
3. Кутателадзе С.С. Гидродинамика газожидкостных систем / С.С. Кутателадзе, М.А. Стырикович. – М.: Энергия, 1976. – 296 с.
4. Сухарев И.С., Экспериментальное определение размеров пузырьков газа при истечении в системе воздух/вода / Вестник волжской государственной академии водного транспорта – 2016.
5. Akita, K. Bubble size, interfacial area, and liquid-phase mass transfer coefficient in bubble columns / K. Akita, F. Yoshida // Industrial and Engineering Chemistry Process Design and Development. – 1974. – Vol. 13. – P. 84-91.
6. Schafer, R. Bubble size distributions in a bubble column reactor under industrial conditions / R. Schafer, C.Marten, G. Eigenberger // Experimental Thermal and Fluid Science. – 2002. – Vol. 26. – P. 595-604.