Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место в социуме.

Разработанная технология организации процесса профессионально-личностного самоопределения старшеклассников успешно реализуется в условиях образовательной среды межшкольного учебного комбината.

Межшкольный учебный комбинат имеет для этого все необходимые ресурсы.

Во-первых, это  опыт сетевого  взаимодействия с общеобразовательными школами, учреждениями дополнительного и профессионального образования, учреждениями и организациями Белгородского района.

Во-вторых, кадровые ресурсы представлены инженерно-педагогическими работниками и специалистами различных профессиональных сфер деятельности, прошедшими обучение и повышение квалификации по проблемам профессионального образования.

Педагогический коллектив Разуменского межшкольного учебного комбината стал участником научного поиска в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Профессионально-личностное самоопределение сельских школьников в условиях образовательной среды межшкольного учебного комбината».

Организация нашей исследовательской работы предусматривала три этапа: организационный, процессуальный и контрольно-результативный.

Программные документы по модернизации российского образования определили новую парадигму, которая предполагает формирование у обучающихся  ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников.

Поэтому на первом этапе были разработаны концепция и программа эксперимента, методологическая база исследования; на основании проведенной диагностики выявлены особенности личностного и профессионального самоопределения школьников, обучающихся в МОУ «Разуменский МУК». По результатам констатирующего эксперимента построен проект модели организации процесса самоопределения старшеклассников.

Также проводилось изучение особенностей образовательной среды межшкольного учебного комбината, потребностей учащихся, их родителей в аспекте самоопределения школьников.

Была проведена диагностика по выявлению приоритетных направлений экспериментальной работы, в частности по определению педагогических условий эффективного профессионально-личностного самоопределения старшеклассников, потребностей и склонностей обучающихся и их родителей, что позволило реализовать намеченные задачи.

Второй этап экспериментальной работы был как раз и нацелен на проведение формирующего эксперимента, апробации технологии организации процесса профессионально-личностного самоопределения сельских школьников.

На третьем этапе эксперимента были подведены результаты работы учителей-экспериментаторов; апробация полученных данных на научно-практических конференциях и методических семинарах.

Были определены педагогические условия профессионально-личностного самоопределения школьников:

1.          Индивидуальное сопровождение школьника в его профессионально-личностном самоопределении (коучинг), ориентированное на модель выпускника комбината.

2.          Взаимодействие комбината с общеобразовательными учреждениями, УПО, производственными предприятиями, родителями обучающихся, направленное на формирование позитивного отношения к будущей профессии.

3.          Разработка и реализация технологии профессионально-личностного самоопределения в условиях комбината.

4.          Совершенствование профессионально-педагогической культуры учителя.

5.          Система деятельности психологической службы, обеспечивающей мониторинг изменений ценностных ориентаций школьников в отношении к туру. К будущей профессии на основе разработки и применения диагностических материалов.

Для получения положительных результатов в реализации педагогических условий организации процесса профессионально-личностного самоопределения школьников организована научно-методическая работа в коллективе по совершенствованию профессионально-педагогической культуры учителя. С этой целью разработан цикл занятий:

·       обучающие  семинары:  «Исследовательский  подход  к  организации  профессионально-личностного самоопределения», «Педагогическая компетентность»;

·       тематические семинары: «Педагогическое содействие профессионально-личностному самоопределению сельских школьников»;

·       педагогические советы «Учебно-дидактические игры в развитии профессиональной направленности обучающихся»,  «Психологический  комфорт  на  уроке  как  условие  развития  личности  ребенка»,

«Профессиональная      ориентация      как      условие      профессионально-личностного      самоопределения школьников»;

·       различные виды индивидуально-групповой работы с учителями;

·       разработка методических рекомендаций.

Учителя активно внедряют в работу информационно-коммуникационные технологии (учитель Гусакова Н.Е., учитель Рябинин А.И.), метод проектов (учитель Боровец О.С., учитель Четина М.В.), технику арт-терапии, компьютерную диагностику (педагог-психолог Тычинина Г.А.).

В целях развития личности обучающегося используются разнообразные формы воспитательной работы:

·       выставки

·       встречи

·       демонстрация моделей

·       игры

·       конкурсы

·       олимпиады

·       экскурсии

·       ярмарки и др.

Создание творческой группы учителей в составе Гусаковой Н.Е., Тычининой Г.А., Боровец О.С. позволило углубить работу по проблемам: «Профессиональная направленность учащихся», «Формирование умений самоанализа и самоконтроля в процессе учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности».

Разработанная, теоретически  обоснованная технология  позволила нашим выпускникам сделать выбор профессии более осмысленным, мотивированным, соответствующим их интересам, желаниям и возможностям.

За последние два года более 30% обучающихся выбрали для дальнейшего обучения в учреждения

профессионального образования профессию, освоенную в учебном комбинате.

 

 

Список литературы

1.      Белянина  О.А.  К  вопросу  психологической  поддержки  юных  людей  в  их  профессиональном самоопределении. Пенза: Приволжский дом знаний, 2008. – с. 73 – 78.

2.      Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.:  НПО «Модэк», 2002. – 392 с.

3.      Скаткин Н.М. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 2003. – 152 с.