Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Программа развития Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), созданного путем объединения четырѐх региональных вузов (Дальневосточного государственного университета, Дальневосточного государственного технического университета, Тихоокеанского государственного экономического университета и Уссурийского государственного педагогического института) предусматривает, что основной целью университета на период до 2019 года является его становление как ведущего научно-образовательного и инновационного центра региона и России, содействующего решению стратегических задач в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2009 г. № 2094-р)

Факторы достижения указанной цели – предусмотренные программой применение передовых образовательных технологий и трансформация схемы организации учебного процесса.

В связи с этим была осуществлена структурно-функциональная трансформация организации учебного процесса в университете. Вместо существовавшей ранее схемы:  кафедры (с разделением их на общеобразовательные и выпускающие) и деканаты – предложена новая структура управления учебным процессом.

Упразднены деканаты, упразднено понятие «выпускающая кафедра», введено понятие студенческого офиса, учреждены новые (для университета) «функционалы» руководителя и администратора образовательной программы.

Указанная реорганизация, в целом, соответствует современным мировым тенденциям организации учебного процесса, однако организационно-технологическое обеспечение деятельности специалистов, вовлеченных в эти процессы, неудовлетворительно.

Принципиальная особенность новой схемы – введение институтов «руководителя» и «администратора» образовательной программы (ОП). При этом если содержание деятельности администратора ОП сравнительно легко наследуется из содержания деятельности сотрудников деканата, то «функционал» руководителя ОП практически полностью нов для ДВФУ, вследствие чего его бизнес-процессы недостаточно регламентированы и не имеют средств ИТ-поддержки.

Актуальна задача организационно-технологического обеспечения деятельности специалистов, вовлеченных в процесс организации учебного процесса и, в первую очередь, руководителя образовательной программы.

В частности, необходимо:

а) проанализировать содержание деятельности участников процесса с позиций: цели, результаты, критерии оценки еѐ результативности и эффективности. При этом просматривается целесообразность рассмотрения деятельность руководителя ОП и его взаимодействие с подразделениями вуза с точки зрения теории практики проект-менеджмента (управления проектами);

б) проанализировать и специфицировать бизнес-процессы сотрудников, вовлеченных в организацию учебного процесса.

Следует отметить, что введение института «руководителя ОП» не вписывается непосредственно в традиционную организационную структуру вуза, основанную на отношении административной подчиненности. Более корректной представляется трактовка отношений «руководителя ОП» и функциональных подразделений вуза как отношения «заказчик – исполнитель». Фактически руководитель ОП - менеджер, отвечающий за реализацию проекта - «подготовка выпускника с заданными критериями качества, с помощью выделенных ресурсов и в установленные сроки».

В теории и практике управления проектами (проектного менеджмента) известны схемы взаимодействия специалистов и структур в учреждениях, сочетающих проектную и операционную деятельности.

Рассмотрение деятельности руководителя ОП и его взаимодействия с подразделениями вуза (кафедры,

студенческие офисы, финансовые и планово-экономические службы, …) с этой точки зрения дает, как понятийный аппарат (руководитель проекта, команда проекта, «треугольник» проекта и варианты его деформации, взаимодействие с организационной структурой вуза, ресурсы проекта, …) регламентации его деятельности, так отработанные в проект-менеджменте инструментальные (программные) средства.


Анализ  содержания  деятельности  руководителя  образовательной  программы  позволяет  выделить проектную и операционную составляющие в его деятельности.

Реализация учебного плана ОП (в отношении учебной группы и /или отдельного студента) обладает существенными признаками проекта (ограниченность во времени и ресурсах, индивидуальность (уникальность) образовательной траектории).

Спецификации ряда основных бизнес-процессов, составляющих операционную деятельность руководителя ОП, приведены в Табл.1.


Таблица 1

 Описание основных бизнес-процессов (БП) руководителя ОП


Наименование БП

Чем инициируется

Вход

Выход

 

 

1

Составление

(корректировка) учебного плана (УП) ОП

Регламент

(ежегодно, до 01 июля)

1.ФГОС (изменение),

нормативные документы вуза. 2.Результат БП №5. 3.Существующий УП.

Новый вариант УП

 

 

2

Выбор

преподавателя(-ей) для дисциплины

1. Регламент

(ежегодно, до 01 июля).

2.Случаи замены

Учебный рабочий план (УРП)

дисциплины

1.Представление в

приказ о закреплении нагрузки.

 

 

 

 

3

Распределение

нагрузки по кафедрам и/или преподавателям (в том числе

бюджета)

1. Регламент

(ежегодно, до 01 июля).

1.Результаты БП № 2.

План реализации

образовательного процесса на учебный год (дисциплины, виды занятий, исполнители, сроки, ресурсы)

 

 

 

 

4

Оценка

результативности и эффективности реализации ОП

(для руководителя ОП, как элемент обратной связи)

Регламент

1 .Результаты мониторинга

сведений о выпускниках (трудоустройство, история успеха…).

2 .Прямые оценки работодателей (ассоциаций работодателей).

3. Исходные данные для расчета рейтинга ОП.

Значения критериев

оценки.

 

 

 

 

 

 

5

Выработка

рекомендаций по корректировке УП

Регламент

1.Рекомендации конкретных

работодателей. 2.Рекомендации ассоциаций работодателей (АПКИТ, ТПП,…).

3.Предложения преподавателей. 4.Тенденции, прогнозы

развития отрасли (результат БП

№ 4).

5.Результат БП№ 4. 6.Рекомендации УМО.

 

 

 

 

 

6

Контроль исполнения

расписания занятий

Регламент

(еженедельно/ежеме сячно)

1.Расписания.

2.Отчет о фактическом проведении занятий преподавателями.

Запросы на

предоставление объяснительных записок. Организационные решения (проекты приказов, распоряжений)