06 февраля 2016г.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место в социуме.
Разработанная технология организации процесса профессионально-личностного самоопределения старшеклассников успешно реализуется в условиях образовательной среды межшкольного учебного комбината.
Межшкольный учебный комбинат имеет для этого все необходимые ресурсы.
Во-первых, это опыт сетевого взаимодействия с общеобразовательными школами, учреждениями дополнительного и профессионального образования, учреждениями и организациями Белгородского района.
Во-вторых, кадровые ресурсы представлены инженерно-педагогическими работниками и специалистами различных профессиональных сфер деятельности, прошедшими обучение и повышение квалификации по проблемам профессионального образования.
Педагогический коллектив Разуменского межшкольного учебного комбината стал участником научного поиска в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Профессионально-личностное самоопределение сельских школьников в условиях образовательной среды межшкольного учебного комбината».
Организация нашей исследовательской работы предусматривала три этапа: организационный, процессуальный и контрольно-результативный.
Программные документы по модернизации российского образования определили новую парадигму, которая предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников.
Поэтому на первом этапе были разработаны концепция и программа эксперимента, методологическая база исследования; на основании проведенной диагностики выявлены особенности личностного и профессионального самоопределения школьников, обучающихся в МОУ «Разуменский МУК». По результатам констатирующего эксперимента построен проект модели организации процесса самоопределения старшеклассников.
Также проводилось изучение особенностей образовательной среды межшкольного учебного комбината, потребностей учащихся, их родителей в аспекте самоопределения школьников.
Была проведена диагностика по выявлению приоритетных направлений экспериментальной работы, в частности по определению педагогических условий эффективного профессионально-личностного самоопределения старшеклассников, потребностей и склонностей обучающихся и их родителей, что позволило реализовать намеченные задачи.
Второй этап экспериментальной работы был как раз и нацелен на проведение формирующего эксперимента, апробации технологии организации процесса профессионально-личностного самоопределения сельских школьников.
На третьем этапе эксперимента были подведены результаты работы учителей-экспериментаторов; апробация полученных данных на научно-практических конференциях и методических семинарах.
Были определены педагогические условия профессионально-личностного самоопределения школьников:
1. Индивидуальное сопровождение школьника в его профессионально-личностном самоопределении (коучинг), ориентированное на модель выпускника комбината.
2. Взаимодействие комбината с общеобразовательными учреждениями, УПО, производственными предприятиями, родителями обучающихся, направленное на формирование позитивного отношения к будущей профессии.
3. Разработка и реализация технологии профессионально-личностного самоопределения в условиях комбината.
4. Совершенствование профессионально-педагогической культуры учителя.
5. Система деятельности психологической службы, обеспечивающей мониторинг изменений ценностных ориентаций школьников в отношении к туру. К будущей профессии на основе разработки и применения диагностических материалов.
Для получения положительных результатов в реализации педагогических условий организации процесса профессионально-личностного самоопределения школьников организована научно-методическая работа в коллективе по совершенствованию профессионально-педагогической культуры учителя. С этой целью разработан цикл занятий:
· обучающие семинары: «Исследовательский подход к организации профессионально-личностного самоопределения», «Педагогическая компетентность»;
· тематические семинары: «Педагогическое содействие профессионально-личностному самоопределению сельских школьников»;
· педагогические советы «Учебно-дидактические игры в развитии профессиональной направленности обучающихся», «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка»,
«Профессиональная ориентация как условие профессионально-личностного самоопределения школьников»;
· различные виды индивидуально-групповой работы с учителями;
· разработка методических рекомендаций.
Учителя активно внедряют в работу информационно-коммуникационные технологии (учитель Гусакова Н.Е., учитель Рябинин А.И.), метод проектов (учитель Боровец О.С., учитель Четина М.В.), технику арт-терапии, компьютерную диагностику (педагог-психолог Тычинина Г.А.).
В целях развития личности обучающегося используются разнообразные формы воспитательной работы:
· выставки
· встречи
· демонстрация моделей
· игры
· конкурсы
· олимпиады
· экскурсии
· ярмарки и др.
Создание творческой группы учителей в составе Гусаковой Н.Е., Тычининой Г.А., Боровец О.С. позволило углубить работу по проблемам: «Профессиональная направленность учащихся», «Формирование умений самоанализа и самоконтроля в процессе учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности».
Разработанная, теоретически обоснованная технология позволила нашим выпускникам сделать выбор профессии более осмысленным, мотивированным, соответствующим их интересам, желаниям и возможностям.
За последние два года более 30% обучающихся выбрали для дальнейшего обучения в учреждения
профессионального образования профессию, освоенную в учебном комбинате.
Список литературы
1. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении. Пенза: Приволжский дом знаний, 2008. – с. 73 – 78.
2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: НПО «Модэк», 2002. – 392 с.
3. Скаткин Н.М. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 2003. – 152 с.