Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Проблемы прогнозирования и перспективного планирования высоко актуальны в современном обществе во всех естественных и общественных науках. Не малое значение успешной деятельности в социальных сферах выполняют технологии прогностических исследований и социального проектирования, функции которых состоят в разработке моделей решений социальных проблем и их реализации. Чтобы обеспечить долгосрочные перспективы развития и функциональную интенсивность социальной сферы  необходимо сочетание определенности и гибкости этих технологий. [1]

Образование занимает особое место в отраслях социальной сферы и выполняет важную роль в повышении производительности труда. Необходимой составляющей успешного социально-экономического развития общества является наличие высококвалифицированной рабочей силы, с высоким уровнем образования и профессиональной подготовкой.

На сегодняшний день одной из основных и актуальных проблем в сфере образования в современных сложных и динамично-развивающихся условиях является необходимость повышения эффективности и качества педагогической деятельности на всех ее уровнях. В модернизации управления образования лежит процесс принятия решения, важную роль в котором возлагается на предвидение и перспективные прогностические функции прогнозирования конечного результата успешности обучения учащихся (П.И. Третьяков, И.А. Лукичева и др.), связанные с созданием гибких адаптивных механизмов управления.

Рассмотрение с разных сторон личности, особенностей класса в группе и анализа данных конкретных педагогических ситуаций, которые  формируют основу педагогической диагностики,  являются необходимым условием для построения учебно-воспитательного процесса, в результате прогнозирование сводится к установке педагогической цели. Это происходит потому, что цель, являясь систематическим фактором педагогическая системы, генерирует все проблемы, которые не могут быть обойдены. Если диагностические цели не выполняются, элемент "цели" не может быть основой для улучшения системы обучения. Цель – это ожидаемое будущее. Высока потребность в более объективных и достоверных прогнозах ожидаемых результатов на пути к цели и после ее достижения в развивающихся условиях. Несмотря на тот очевидный факт, что знания нам нужны для того, чтобы жить лучше в будущем, никто не учил, как использовать эти знания, чтобы представлять свое будущее. По каким законам будет, развивается будущее? Точность прогнозирования многих процессов, явлений, событий и ситуаций очень далеки от уровня достоверности прогноза. На первый план выступают новая научная дисциплина - прогностика, изучающая процесс разработки прогнозов в различных отраслях научного знания. [2]

Прогностика – древнегреческое слово, означающее в самом общем смысле искусство формулирования прогнозов. Широко распространенное понятие "прогностическая" появилось более двадцати веков назад, после написанием Гиппократом книги под названием "Прогностика", в котором рассматриваются методы определения течения и исхода различных болезней. Теперь собственно процесс является формированием перспективного мышления, которое будет способствовать объективному и уверенному взгляду в будущее. [2]

Педагогическое прогнозирование чаще рассматривается как способ получения предопределенной информации об объекте, полагающийся на обоснованные научно, положения и методы. Объектами при этом выступают ученик, класс, знания, отношения и т.п.

Педагог должен знать и уметь применять следующие методы прогнозирования: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и другие.

Дифференцируют два вида прогнозирования: поисковое, которое нацелено на определение будущего состояния объекта, с учетом логики его развития и влияния внешних условий и нормативное, когда предопределенность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния. При проектировании педагогического процесса основы поискового и нормативного прогнозирования очень тесно взаимосвязаны. Возможные этапы для получения планируемых результатов это как раз и есть характерные предположения о приемлемости разнообразных методов решения педагогической задачи, подбор которых осуществляет сам педагог. [3]

Прогнозирование в методической работе учителя дает возможность предполагать какие результаты деятельности будут получены вследствие исключительной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности не зависимо от трудностей связанных с методами достижения — это всегда спроектированный результат еще не проведенной деятельности, смоделированный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование. [3]

Педагогическое проектирование – явление  разноаспектное, и рассматривая вопрос  о проектировании, можно встретиться разными подходами к определению свойств этого понятия. В педагогической литературе проектирование рассматривается:

-      как методологический принцип, в сочетании с которым деятельность осуществляется с учетом личностной значимости учебной деятельности; проектная деятельность  – смыслообразующая, значимая, потенциальная культура педагога; [4]

-       как  особый  вид  деятельности,  направленный  на  создание  проекта.  Проект  –  это,  дословно, «выброшенный вперед», т.е. прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта;

-    как педагогический метод, который предполагает поиск единомышленников в понимании проблемы, рассмотрение смысла проблемы в дискуссионных формах, обмен смыслами и замыслами, поиск факторов, которые не позволяют прийти к эффективному решению проблемы, достижение консенсуса в планируемых результатах и оценка потенциальных возможностей при осуществлении проекта;

-   как механизм разработки технологии в педагогике.

