Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

В век информационных технологий все чаще предъявляются высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и сфере профессиональной деятельности. Объёмы учебного материала увеличиваются, и традиционные методы его передачи и тренировки нередко являются малоэффективными. В настоящее время всё чаще обсуждается вопрос об эффективном использовании новейших информационных технологий в российских школах. К ним относятся не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Основная цель обучения иностранным языкам заключается в формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся, обучении практическому овладению иностранным языком. Задача учителя иностранного языка – создать условия для каждого учащегося индивидуально, необходимые для практического овладения языком, подобрать целесообразные методы обучения, которые позволили бы стимулировать познавательную активность учащегося на уроке иностранного языка.

Приоритетными направлениями в обучении иностранным языкам являются коммуникативность, аутентичность, интерактивность, изучение языка в культурном контексте, развитие межкультурной компетенции. Конечной целью обучения иностранным языкам является свободное ориентирование в иноязычной среде, и этому в большой степени способствуют новые мультимедийные инновации, которые определяются как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм, реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации.

В ходе изучения иностранного языка все большую популярность приобретают информационные и коммуникационные технологии. Их активное применение в обучении иностранному языку служит рычагом повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся и расширения их кругозора. Кроме того, используя информационно – коммуникационные технологии в процессе обучения иностранному языку, учитель повышает интерес к преподаваемому предмету. Также информационные и коммуникационные технологии могут выступать как в качестве средства подачи учебного материала, так и средством мониторинга знаний.

Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Применение современных технологий обучения иностранному языку раскрывает огромные возможности перед учителем. Например, они дают возможность отрабатывать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях. Помимо того, компьютерные технологии помогают выработать лингвистические умения и навыки, организовать коммуникативные ситуации, довести до автоматизма языковые и речевые действия, а также гарантируют реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика, кроме того могут помочь в преодолении психологического барьера при практическом использовании языка как средства общения. Таким образом, при работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

Выделяют несколько основных методических функций, реализуемых с помощью компьютера и компьютерных технологий:

1)      информативная – главным превосходством компьютера является возможность хранения и обработки большого объема информации, вследствие чего компьютер активно применяется на уроке иностранного языка;

2)      тренировочная функция заключается в использовании ПК с целью тренировки, отработки общеуниверсальных действий учащихся в процессе обучения иностранному языку. В некоторых случаях компьютер обладает рядом преимуществом по сравнению с учителем, например, в ходе тренировки и закрепления учебного материала. Это можно объяснить тем, что учащийся неограничен во времени при работе с компьютером, а также компьютер характеризуется объективным оцениванием работы учащегося и безграничным терпением;

3)      функция контроля и коррекции знаний учащихся с применением компьютерных технологий используется для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности. Применение компьютерных технологий положительно влияет на  возможность осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в ходе проведения фронтального контроля; реализацию сильной обратной связи, максимального объективного оценивания результатов, что позволит учителю максимально сократить затраты времени на осуществление контроля и избавит учителя от трудоемкой работы во время обработки результатов контрольной работы.

4)      коммуникативная, под этой функцией подразумевается возможность общения в глобальной сети Интернет;

5)      организационно-стимулирующая функция осуществляется следующим образом: ответ учащегося автоматически принимается компьютером и происходит его распознавание, затем ответ анализируется и определяется, является ли ответ правильным, результат запоминается и сообщается учащемуся.

Отсюда следует, что компьютер в процессе обучения иностранному языку позволяет сделать активным участником педагогического процесса каждого учащегося. Рассмотрим обучение отдельным видам речевой деятельности посредством использования компьютера на уроке иностранного языка. Так, например, при обучении аудированию, каждый ученик имеет возможность воспринимать на слух аутентичную иноязычную речь, при обучении говорению или отработке фонетических навыков используются обучающие программы, которые предусматривают работу с микрофоном. После того как учащийся прослушал слова или фразы на иностранном языке, ему предлагается произнести эти фразы самому, после чего он может узнать, насколько его произношение данных фраз и их интонирование близко к произношению носителя языка, т.е диктора, сравнив свою речь с речью диктора, учащийся может увидеть неточности в своем произношении и в последующем работать над их коррекцией, с целью улучшить свои произносительные навыки. Недостаток такого вида работы заключается в том, что такая работа отнимает у преподавателя много времени, но если несколько минут урока уделить этой работе, она принесет свои плоды. При тренировке грамматических навыков – каждый ученик имеет возможность выполнять грамматические упражнения, констатировать свои ошибки и добиваться верных ответов. Кроме того, компьютер может выступать в роли вспомогательного средства на уроке при введении нового лексического или грамматического материала, при обучении диалогической речи, чтении и письма, а так же, при тестировании. В случае если в классе компьютер только у учителя, он может быть использован как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики.

Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные технологии имеют свои преимущества. К примеру, у каждого учащегося, даже у самого пассивного,  есть возможность продемонстрировать свои умения и навыки, соревнуясь с другими учащимися, что позволит разбудить в нем желание и стимул достичь высоких результатов. С помощью компьютерных технологий учитель может своевременно корректировать учебные планы, учитывая при этом возможности и интересы всех учащихся. В свою очередь мультимедийные элементы могут быть использованы учащимся в своих домашних работах, которые они могут отправить учителю в электронной форме. А во внеурочное время или дома при наличии компьютера и соответствующих программ учащийся может упражняться столько, сколько ему необходимо, исходя из его возможностей и желаний.

В последние десятилетия теория и практика обучения языку существенно обогатились за счет Интернет- ресурсов. Необходимо отметить, что ресурсы глобальной сети играют огромную роль для лингводидактики, поскольку позволяют общаться с носителями языка в режиме реального времени на изучаемых языках, осуществляют доступ к аутентичным материалам и большому количеству учебных ресурсов в текстовом, аудио- и видеоформатах. С развитием мультимедийных средств и распространением Интернета можно заявлять о другом подходе к созданию компьютерной обучающей языковой среды. Этот подход предусматривает комплексное применение тщательно отобранных для конкретных целей обучения аутентичных и учебных материалов. Так, глобальная сеть Интернет может быть полезна как учащимся, так и учителям при получении необходимой информации. Это может быть и страноведческий материал, и новости из жизни молодёжи, и различные газетные общественно-политические статьи и т.д. Учащиеся могут принимать онлайн-участие в различных тестированиях, всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, обмениваться сообщениями в чатах, форумах со сверстниками из других стран. В рамках реализации проблемного обучения учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

При внедрении и успешном использовании инновационных форм обучения в педагогическом процессе учителю отводится роль активного помощника, который организует, направляет и стимулирует учебную деятельность учащихся. Отсюда следует, что современные интернет-технологии играют важную роль при формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, так как эффективное изучение иностранного языка строится на работе с аутентичными аудио-, видео- и печатными материалами.



Список литературы

1.      Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2007. – №4. – С. 22 – 26.

2.      Нелунов А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий // Информатика и образование. – 2008. – №9. – С. 31 – 33.

3.      Полипова Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2009. – №10. – С.11 – 16.

4.      Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2012. – №10. – С. 56 –59.