Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ КАК СРЕДСТВА НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

В условиях современного развития отечественного профессионального образования существует проблема, связанная с совершенствованием образовательного процесса и активным использованием наглядных методов обучения. Современное поколение с детских лет получает информацию с различных электронных носителей: компьютеров, мобильных телефонов, цифровых телевизоров и пр. Современные технические средства обучения давно и успешно вошли в учебный процесс, стали неотъемлемой частью не только обучения, но и вообще жизни педагогов и студентов. Использование компьютерных средств обучения делает процесс передачи знаний более интенсивным, формирует учебную мотивацию обучаемых, значительно расширяет иллюстративную базу учебного материала, усиливает эмоциональную составляющую обучения. Невозможно представить активную поисковую деятельность студентов без использования современных компьютерных технологий. Именно поэтому использование электронных средств обучения так актуально в современном учебном процессе учреждений среднего профессионального образования.

Известно, что эффективность учебного процесса напрямую зависит от комплексного использования таких компонентов учебного  процесса,  как методы,  организационные  формы  и дидактические  средства  обучения. Однако, традиционные средства обучения, хотя и играют важную роль в процессе решения преподавателем дидактических задач, однако не всегда являются результативными. Одним из самых традиционных средств обучения, имеющимся в каждом учебном учреждении, являются меловые доски, и их нельзя рассматривать, как устаревшее средство обучения, поскольку такие доски имеют свои преимущества перед самыми новейшими средствами наглядности. Например, в ходе изложения учебного материала, на них можно экспромтом сделать поясняющую надпись, изобразить различные объекты, начертить схему.

Современные преподаватели достаточно ответственно подходят к подбору дидактических средств обучения. В этом им помогает комплексный подход. Именно поэтому понятие «средства обучения» всегда взаимосвязаны с методами обучения, учебно-методическим комплексом и информационно-предметным обеспечением учебных дисциплины. Два последних понятия объединяют в своем составе не только дидактические средства, но и примерные программы по дисциплине, обучающие компьютерные программы, рабочие тетради, рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ, методические рекомендации по изучению курса и организации самостоятельной деятельности студентов, информационные материалы, дополняющие учебные пособия; методические разработки по отдельным курсам; список литературы по курсу; опорные конспекты лекций по темам курса, опорные схемы, технологические карты и прочее.

В современном учебном процессе учреждения среднего профессионального образования наиболее эффективным компьютерным средством наглядного обучения является интерактивная доска, позволяющая использовать видео и игровые программы для обучения. Интерактивная доска позволяет улучшить учебный процесс, поднять его на качественно новый уровень.

Например, используя интерактивную доску на занятиях по спецдисциплине «Моделирование прически» появляется возможность:

– представлять информацию последовательно, по мере изложения материала по истории возникновения данной прически;

– взаимодействовать с объектами, разворачивая картинки на 360 градусов, чтобы у студентов была возможность рассмотреть их со всех сторон;

– подробно показать технологию выполнения прически;

– вернуться к записям ранее изученного материала, повторить схемы, технологии;

– продемонстрировать тексты с пропусками, где надо вставить специальные термины по изучаемой теме (тесты);

– комбинировать кадры из готовой коллекции изображений (рисунки, схемы выполнения причесок, технологические карты, таблицы и пр.);

– записать на видео занятие, а затем корректировать его в соответствии с вопросами студентов;

– использовать материал для проведения деловой игры, участниками которой являются все студенты;

– проводить проверку знаний студентов сразу во всей группе.

Особенностью работы интерактивной доски является объединение проекционной технологии с сенсорным устройством. Доска не только отображает картинку с монитора компьютера, но позволяет управлять, вносить правки, редактировать презентацию, сохранять материалы занятия для дальнейшего использования. Кроме этого, по поверхности интерактивной доски можно перемещать с помощью специального маркера фотографии, рисунки, схемы, тексты записей. Можно их копировать, изменять размер, поворачивать, перетаскивать объекты, используя маркер, как компьютерную мышь. Это важный момент, поскольку такая особенность позволяет использовать при работе с интерактивной доской многие образовательные мультимедийные компьютерные программы.

