Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ВИЗУАЛЬНО-ОБРАЗНОГО МАССИВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Преподавание истории изобразительного искусства на сегодняшний день является одной из важных методических проблем. В настоящее время происходит активное проникновение средств научно-технического прогресса в образовательную систему. В связи с этим в определенной степени теряют свою эффективность существующие методики преподавания истории изобразительного искусства. Это особенно заметно в тех компонентах, которые, прежде всего, определяются объёмом получаемой субъектом образовательного воздействия полезной информации. На этом этапе необходимо создание новых современных информационных (визуальных) технологий и методов обучения, способных вернуть интерес современного поколения к приобретению знаний, как в рамках учебного процесса, так и за его пределами. В связи с этим логично пересмотреть процесс обучения истории изобразительного искусства и по-новому оформить технологию получения информации, её объем, методико-педагогические условия для более эффективного позитивного воздействия учебно-визуального материала.

Полезной и эффективной практикой внедрения визуальной информации в образовательный процесс для методики преподавания истории изобразительного искусства можно считать педагогический опыт кинематографистов – ВГИК, осуществлявшийся в советский период в этом вузе и успешно использующийся сейчас в этом учебном заведении.

Данный методический подход заключается в том, что студенты получают концентрированную и собранную в целостный блок информацию о лучших фильмах мирового кинематографа в непрерывном режиме времени на первом образовательном этапе. Преподаватели ВГИКа доказали, что любой мыслящий человек, внимательно просмотревший и проанализировавший не менее 300 из этих фильмов, может считать себя сведущим и почти образованным в области истории мирового кинематографа. Но это вовсе не значит, что в списках присутствуют исключительно шедевры. Блок фильмов, обязательный к показу студентам, формируется «в целях обеспечения учебного процесса», позволяющего дать будущим режиссерам, киноведам общее и наиболее полное представление о характере и содержании кинематографического искусства в целом, что в дальнейшем позитивно сказывается на их вкусовых ориентациях, содержательно-оценочных, знаниевых и творческих векторах развития [2].

Данная образовательная технология (при известной адаптации) также может быть применена в рамках общеобразовательных школ, для которых широко известный российский кинорежиссер Н.С. Михалков предложил ввести факультатив «100 лучших отечественных фильмов детям». Внедрение технологии пока не состоялось, но обсуждение данного проекта ведется активно, с чем можно ознакомиться, например, на страницах газеты «Культура» №30 11-17 сентября, 2015 г. с.3.

Визуальная составляющая (далее – иконическая) [4] изобразительного искусства, в определенной степени аналогична кинематографической, что побуждает к использованию позитивно зарекомендовавшего себя опыта кинематографистов по внедрению массива необходимой информации и для преподавания истории изобразительного искусства. Несмотря на то, что «кадр» произведения изобразительного искусства отличается от кинематографического кадра своей спецификой и сложностью, в чем-то они структурно и содержательно схожи. А это значит, что опыт кинематографистов в методе донесения информации до субъекта обучения может быть ценным и полезным для преподавания истории изобразительного искусства.

Отсюда следует, что для изучения истории изобразительного искусства в рамках общеобразовательных школ нами предлагается технология «иконического массива информации», несущая пропедевтический характер и осуществляемая качественно, планомерно и последовательно с ориентацией на лучшие образцы отечественного и мирового искусства.

Важным фактором использования технологии «иконического массива информации» является воспитание у учащихся чувства так называемой насмотренности. В данном контексте под насмотренностью мы понимаем владение субъектом обучения определенным количеством качественной визуальной информации. Насмотренность способствует развитию эстетического вкуса  учащихся, т.е. различию, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в произведениях искусства. Кроме того, для возникновения и реализации собственных творческих идей и решений мозг необходимо постоянно подпитывать визуальной информацией, что называется «кормить глаза». Реализовать эту «подкормку» можно в различных тематических блоках. Так, например, модель иконического массива информации на тему «Русский авангард» может иметь следующий вид:

1.      Абстракционизм. Творчество В. Кандинского.

2.      Супрематизм. К. Малевич, Н. Суетин.

3.      Конструктивизм. В. Татлин, А. Родченко.

4.      Кубофутуризм (кубизм, футуризм). А. Экстер, Д. Бурлюк.

5.      Уникальный стиль М. Шагала.

Данный массив разделен на этапы, представляющие основные течения русского авангарда и их ярких представителей. Если знакомить учащихся с самыми известными работами художников, то на изучение русского авангарда понадобиться три учебных занятия по 45 минут. Это не так много и утомительно для учащихся, которые в результате приобретут на эмоциональном подсознательном уровне полезнейший поток иконической информации, который в дальнейшем можно визуально актуализировать, анализировать и интерпретировать [4].