Образовательные технологии обеспечиваются педагогическим проектированием. Проектировать в педагогике - значит, исходя из предполагаемых результатов, создавать такие методы и способы, при реализации которых педагогические действия должны способствовать достижению поставленной цели, при этом происходит развитие всех участников педагогического процесса:

-   как функция педагога, не менее значимая, чем организаторская или коммуникативная, направленная на создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирования ее результата;

-      как часть учебно-методической деятельности педагога, которая связана с постановкой цели и мероприятий с участием учащихся для ее достижения.

Обычно под педагогическим проектированием подразумевается предварительная разработка основных аспектов предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Различают два типа проектирования:

а) психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала: обучения — как освоения способов деятельности; формирования — как освоения совершенной формы действия, воспитания — как взросления и социализации;

б) социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы. Оно предполагает изучение и учет содержания социального заказа, особенностей социальной среды, уклада жизни, национальных и других социокультурных факторов, влияющих на функционирование образовательных учреждений (Слободчиков В.И.).

Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Под методом проектов подразумевают определенный набор приёмов, действий учащихся в их четкой последовательности для достижения планируемой задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель этого метода состоит в возможности выбора учащимися способов самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. [4]

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в проектной деятельности, к таким качествам можно отнести:

-    умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;

-   меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами;

-    у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;

-    на этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач, понимание ошибок – все это создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, позволяет сформировать адекватную оценку и самооценку.

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогическая система – это целостное  единство всех факторов,  способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Подсистема – это особое образование, ей присущи специфические признаки:

-   она всегда имеет цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

-   ведущим звеном всегда является учащийся (воспитанник);

-     строится и  действует как  система открытая, то есть способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.

Педагогический процесс – динамическая система, системообразующим фактором которой является педагогическая цель, а общим качеством – взаимодействие педагога и ученика. Педагогический  процесс – главный для педагога объект проектирования. [5]

Педагогическая ситуация – это составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Еще один подход к пониманию сущности педагогической ситуации трактует ее как особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации (В.В. Сериков). Ситуационный подход связан с проектированием такого способа жизнедеятельности воспитанников, который адекватен природе личностного развития индивида. Специфика подобного развития состоит в осмысливании (наделении смыслами), субъективировании, переживании собственной жизненной ситуации, которая одновременно и сложилась объективно, и порождена субъектом — избрана, сотворена им, особым образом понимается, принимается, истолковывается и означивается им, предстает для него как определенное событие. Личностный опыт — это осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, которая востребовала приложения личностного потенциала индивида, его проявления как личности. Личность не растворяется в ситуации. Быть личностью — значит быть независимым от ситуации, стремиться к ее преобразованию. [5]

Педагогическое прогнозирование, будучи связанным с целеполаганием, своим конечным итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач. При этом происходит материализация педагогической задачи через ее воплощение в конкретном учебном материале с учетом подготовленности и ближайших резервных возможностей личности и коллектива, т.е. тех данных, которые дает педагогическая диагностика. Как результат научно обоснованного прогнозирования, педагогическая задача синтезирует содержательную, мотивационную и операциональную стороны деятельности и педагога и школьника. Педагог формулирует педагогическую задачу сначала для себя и лишь затем "озадачивает" воспитанников и включает их в решение. [6]

В результате профессионально проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического планирования образовательного процесса. Педагогическое проектирование заключается в содержательном, организационно-методическом, материально-техническом и социально-психологическом (эмоциональном, коммуникативном и т.п.) оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи.

 

Список литературы

1.      Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] / М.Т. Громкова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 447 с. ЭБС Университетская библиотека-online.

2.      Калаков, Н.И. Методология прогностического исследования в глобалистике. (На материале анализа прогнозирования социально-образовательных процессов) [Электронный ресурс] / Н.И. Калаков. -  М.: Академический проект, 2010. - 752 с. ЭБС Университетская библиотека-online.

3.      Леньков, Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: учеб. пособие / Р.В. Леньков. - М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2013. - 192 с. ЭБС Университетская библиотека-online.

4.      Методология моделирования и прогнозирования современного мира [Электронный ресурс]. - М.: Прометей, 2012. - 198 с. ЭБС Университетская библиотека-online.

5.      Третьяков П.И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). М., 1995.- 204с.

6.      Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М.Ф. Шкляр. - М.: Дашков и К, 2012. - 244 с. ЭБС Университетская библиотека-online.