Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Современное общество получило большое развитие благодаря разработкам современных информационных технологий. В наше  время умение адаптироваться в любой сфере человеческой деятельности и комфортно существовать в ней – одно из самых важных качеств личности, задача преподавателя – научить молодое поколение ориентироваться в информационном мире. Развивающаяся личность в результате обучения должна уметь приспосабливаться к любым изменениям в жизни, работать с большим количеством информации, общаться в любой ситуации. Развитию коммуникативной компетенции на сегодняшний день значительно способствует использование при обучении информационно-коммуникационных технологий, дающих возможность представления более полной информации по теме, повышающих наглядность и вызывающих стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры. Современные методы обучения иностранным языкам, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационно- коммуникационных технологий и Интернет – ресурсов, базируясь на личностно - ориентированном подходе в обучении, нацелены на дифференциацию и индивидуализацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов.

Российские и зарубежные педагоги выделяют пять основных направлений применения информационно- коммуникационных технологий на занятиях по иностранному зыку:

1.      Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

Это направление наиболее распространено в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Существует огромное количество компьютерных программ для изучения иностранного языка. В основе каждой из них лежит применение готовых компьютерных учебных курсов, представленных упражнениями  на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов. Учебный материал в подобных обучающих программах часто состоит из двух частей: теоретической и практической, а само обучение строится на интерактивных упражнениях по различные аспектам иностранного языка. Компьютерные обучающие программы рекомендованы к применению на всех этапах. Но, к сожалению, результатом анализа существующих программных продуктов стала их практическая неэффективность, так как основные виды упражнений в программах - это выбор правильного ответа и заполнение пропусков.

2.      Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

Компьютер дает нам возможность хранить и использовать большое количество учебной информации: различные тексты, упражнения, аудио и мультимедиа информация. Кроме того, ее можно дополнить, изменить или представить в новой форме. Однако чтобы в полной мере воспользоваться всеми этими достоинствами, нужно создать свою обучающую компьютерную программу. Все составляющие компьютерной обучающей программы должны, прежде всего, соответствовать целям обучения иностранному языку. В программе необходимо выделить основные части: информационный раздел (представленный в виде тематического текста), раздел заданий и упражнений (для отработки изученного материала и его закрепления), справочный раздел (для предоставления помощи при работе с программой, а также разнообразных словари и справочников).

3.      Создание собственных мультимедийных презентаций.

Часто учителя жалуются на то, что очень сложно бывает подобрать необходимый наглядный материал к уроку. Чтобы решить эту проблему, учителя сами создают презентации по соответственной теме, вкладывая в них нужный им материал. Использование презентаций на уроке является очень эффективным способом положительного воздействия на учащихся. Создание таблиц, анимаций, внедрение текстовой информации, видео- и аудиозаписей – все это, и не только, можно разместить в презентации. При презентации новой лексики отлично помогают картинки и фотографии, для закрепления материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками).

4.      Использование ИКТ во внеклассной работе.

На сегодняшний день все чаще ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и используется при проведении внеклассной работы с учащимися. При работе над учебными проектами учащиеся прибегают к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, поисковые системы сети Интернет. Для обработки, представления полученной информации учащиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, нередко результаты своей работы они представляют с помощью презентаций, фотографий или видеороликов.

5.      Использование ресурсов сети Интернет.

Интернет – это глобальная международная сеть, дающая возможность выполнять поиск необходимой информации, использовать данные различных информационных ресурсов. Известно множество обучающих онлайн-программ для изучения иностранного языка.  Сеть Интернет дает возможность учащимся принимать участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах по иностранному языку[Рахимова:110].

Так же популярно в процессе обучения иностранному языку использование переписки по электронной почте. Общение с носителями иностранного языка по интернету во время проведения международных коммуникационных проектов - это отличное средство формирования у учащихся межкультурной компетенции и мотивации к дальнейшему развитию коммуникативных навыков.

Обобщая вышеизложенное, можно  сделать вывод о  том, что внедрение информационно – коммуникационных технологий кардинально меняет процесс обучения, но одно остается неизменным – значимую роль на уроке иностранного языка играет учитель. Он становится консультантом и координатором учебного процесса. Расширение границ подачи материала, его объяснения, отработки и контроля применения его учащимися делает процесс обучения в школе более удобным, быстрым, интересным и результативным как для ученика, так и для учителя. Использование средств ИКТ в обучении увеличивает мотивацию к самостоятельной учебной деятельности и активность обучаемого, становлению личности обучаемого за счет развития его способности к образованию, самовоспитанию, самообучению, самоактуализации, самореализации.

