Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В  современных  условиях  развития  военно-профессиональной  деятельности:  ускорения  процесса «устаревания» профессиональных знаний, непрерывного повышения уровня ее сложности, внедрения новых подходов к внезапным проверкам боевой готовности соединений и воинских частей Вооруженных Сил России, определяющими становятся задачи подготовки специалистов, обладающих глубокими знаниями, высоким уровнем общего образования и культуры, способных действовать в условиях неопределенности[2]. Именно поэтому становится актуальной проблема информатизации современного военного образования.

Основным требованием предъявляемым к информатизации образования в настоящее время является внедрение и применение информационных технологий (ИТ) во всех сферах военной деятельности. Обладание необходимой информацией, полученной из достоверных источников или в результате сбора и обобщения ее, умение мыслить, опираясь на данную информацию и правильно ее использовать, позволяет решать конкретные задачи в учебной деятельности или в процессе проведения исследования. Это, несомненно, расширяет возможности не только педагогов, но и, обучающихся в учреждениях высшего военного образования.

В высшей военной школе педагог получает абсолютно новые возможности по формированию и совершенствованию познавательной деятельности  курсантов и слушателей, которые различаются с традиционными моделями обучения. Исходя из этого, резко повышается необходимость решения вопросов связанных с объемом, качеством, способами получения и представления изучаемой информации курсантами высших военных учебных заведений. Существующие подходы к информатизации образования, которые сегодня применяются в военных вузах, требуют нового взгляда на их реализацию направленных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

В результате анализа научной и научно-популярной литературы, посвященной проблемам информатизации высшего профессионального образования (труды Б.С.  Гершунского,  С.Р.  Домановой,  М.И.  Жалдакова,  Г.В. Кольцовой, В.П. Кулагина, Б.Б. Овезова, И.В. Роберт, А.Н. Тихонова, В.Ф. Шолоховича, Е.Л. Федотовой, В.Г. Юрасова и др.), выявлено, что точного толкования понятия информационная технология обучения в современной дидактике не дано. Разные авторы вкладывают различный смысл в раскрытие ее сущности и содержания. Например, Е.Л. Федотова рассматривает информационную технологию обучения как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности [3, с.128]. Согласно определению И.В. Роберт, средства информатизации образования – это средства информационных технологий (ИТ) совместно с учебно-методическими материалами, обеспечивающими их педагогически целесообразное использование. В.Ф. Шолохович, применяя терминологию И.В. Роберт, определяет информационные технологии (ИТ) обучения как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения, и усвоения знаний в котором находят применение средства информатизации образования. М.И. Жалдаков понимает под ней совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания обучающихся по управлению техническими и социальными процессами. Каждое из приведенных определений имеет право на существование и может быть использовано в качестве определения для информационных технологий, но нам ближе и мы будем придерживаться формулировки данной Е.Л. Федотовой.

Проблема информатизации образования в высших военных учебных заведениях характеризуется следующими факторами:

-       отсутствием единой системы и методологии внедрения информационных технологий (ИТ) в образовательный процесс и среду;

-     слабым взаимодействием военных учебных заведений между собой и с другими образовательными учреждениями;

-       недостаточной  подготовленностью  преподавательского  состава  к  внедрению  и  использованию информационных технологий (ИТ) в учебном процессе;

-         малым количеством современной вычислительной и мультимедийной техники, а также профессионального и специализированного программного обеспечения поступающего в военные учебные заведения.

Современный этап реформирования Вооруженных Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме совершенствования профессионального становления офицера. Повышаются требования к морально-психологической, педагогической и профессиональной подготовке военного специалиста, его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях. В связи с этим необходимо совершенствовать учебную и воспитательную работу в военных вузах, внедрять эффективные педагогические технологии в образовательный процесс [1].

Информационные технологии (ИТ) играют  главную роль в процессах получения, накопления  и распространения новых знаний в различных направлениях, среди которых информационное моделирование, искусственный интеллект и когнитивная графика. Применение данных технологий в процессе обучения позволяют решать дидактические задачи на технологической основе.

Основными задачами информатизации образовательного процесса в военном учебном заведении являются:

-   повышение качества подготовки военных специалистов с использованием информационных технологий (ИТ);

- использование активных методов обучения, развитие творчества и интеллекта в процессе обучения;

- интегрированность различных видов образовательной деятельности;

- адаптивность технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

-     внедрение и разработка новейших информационных технологий (ИТ) обучения, активизирующих познавательную деятельность курсантов и их мотивацию к освоению средств информационных технологий (ИТ) и методов;

-   разработку технологий для дистанционного обучения курсантов;

-   совершенствование программно-методического обеспечения процесса обучения;

-     внедрение информационных технологий (ИТ) обучения в подготовку военных специалистов всех профилей.

Развитие информационных технологий (ИТ) на данный момент основано на применении электронно- вычислительной техники, а также методов и средств автоматизации всех информационных процессов.

Целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационных технологий (ИТ) в учебный

процесс в военном учебном заведении – это основное направление в информатизации высшего образования, которое способствует ускорению научно-технического прогресса, обеспечению сферы образования методологией и практикой целенаправленного и обоснованного использования современных разработок как в процессе обучения, так и в процессе дальнейшей военной службы в мирное и военное время военнослужащего.

Возможности использования современных информационных технологий не имеют ограничений, а их потенциал растет с каждым днем и имеет многоплановый характер, открывая дополнительные возможности:

-   создание принципиально новых методических систем обучения, способствующих развитию интеллекта у курсантов, формирование у них умений и навыков самостоятельного поиска, приобретения знаний, осуществлять учебную деятельность, обрабатывать получаемую информацию;

-         усовершенствование механизма управления образовательной среды, используя при этом специализированные информационные банки данных, а также коммуникационные сети;

-   совершенствование методов и форм обучения;

-     создание условий для эффективного и качественно-нового учебного процесса за счет внедрения информационных технологий (ИТ);

-   реализацию основных образовательных программ в области подготовки военных специалистов.

В заключение отметим, что централизованное и координированное внедрение информационных технологий в учебный процесс в высших военных учебных заведениях позволить улучшить качество знаний, как курсантов, так и преподавателей, а также окажет положительное влияние на модернизацию современной российской образовательной системы.

 

Список литературы

1.      Зибров Г.В. Педагогика. Учебное пособие для вузов / Г.В. Зибров, Н.В. Зиброва, Л.А. Колосова. – ВАИУ, 2012. – 160с.

2.      Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета.Столичный выпуск № 5708 от 17 февраля 2012 г.

3.      Федотова Е.Л., Федотов А. А. Информационные технологии (ИТ) в науке и образовании // М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2011. 336 с.