Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Архангельск
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Современный этап развития российского образования характеризуется сложными преобразованиями, связанными с разработкой и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий.

Исследование направлено на изучение научно-педагогических подходов к решению проблемы проектирования электронных образовательных ресурсов с использованием соответствующих аналитических методов диагностики.

Так, при наличии продвинутого курса дополнительного образования в средней общеобразовательной школе по изучению информационных web-систем, их проектированию, созданию и продвижению, перед педагогом дополнительного образования в сфере информационных технологий встает проблема различия начального уровня знаний у целевой аудитории обучающихся. В соответствии с существующим образовательным стандартом [1] в большинстве средних школ такие предметы WEB- конструирование и WEB-программирование предусматриваются только на начальном уровне, либо не проходят совсем, так как изучение языка программирования HTML для верстки программного кода не предусматривается при освоения данных предметов в школе, причем как на базовом, так и на продвинутом уровне. В противном случае школьные педагоги могут использовать различные подходы: написание HTML кода в текстовом редакторе, использование  функционала текстовых процессоров или применение конструкторов сайтов. Федеральный базисный учебный план для десятых и одиннадцатых классов, принципы построения которого обусловлены реализацией федерального компонента двухуровневого (базового и профильного) среднего общего образования, является основой для организации образовательного процесса. В соответствии со стандартом, все предметы в школе изучаются на базовом и профильном уровне, в том числе и информатика. Таким образом, учащиеся имеют возможность пройти соответствующий элективный курс, который позволит изучить предмет более углубленно. Как правило, на рассматриваемых образовательных курсах могут обучаться школьники разного возраста (14-17 лет), что приводит к еще большей дифференциации знаний обучающихся. Наличие в сети Интернет большого количества разнообразных бесплатных курсов по HTML верстке только усугубляет проблему расслоения по уровню умений и навыков.

Изучение конкретных языков программирования в старших классах средней школы в ФГОСе так же жестко не регламентировано. Указано лишь, что «...обучающийся должен владеть универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных, уметь использовать основные управляющие конструкции. А так же владеть навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ и элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ» [1].

Одним из способов решения проблемы дифференциации обучающихся в системе дополнительного образования, желающих обучаться по предмету web-конструирования дистанционно, является определение их начального уровня знаний и, при недостаточном количестве  умений и навыков для продуктивного изучения продвинутых курсов, предоставление учебного материала для восполнения пробелов в знаниях.

С одной стороны, дистанционное обучение – это, как отмечает А.А. Андреев, «... процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной образовательной среды, основанной на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса» [2].

С другой стороны, например, Ю.К. Бабанский отмечает что: «...оптимальный выбор метода обучения начинается с решения вопроса: будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога» [3, стр.140]. В том случае, если обучающийся «... может без лишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно...», то «... помощь педагога не нужна» [3, стр.140]. В данном случае, наиболее предпочтительным вариантом является предоставление учебных материалов для самостоятельного обучения, так как «... овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной познавательной деятельности» [3, cтр.141].

Анализ результатов научных работ показывает, что «В основе программированного обучения лежит идея, что весь процесс обучения можно разбить на различные управляющие воздействия – команды, а затем составить алгоритм этих управляющих воздействий. На основе этого алгоритма разрабатывается обучающая программа. Любой процесс, который может быть алгоритмизирован, в принципе может быть и автоматизирован» [3, cтр.78].

«Многочисленные сравнительные исследования программированного и традиционного способов обучения свидетельствуют, что программированное обучение повышает интенсивность обучения <…> Технология «мультимедиа» позволяет организовать подачу учебного материала с использованием цвета, звука, мультипликации, кино, различных видео- и аудио- эффектов» [3, cтр. 82–83].

Алгоритм научно-педагогического исследования заключается в следующем. В процессе выполнения работ вводная диагностика разрабатываемого электронного образовательного ресурса, относительно изучения предмета, связанного с web-конструированием, проводилась в виде поликомпонентного интерактивного теста. При этом, посредством диагностики определялось наличие умений и навыков обучающегося в одном или нескольких из девяти учебных блоков. Блоки разделялись по уровню сложности, от базового, включающего в себя создание простой web-страницы, до продвинутого, содержащего информацию об использовании каскадных таблиц стилей. В случае выявления пробелов в знаниях в каком- либо из блоков, обучающемуся предлагалось самостоятельно изучить необходимый материал и выполнить итоговую практическую работу. Таким образом, в результате прохождения диагностики и, если необходимо, изучения предложенного материала на начало прохождения продвинутых курсов все обучающиеся приобретали необходимые знания. В качестве обучающего материала после вводной диагностики может быть предложена информация из одного из следующих блоков:

     Теоретическое описание языка HTML;      Теоретическое описание языка CSS;

     Практический блок создание простой web-страницы;

    Практический блок Форматирование текста и использование атрибутов; Добавление картинок и использование гиперссылок;

     Построение простых таблиц;      Построение сложных таблиц;      Основы работы с CSS;

     Id и class в CSS.

 Теоретико-экспериментальные исследования проводились в Северном (Арктическом) федеральном университете на кафедре экспериментальной математики и информатизации образования.

 Понимая, что проведенное исследование является началом научной работы авторов и не исчерпало всей глубины поставленной проблемы, тем не менее, на основе результатов выполненных работ мы можем сделать следующие выводы:

1.          Для того, чтобы обучающиеся не тратили время на уже известный им материал, при дистанционном обучении необходима система вводной диагностики;

2.          Сложность заданий дистанционных курсов, использующих вводную диагностику, должна возрастать от первого к последнему блоку (от простого к сложному);

3.          Использование дистанционных технологий обучения оправдано, так как учащиеся могут достаточно глубоко изучить соответствующий материал самостоятельно.

 

Список литературы

 

 

1.          Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365.

2.          Тюрикова, Е.М. Дистанционное обучение – новая форма информационно-педагогической среды [Электронный ресурс] / Е.М. Тюрикова // Гуманитарный вектор: Педагогика, психология – №33. – Т.1. – 2013. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-novaya-forma- informatsionno-pedagogicheskoy-sredy.

3.          Ширшов, Е.В. «Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов» / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова. – АГТУ, 2005. – 307 с.