В связи с этим можно выделить следующие преимущества использования ИКТ в преподавании иностранного языка.

При обучении фонетике применение ИКТ помогает учителю использовать прием визуализации произношения. Мультимедийные технологии дают возможность прослушивать иноязычную речь, приспосабливая ее к собственному уровню восприятия посредством изменения скорости воспроизведения, что так же дает возможность делить фразы на слова и сравнивать произношение и написание слов. Так же можно записать произносимое слово или фразу ученика для дальнейшего контроля и корректировки [Рахимова: материалы научной конференции].

Использовать  ИКТ  на  уроке  грамматики  целесообразно  при  изучении  любой  темы.  Правильно расположенный материал, удачно использованное цветовое оформление, применение схем и таблиц, голосовое сопровождение (произношение примеров на иностранном языке) помогут преподнести материал более полно, легко и быстро для лучшего усвоения его школьниками, так как при этом задействуется большая часть рецепторов. К тому же, с помощью ИКТ контроль уровня приобретенных грамматических навыков можно сделать намного увлекательнее.

Для решения задач совершенствования навыков употребления лексики иностранного языка приходят на помощь различные обучающие компьютерные программы тестового типа. [Галиуллина: материалы научной конференции]. Такие программы могут включать в себя задания следующих типов:

·   заполнение пропусков (если ответ неверный, учащийся может перейти к следующему заданию или попробовать исправить ошибку);

·   решение кроссворда (при неправильном ответе слово выделяется ярким, например, красным цветом);

·   «Найти ошибку», где детям представляется возможность исправить ошибку в слове или в предложении. ИКТ позволяет совершенствовать навыки техники чтения за счет применения таких приемов, как:

·   развитие умений выделить главную информацию из текста в соответствии с коммуникативной задачей;

·   обучение анализированию текста;

·   формирование умения самостоятельно преодолеть языковые трудности;

·   помощь в поиске справочно-информационных данных с помощью передачи языковой информации.

В обучении аудированию использование ИКТ способствует активному формированию фонетических навыков аудирования и обуславливает четкий контроль правильности понимания прослушанного текста.

Для формирования правильного произношения ИКТ оказывают позитивное воздействие непосредственно при формировании фонетических навыков говорения и в тренировке правильного произношения слов.

Таким образом, включение ИКТ в процесс обучения иностранному языку оказывает положительное влияние на достижение основной цели модернизации образования – создание доступного качественного образования, способствование гармоничному развитию личности, способной к комфортному существованию в информационном пространстве, владеющей знаниями в  области использования информационно- коммуникационных технологий и «информационно культурной», что обусловлено социальным заказом информационного общества.

 

Список литературы

1.      Войтко, С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005.   http://festival.1september.ru/articles/415914/

2.      Галиулина,   Т.Н. Обучение  иностранному языку   с  помощью  новых  информационных  технологий. Материалы Региональной Научно-практической конференции Английский язык в системе Школа [Текст] - Вуз, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

3.      Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка. [Текст] ИЯШ №8 2007 с.21

4.      Захарова,  И.Г.  Информационные  технологии  в  образовании:  учебное  пособие  для  высш.  учеб. Заведений[Текст] / И.Г. Захарова. - М.: «Академия», 2008., с.338

5.      Кудрявцева, Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов [Текст] / Л.В. Кудрявцева // Иностранные языки в школе. – 2007. - № 4., С. 49-53.

6.      Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий [Текст] / С.В. Панюкова-М.: "Про-пресс", 1998.c.120

7.      Полат, Е.С. Интернет в системе обучения иностранным языкам. [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. –Режим доступа - свободный

8.      Рахимова, А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам [Текст]/ А.Э. Рахимова // Иностранные языки в школе. – 2012. - № 10., С. 56-60.

9.      Рахимова, А.Э. Развитие социокультурной компетенции обучающихся в условиях Интернет – проектов [диссертация]. – Казань, 2007, С. 110

10.   Тамбовкина, Т.Ю. О некоторых методах самообучения иностранным языкам [Текст] / Т.Ю. Тамбовкина // Иностранные языки в школе. – 2001. - №5. С.156