Анализ внешних факторов, определяющих изменение показателей ремонтной технологичности большегрузных карьерных самосвалов, свидетельствует о том, что наиболее значимыми из них являются: грузоподъемность, горнотехнические и погодно-климатические условия эксплуатации, а также профессиональная подготовленность обслуживающего персонала [1, 2].
Из анализа зависимостей основных показателей ремонтной технологичности карьерных автосамосвалов от горнотехнических условий эксплуатации установлено, что наиболее весомым фактором является глубина разработки, определяющая длину плеча транспортирования. Это объясняется тем, что с увеличением глубины карьера увеличиваются нагрузки, интенсивность износа и как следствие, увеличивается объем ремонтных работ и количество ремонтов (Рисунок 1).
Следующим по значимости фактором, оказывающим существенное влияние на трудоемкость ремонтов, является грузоподъемность автосамосвалов G (Рисунок 2).
1 – K(t = -30oC);
2 – K(t = 0oC);
3 – ПР2(t = -30oC);
4 – ПР2(t = 0oC);
5 – ПР1(t = -30oC);
6– ПР1(t = 0oC)
Здесь K – капитальный ремонт, ПР1 и ПР2 – плановые ремонты.
Трудоемкость операций ремонтных работ S, выполняемых в течение времени t исполнителями различной профессиональной подготовленности KП с учетом их технической подготовленности KТВ и климатических условий KР определяется по формуле
здесь F – число учитываемых факторов.
В свою очередь, профессиональная подготовленность исполнителей характеризуется их квалификацией KK и натренированностью KН.
Приведенные зависимости интенсивности выполнения ремонтных работ v = f(KK, KН) (Рисунок 3) показывают, что в результате повторного выполнения операций коэффициент натренированности увеличивается, стремясь к своему предельному значению KН = 1.
Из анализа полученных результатов видно, что у исполнителей высокой квалификации рост натренированности интенсивней, чем у исполнителей более низкой квалификации. Специализация ремонтных работ также приводит к интенсификации выполнения операций.
Влияние погодно-климатических условий на трудоемкость ремонтов, проиллюстрированное зависимостями на Рисунке 4, может быть учтено введением коэффициента повышения трудоемкости KП-K, зависящего от температуры воздуха (Табл.1).
Таблица 1
|
Температура, оС |
+5 ÷ +20 |
+5 ÷ -5 |
-5 ÷ -15 |
-15 ÷ -25 |
-25 ÷ -40 |
|
Коэффициент KП-K |
0,92 |
1,00 |
1,09 |
1,18 |
1,24 |
Влияние температуры воздуха на комплексный показатель ремонтной технологичности может быть описано уравнением экспоненциального типа (Рисунок 5), причем это влияние видимо начинает проявляться в диапазоне температур ниже –5оС.
Список литературы
1. Автомобильный транспорт на карьерах: конструкция, эксплуатация, расчет./ В.С. Квагинидзе, Г.И. Козовой, Ф.А. Чакветадзе [и др.]. – М.: Изд-во «Горная книга». – 2011. – 408 с. Квагинидзе В.C., Петров В.Ф..
2. Корецкий В.Б. Ремонтная технологичность большегрузных карьерных автосамосвалов на угольных разрезах Севера. – М.: Изд-во «Горная книга». – 203. – 298 с.