Интерактивная доска позволяет педагогу выполнять быстрые поправки в дидактическом материале прямо на занятии (добавлять схемы, графики, фотографии, видеоматериалы) с использованием ресурсов сети интернет. Во время занятия студенты могут активно участвовать в групповой дискуссии, обсуждать изучаемый материал, вносить свои поправки и дополнения. Надо отметить, что молодежь воспринимает информацию с электронного носителя лучше и быстрее, чем с традиционных, стандартных источников. Восприятие материала улучшается за счет увеличения количества иллюстраций к изучаемой теме.

Преподаватель может предварительно разработать постраничные интерактивные занятия по темам раздела, а затем, уже в процессе занятия, добавлять необходимый учебный материал или делать пометки поверх изображения. Слайды можно перелистывать, переходить от одного электронного приложения к другому, слегка касаясь поверхности доски маркером, можно легко включать и выключать мультимедийные файлы.

Проведенные занятия можно записывать, при необходимости распечатывать части занятия или отправлять студентам по электронной почте. Такие методические и демонстрационные материалы могут храниться в базе данных преподавателя, являться частью его учебно-методического комплекса по дисциплине.

При подготовке к занятию с использованием интерактивной доски, преподавателю необходимо соблюдать ряд условий:

1.      Владеть навыками работы с интерактивной доской.

2.      Обосновать педагогическую целесообразность применения интерактивной доски при изучении конкретной темы дисциплины и разработать методику проведения занятия с ее использованием.

3.      Собрать необходимый для проведения занятия учебный материал: текстовый, графический, видео, фото, звуковой, ресурсы интернет и пр. Удобно работать, используя разные папки для создания базы данных.

4.      Выбрать технологии и инструменты интерактивной доски для проведения занятия.

5.      Выполнить конструирование занятия в программе Notebook.

6.      Использовать работу в режиме «белой доски»: создавать записи, которые можно сохранить, редактировать и корректировать. При использовании инструмента «Шторка» можно скрыть часть доски, на которой, например, расположена информация, связанная с результатом обучения, т.е. правильные ответы, готовая стрижка, готовая схема выполнения прически и прочее). Информацию можно открывать постепенно, чтобы студенты могли сверить правильность выполнения самостоятельного задания.

7.      При объяснении нового учебного материала удобно использовать инструмент «Прожектор», который затемняет информацию, не актуальную на данный момент времени, и выделяет важный участок, к которому необходимо привлечь внимание. Это действие можно использовать и при закреплении изученного материала, когда надо быстро вернуться к началу объяснения или его середине.

8.      Удобно работать с презентациями, созданными в программе Microsoft Office. С помощью инструментов «Указка» и «Лупа» создаются заметки на презентациях, выделяются ключевые моменты.

9.        Работу с готовыми конспектами в программе интерактивной доски можно оптимизировать, используя комплекс дополнительных устройств: документ-камеры, систему интерактивного голосования и  пр. Заранее подготовленные тексты, схемы и таблицы, фото и картинки, гиперссылки к мультимедийным файлам и интернет- ресурсам позволяют вести занятие активно, в быстром темпе, делают учебный процесс динамичным.

10.     Использование инструмента «Перо» позволяет комментировать учебный материал прямо на доске, а ресурсы сохраняются для будущих занятий.

Таким образом, интерактивная доска является новым и перспективным средством наглядного обучения. Однако существует ряд трудностей при использовании интерактивной доски. Так, если педагогический коллектив учебного учреждения составляют женщины, то большинство их них неохотно используют компьютерные средства обучения на занятиях. Страх перед подобной техникой является психологическим барьером для использования интерактивной доски в учебном процессе. Для преодоления этого барьера целесообразно организовывать учебные курсы для педагогов, позволяющие сделать каждого педагога компетентным в области применения новейших информационных технологий. В результате изучения курса педагоги учатся рационально использовать компьютер и интерактивную доску в учебном процессе; анализируют и обобщают опыт использования доски; учатся использовать программные педагогические материалы, разрабатывают дидактический материал в электронном виде по своим дисциплинам. Кроме этого, можно отметить такую трудность, как затраты времени и труда на разработку электронных наглядных пособий, конспекта занятия в программе доски.

Работа с интерактивной доской - это инновационная деятельность преподавателя. Работа с интерактивной доской позволяет педагогу осуществлять постоянное динамичное обновление обучения, повышает информационную компетентность преподавателя.

 

Список литературы

1. Калитин С.В. Интерактивная доска: учебное пособие. – М.: СОЛОН-Пресс, 2013. – 192 с.