Использование технологии «иконического массива информации» призвано не только создавать у учащихся представление о наиболее ярких представителях истории художественной культуры, но и формировать собственное отношение к произведениям их творчества. Нередко в образовательном процессе преподаватели предоставляют учащимся излишнее количество информации о произведении и задумке автора, тем самым, лишая их собственного мнения об объектах культурного наследия. Очень точно по этому поводу высказывается американская танцовщица и хореограф финского происхождения Каролин Карлсон: «Не люблю объяснять свои произведения. Недавно на биеннале современного искусства в Венеции поняла, что либо все сошли с ума, либо я –    «белая ворона». Каждое полотно кто-то комментировал, каждый арт-объект сопровождался многословными текстами, разъясняющими, что хотел сказать автор. Читаешь, слушаешь, а потом видишь саму работу и думаешь: зачем растолковывали? Только хуже сделали, запрограммировали фантазию. Вот я и не объясняю – пусть у каждого будет свое восприятие» [5]. Иными словами, важно лишь предоставить учащимся необходимый пласт информации без излишних комментариев и многословных разъясняющих текстов, загоняющих в рамки мышление и восприятие. Технология иконического массива информации как нельзя лучше соответствует этому принципу.

В последние несколько лет огромную популярность получила мультимедийная выставка «Живые полотна», путешествующая по стране и демонстрирующая произведения всемирно известных художников.

Выставка начала работать в Екатеринбурге в 2014 году, и работает по настоящее время. Цель проекта заключается в том, чтобы максимально погрузить зрителя в мир мастера и раскрыть его творчество объемно, «иначе». Для этого полотна художника, которому посвящена выставка, проецируются на стены, потолок, пол, а

музыкальное сопровождение создает эффект полного присутствия. Возникает ощущение, что зритель оказался внутри художественного полотна. «Живые полотна» предоставляют зрителям возможность посмотреть порядка 200 лучших работ художника, а отсутствие практически всех текстовых пояснений работ позволяет посетителям самостоятельно сформировать мнение и впечатление о них. Вполне можно утверждать, что действие мультимедийной выставки аналогично действию предлагаемой технологии иконического массива информации.

Кроме того, посещение мультимедийного проекта ведет к возникновению и активации у зрителей эффекта синестезии, т.е. процесса взаимодействия зрения, слуха, обоняния, осязания и других чувств в процессе восприятия и анализа художественного произведения. С помощью синестезии создатели выставки формируют у зрителя целостное представление об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым включая зрительные и слуховые рецепторы. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, а живопись – зрительные. Талантливый и активный зритель слышит, видит, постигает в звуках, красках, картинах культурный универсум художественного произведения [1]. Иными словами, усилить впечатление от просмотра художественного произведения можно, добавив к нему, например, соответствующее музыкальное сопровождение.

Изобразительное искусство и музыка в качестве взаимодействующих компонентов используются чаще всего, и это не является случайным. Принципы живописного изображения и музыкального выражения не только различны, но в ряде отношений и противоположны. Так, изобразительное искусство опирается на зримое, оно статично и неподвижно, связано с воспроизведением внешнего, а музыка опирается на слышимое, она динамична и развивается во времени, воплощает внутреннее, отражает субъективный мир [3]. Но в этом противопоставлении, вероятно, и состоит принцип художественного познания сущности жизни человеческих отношений, мира в целом. Видимо поэтому каждое из этих искусств, существуя самостоятельно, нуждается во взаимодействии с другими искусствами.

При использовании технологии иконического массива информации для изучения истории изобразительного искусства необходимо также использование музыки, которая призвана дополнять смысл художественного произведения, а в совокупности оказывать сильное эмоциональное воздействие на учащихся. При этом важно помнить, что каждый музыкальный фрагмент должен быть небольшим по длительности для того, чтобы успеть показать 2 – 3 произведения изобразительного искусства.

Таким образом, в данной статье авторы предлагают общую идею технологии «массива иконической информации», которую в дальнейшем надо разрабатывать в методическом и технологическом аспектах с учетом всех факторов и компонентов профессионалами-педагогами качественно и презентовать в компьютерных мультимедийных технологиях с соответствующими краткими комментариями.

 

Список литературы

1.      Доманский В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе / В.А. Доманский // Флинта; Наука. Москва. 2002.

2.      Статья: Перечень фильмов, рекомендованных к просмотру  студентам ВГИК [Электронный ресурс] / Хорошее кино. Режим доступа: http://artmoviebase.com/a9

3.      Статья: Синтез искусств, как фактор формирования творческого развития дошкольников [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Режим доступа: http://nsportal.ru

4.      Степанов А.В., Степанова Т.М. Иконика: проектная концепция новой, интегральной дисциплины [Текст] / А.В. Степанов, Т.М. Степанова //Тамбов: Издательство «Грамота», 2013. № 12 (79). С. 160-164.

5.      Федоренко Е. Карлсон, которая живет в Париже // Культура. 2015. №32. С. 8.